Как это снято: «Инопланетянин»

Драматургия: история взросления в семейной драме с фантастическим сюжетом

Стивен СпилбергСтивен Спилберг

«Инопланетянина» зачастую называют самым личным (по крайней мере, на момент его создания) фильмом Стивена Спилберга. Это определение можно считать верным как минимум по двум причинам. Во-первых, история подростка, тяжело переживающего развод родителей и нашедшего утешение в дружбе с близким по духу пришельцем, перекликается с биографией самого режиссера, чьи родители развелись. Во-вторых, Спилберг изначально задумывал ленту как интимное авторское высказывание в противовес масштабным жанровым хитам 70-х: «Челюстям» и «Близким контактам третьей степени». Правда, созрело оно лишь в 80-е, вобрав в себя идеи других нереализованных проектов режиссера. Так из неснятого сиквела «Близких контактов» в картину перекочевала линия инопланетянина, забытого на Земле и мечтающего вернуться на родину. В свою очередь из сценария Джон Сейлза, который тот по заказу Спилберга написал для так и не увидевшего свет фантастического фильма «Ночные небеса» о пришельцах, терроризирующих американскую семью, возник мотив дружбы одного из вторженцев с младшим сыном.

Стивен Спилебрг и Мелисса МэтисонСтивен Спилберг и Мелисса Мэтисон

Объединить разрозненные задумки в стройную драматическую историю должна была Мелисса Мэтисон — будущая жена Харрисона Форда, с которым в ту пору режиссер работал над приключенческим блокбастером «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега». Сценарий Мэтисон впечатлил Спилберга с первого драфта и позволил ему обойтись без раскадровок. Стоит отметить, что рабочим названием «Инопланетянина» был заголовок «Жизнь мальчика», доказывающий, что главный герой картины — именно Эллиот. В первом акте он предстает растерянным подростком, которому сложно наладить контакт с внешним миром, зато легко найти укрытие в мире грез и комиксов. Встреча с Е.Т. поначалу пугает впечатлительного парнишку, но увидев в пришельце такого же, как он сам, фриковатого одиночку, отбившегося от своих, Эллиот (к слову, в аббревиатуре E.T. зашифровано не только «Extra-Terrestrial», но и имя мальчика) принимает решение взять на себя заботу об инопланетянине. Развитию их прекрасной дружбы посвящен второй акт. Благодаря ей подавленный уходом отца герой закаляет характер, сближается с братом, сестрой и сверстниками и учится отпускать тех, кого любит, мужественно помогая пришельцу выйти на связь с домом. Однако вернуть Е.Т. на родину оказывается совсем не просто, ведь этому мешает вторжение в волшебный мирок друзей земных взрослых, которым заматеревший Эллиот должен дать отпор в третьем акте. Таким образом, в рамках классической трехчастной структуры развивается история воспитания чувств, где главный герой в финале обретает мужество, которого ему не хватало в начале, а заглавный персонаж — учится человечности.

 

Кастинг: очеловечивание Е.Т. и актеры-дети

Карло Рамбальди при создании Е.Т. Карло Рамбальди при создании Е.Т.

Изобразить инопланетянина живым и человечным, но в то же время отличным от человека было для Стивена Спилберга важнейшей задачей. К ее выполнению он подключил итальянского мастера спецэффектов Карло Рамбальди, начинавшего с работы в джалло у Лючио Фульчи и Марио Бавы и создавшего среди прочего голову «Чужого» Ридли Скотта. Он прекрасно понимал, как сделать пугающее существо, при этом не лишенное обаяния. Его стараниями внешне Е.Т. напоминает черепаху без панциря с гигантской головой, длинной шеей и руками, короткими ногами и огромными глазами вразлет. Эти черты Рамбальди почерпнул из собственной картины «Женщины Дельты», нарисованной во время учебы в Академии изящных искусств в Болонье. Человечность физиономии пришельца придали детали, подсмотренные у Альберта Эйнштейна, Эрнеста Хемингуэя и поэта Карла Сэндберга. Ну а непревзойденное очарование досталось Е.Т. от мопса.

Картина «Женщины Дельты»

Картина «Женщины Дельты»

Лица, использованные в создании Е.Т.

Лица, использованные в создании Е.Т.

При съемках инопланетянина в статичных сценах в ход шел дорогостоящий робот-аниматроник (увесистая часть небольшого для кинофантастики бюджета в $10,5 миллионов ушла на его изготовление), за которым из соседней комнаты по телемониторам наблюдали кукловоды. Руки робота не всегда могли удерживать предметы, и тогда на помощь приходила актриса пантомимы Каприс Рот в аутентичных перчатках. Она подарила пришельцу антропоморфную пластику, которая ощущается в тончайших деталях,: например, в моменте, когда Е.Т. ест арбуз и, подобно человеку, вытирает капли, попавшие на лицо.
 
