Драматургия: история взросления в семейной драме с фантастическим сюжетом
Стивен Спилберг
Стивен Спилберг и Мелисса Мэтисон
Кастинг: очеловечивание Е.Т. и актеры-дети
Карло Рамбальди при создании Е.Т.
Мальчик в костюме Е.Т.
Генри Томас, Дрю Бэрримор и Роберт МакНотон
Создание яркого заглавного фантастического персонажа было едва ли более сложной задачей, чем поиск детей-актеров, способных быть убедительными без поддержки взрослых партнеров. Первой из троицы утвердили шестилетнюю Дрю Бэрримор. Во время прослушивания она «на голубом глазу» заявила Спилбергу, что вовсе не актриса, а играет на ударных в панк-группе под названием «Пурпурные людоеды», которая прошлым вечером дала убойный концерт для многотысячной толпы рокеров. Постановщик оценил потенциал богатого воображения девочки для роли младшей сестры Эллиота — фантазерки Герти. Старшего брата — Майкла — сыграл опытный театральный актер Роберт МакНотон, которого Спилберг заприметил еще на бродвейской сцене.
Стивен Спилберг и Генри Томас
Сам экранный Эллиот — Генри Томас — попал в проект позже всех, ведь поиск подходящего претендента на главную роль оказался наиболее трудоемким. Кандидатуру одиннадцатилетнего актера Спилбергу посоветовал дружественный художник-постановщик и режиссер Джек Фиск, у которого годом ранее мальчик снимался в драме «Бродяга». На пробах к «Инопланетянину» Томас получил задание объяснить государственному представителю, почему тот не имеет права разлучать его с Е.Т. Во время исполнения подросток представил свою погибшую собаку и расплакался, вспомнив боль утраты лучшего друга. В конце душераздирающего выступления он услышал от Спилберга заветное: «ОК, парень, работа у тебя в руках». Стоит отметить, что эмоции, которые Генри Томас показал в финале картины, тоже были абсолютно искренними, ведь все эпизоды снимались в полном соответствии с развитием событий в сценарии, что позволило юным актерам глубоко погрузиться в историю.
Пробы Генри Томаса
По замыслу авторов, подобный накал чувств взрослым недоступен, поэтому большинство из них показаны в фильме безликими и схематичными. Исключение — мать Эллиота, сохранившая детскую непосредственность (это особенно заметно в сцене подготовки к Хэллоуину), и правительственный агент, верящий в чудо, как ребенок. Первая роль досталась «королеве крика» Ди Уоллес, вторая — Питеру Койоту, который ранее уступил роль Индианы Джонса Харрисону Форду, но запомнился Спилбергу благодаря своей неуклюжести на неудачных пробах.
Локации: Редвуд, Сан-Гейбриел и Портер Ранч
Визуальное решение: съемка с точки зрения ребенка, параллельный монтаж, цитаты и спецэффекты
Сцена с нетрезвым инопланетянином интересна еще по нескольким причинам. Во-первых, — это яркий пример использования параллельного монтажа, с помощью которого здесь Кэрол Литтлтон, получившая за свою работу номинацию на «Оскар», достигает эффекта взаимосвязи между действиями пришельца и Эллиота, который будто бы чувствует опьянение друга и набирается храбрости, чтобы спасти лягушек на уроке биологии и поцеловать симпатичную одноклассницу. Во-вторых, поступок мальчика монтажно рифмуется с цитатой из классической мелодрамы Джона Форда «Тихий человек», попавшей в поле зрения Е.Т. во время телепросмотра.
Не пренебрегает Спилберг и самоцитированием, но применяет менее очевидные техники, чем мизанабим. Это касается как использования «фирменных» приемов вроде Spielberg Face (здесь особенно примечателен финал с переходом на крупный план Эллиота, провожающего взглядом корабль Е.Т.) и Jaws Shot, так и более прямых отсылок к собственному творчеству. Например, можно заметить сразу два упоминания эпохального триллера «Челюсти». Так, рассказывая пришельцу об особенностях жизни на Земле, Эллиот говорит, что акулы едят других рыб и людей, а космический корабль собратьев Е.Т. недвусмысленно напоминает акулью пасть. Впрочем, ирония читается не только в отношении режиссера к собственному творчеству, но и в его обращении к достижениям коллег по цеху. В частности, примечательна сцена Хэллоуина, в которой инопланетянин, встретив ребенка в костюме Йоды, начинает кричать: «Дом! Дом!». Не менее забавен и ответный ход Джорджа Лукаса, который узнал про камео своего героя в фильме товарища лишь на спецпоказе и спустя годы сделал соплеменников Е.Т. участниками заседания Галактического сената в «Скрытой угрозе».
Имя Лукаса можно упомянуть еще и по той причине, что ответственность за визуальные эффекты в «Инопланетянине» лежит на сотрудниках его компании Industrial Light & Magic. В частности, задачей команды Денниса Мьюрена было окружить пришельца, чей вид сложно назвать естественным, натуралистичными спецэффектами. В результате, например, знаменитая сцена полета Эллиота и E.T. на велосипеде мимо Луны, подарившая логотип киностудии Amblin Entertainment, была создана практически без компьютерной графики. Мьюрен и сотоварищи несколько недель потратили на поиски идеального места, позволяющего снять полнолуние на фоне деревьев. Таким образом, вид, который может показаться нарисованным, был абсолютно реальным. А вот мальчик и пришелец в каноническом эпизоде, напротив, представлены моделями, которые добавили к «лунному кадру» на постпродакшне.
Кадр из фильма «Инопланетянин»
Саундтрек: величественная сентиментальность Джона Уильямса
Одна из ярчайших сцен фильма немыслима и без вдохновляющей музыки Джона Уильямса, ставшей своего рода мелодическим эквивалентом состояния полета. Тема, признанная своеобразным «сердцем картины», удостоилась двух премий «Гремми» — за лучшую инструментальную композицию и лучшую аранжировку. Престижнейшую музыкальную награду получил и весь оригинальный саундтрек, также принесший Уильямсу ряд значительных кинопризов — «Оскар», «Золотой глобус», BAFTA и «Сатурн». Впрочем, сотрудничество легендарного композитора, который едва ли не лучше всех знает, как должна звучать та самая «голливудская магия», со Стивеном Спилбергом было очень плодотворным и до «Инопланетянина» («Оскар» за музыку к «Челюстям» — тому подтверждение). Тогда как сама картина уступила главную награду оскаровской гонки байопику Ричарда Аттенборо «Ганди». Стоит ли говорить, что это вовсе не помешало проникновенной семейно-фантастической истории более десяти лет удерживать звание самой кассовой ленты американского кинопроката, войти во всевозможные киноучебники и кинорейтинги, а главное — воспитать (и продолжать воспитывать) не одно поколение тонко чувствующих кинозрителей.