Перемещения инопланетянина оживляли лилипуты Пэт Билон и Тамара де Тро, а также двенадцатилетний безногий актер Мэттью де Мэритт, передвигавшийся на руках. Исполнители носили специальный костюм со съемной головой в трех экземплярах, отвечавших тем или иным эмоциям, которые было необходимо запечатлеть крупным планом.

Мальчик в костюме Е.Т.

Удивительный голос Е.Т. составил саунд-дизайнер Бен Бертт на основе аудиозаписей 18 разных людей и животных. Среди причастных к озвучиванию пришельца — сам Стивен Спилберг, актриса Дебра Уингер и пожилая заядлая курильщица Пэт Уэлш, подарившая голосу инопланетянина незабываемую хрипотцу и дребезжание.

Генри Томас, Дрю Бэрримор и Роберт МакНотонГенри Томас, Дрю Бэрримор и Роберт МакНотон

Создание яркого заглавного фантастического персонажа было едва ли более сложной задачей, чем поиск детей-актеров, способных быть убедительными без поддержки взрослых партнеров. Первой из троицы утвердили шестилетнюю Дрю Бэрримор. Во время прослушивания она «на голубом глазу» заявила Спилбергу, что вовсе не актриса, а играет на ударных в панк-группе под названием «Пурпурные людоеды», которая прошлым вечером дала убойный концерт для многотысячной толпы рокеров. Постановщик оценил потенциал богатого воображения девочки для роли младшей сестры Эллиота — фантазерки Герти. Старшего брата — Майкла — сыграл опытный театральный актер Роберт МакНотон, которого Спилберг заприметил еще на бродвейской сцене.

Стивен Спилберг и Генри ТомасСтивен Спилберг и Генри Томас

Сам экранный Эллиот — Генри Томас — попал в проект позже всех, ведь поиск подходящего претендента на главную роль оказался наиболее трудоемким. Кандидатуру одиннадцатилетнего актера Спилбергу посоветовал дружественный художник-постановщик и режиссер Джек Фиск, у которого годом ранее мальчик снимался в драме «Бродяга». На пробах к «Инопланетянину» Томас получил задание объяснить государственному представителю, почему тот не имеет права разлучать его с Е.Т. Во время исполнения подросток представил свою погибшую собаку и расплакался, вспомнив боль утраты лучшего друга. В конце душераздирающего выступления он услышал от Спилберга заветное: «ОК, парень, работа у тебя в руках». Стоит отметить, что эмоции, которые Генри Томас показал в финале картины, тоже были абсолютно искренними, ведь все эпизоды снимались в полном соответствии с развитием событий в сценарии, что позволило юным актерам глубоко погрузиться в историю.
 

Пробы Генри Томаса

По замыслу авторов, подобный накал чувств взрослым недоступен, поэтому большинство из них показаны в фильме безликими и схематичными. Исключение — мать Эллиота, сохранившая детскую непосредственность (это особенно заметно в сцене подготовки к Хэллоуину), и правительственный агент, верящий в чудо, как ребенок. Первая роль досталась «королеве крика» Ди Уоллес, вторая — Питеру Койоту, который ранее уступил роль Индианы Джонса Харрисону Форду, но запомнился Спилбергу благодаря своей неуклюжести на неудачных пробах.

 

Локации: Редвуд, Сан-Гейбриел и Портер Ранч

Большая часть съемок прошла в калифорнийском Калвер-сити на знаменитой Culver Studios, где ранее создавали такие этапные картины, как «Кинг Конг» и «Унесенные ветром». Некоторые сцены сняли за пределами студии. Так роль школы Эллиота исполнила Culver City High School, дом его семьи разместился в лос-анджелесской окрестности Санленд-Тахунга с видом на горы хребта Сан-Гейбриел, а для лесных эпизодов выбрали национальный парк «Редвуд», покрытый древними лесами секвой. Городские сцены вроде Хэллоуина и погони снимали в поселке Портер Ранч.

Дом семьи Эллиота

Дом семьи Эллиота

Национальный парк «Редвуд»

Национальный парк «Редвуд»

Национальный парк «Редвуд»

Национальный парк «Редвуд»

Визуальное решение: съемка с точки зрения ребенка, параллельный монтаж, цитаты и спецэффекты

Ключевое для ленты противопоставление мира детей миру взрослых поддерживается особой манерой съемки на уровне глаз ребенка, а также показом старших персонажей нарочито условными. Прием отсылает к мультфильмам о приключениях Тома и Джерри, где люди представлены исключительно со спины и ниже пояса, ведь они для животных хоть и соседи, но из параллельной вселенной. Эту преемственность Спилберг подчеркивает введением мизанабима, когда подвыпивший Е.Т. смотрит телевизор и натыкается на нетленку про кота и мышонка.
 

Сцена с нетрезвым инопланетянином интересна еще по нескольким причинам. Во-первых, — это яркий пример использования параллельного монтажа, с помощью которого здесь Кэрол Литтлтон, получившая за свою работу номинацию на «Оскар», достигает эффекта взаимосвязи между действиями пришельца и Эллиота, который будто бы чувствует опьянение друга и набирается храбрости, чтобы спасти лягушек на уроке биологии и поцеловать симпатичную одноклассницу. Во-вторых, поступок мальчика монтажно рифмуется с цитатой из классической мелодрамы Джона Форда «Тихий человек», попавшей в поле зрения Е.Т. во время телепросмотра.
 

Не пренебрегает Спилберг и самоцитированием, но применяет менее очевидные техники, чем мизанабим. Это касается как использования «фирменных» приемов вроде Spielberg Face (здесь особенно примечателен финал с переходом на крупный план Эллиота, провожающего взглядом корабль Е.Т.) и Jaws Shot, так и более прямых отсылок к собственному творчеству. Например, можно заметить сразу два упоминания эпохального триллера «Челюсти». Так, рассказывая пришельцу об особенностях жизни на Земле, Эллиот говорит, что акулы едят других рыб и людей, а космический корабль собратьев Е.Т. недвусмысленно напоминает акулью пасть. Впрочем, ирония читается не только в отношении режиссера к собственному творчеству, но и в его обращении к достижениям коллег по цеху. В частности, примечательна сцена Хэллоуина, в которой инопланетянин, встретив ребенка в костюме Йоды, начинает кричать: «Дом! Дом!». Не менее забавен и ответный ход Джорджа Лукаса, который узнал про камео своего героя в фильме товарища лишь на спецпоказе и спустя годы сделал соплеменников Е.Т. участниками заседания Галактического сената в «Скрытой угрозе».
 

Имя Лукаса можно упомянуть еще и по той причине, что ответственность за визуальные эффекты в «Инопланетянине» лежит на сотрудниках его компании Industrial Light & Magic. В частности, задачей команды Денниса Мьюрена было окружить пришельца, чей вид сложно назвать естественным, натуралистичными спецэффектами. В результате, например, знаменитая сцена полета Эллиота и E.T. на велосипеде мимо Луны, подарившая логотип киностудии Amblin Entertainment, была создана практически без компьютерной графики. Мьюрен и сотоварищи несколько недель потратили на поиски идеального места, позволяющего снять полнолуние на фоне деревьев. Таким образом, вид, который может показаться нарисованным, был абсолютно реальным. А вот мальчик и пришелец в каноническом эпизоде, напротив, представлены моделями, которые добавили к «лунному кадру» на постпродакшне.

Кадр из фильма «Инопланетянин»Кадр из фильма «Инопланетянин»

 

Саундтрек: величественная сентиментальность Джона Уильямса

 

Одна из ярчайших сцен фильма немыслима и без вдохновляющей музыки Джона Уильямса, ставшей своего рода мелодическим эквивалентом состояния полета. Тема, признанная своеобразным «сердцем картины», удостоилась двух премий «Гремми» — за лучшую инструментальную композицию и лучшую аранжировку. Престижнейшую музыкальную награду получил и весь оригинальный саундтрек, также принесший Уильямсу ряд значительных кинопризов — «Оскар», «Золотой глобус», BAFTA и «Сатурн». Впрочем, сотрудничество легендарного композитора, который едва ли не лучше всех знает, как должна звучать та самая «голливудская магия», со Стивеном Спилбергом было очень плодотворным и до «Инопланетянина» («Оскар» за музыку к «Челюстям» — тому подтверждение). Тогда как сама картина уступила главную награду оскаровской гонки байопику Ричарда Аттенборо «Ганди». Стоит ли говорить, что это вовсе не помешало проникновенной семейно-фантастической истории более десяти лет удерживать звание самой кассовой ленты американского кинопроката, войти во всевозможные киноучебники и кинорейтинги, а главное — воспитать (и продолжать воспитывать) не одно поколение тонко чувствующих кинозрителей.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *