Трейлер фильма «Дюнкерк» (2017)
Иногда предсказать, что нас ждет, бывает относительно просто. В 2015 году, например, многие критики еще в сентябре посчитали, что триумфатором премии станет «В центре внимания» («Дорога ярости» была слишком хороша, «Выживший» — не настолько хорош). С другой стороны, в 2016 году было сложно сказать, кто получил приз за лучший фильм, даже после того, как раздали все награды.
В 2017 произойдет одно из трех:
- «Дюнкерк» унесет с собой главный приз, прихватив кучу технических наград;
- «Секретное досье» Стивена Спилберга воспользуются историческим моментом и станет первым фильмом, вышедшим в конце декабря, проскочившим до дедлайна и унесшим с собой приз, со времен «Малышки на миллион»;
- «Прочь» или «Зови меня своим именем» Луки Гуаданьино выйдет вперед. Фильм с бюджетом меньше 10 миллионов долларов станет лучшим фильмом второй год подряд, еще раз доказав, что «Лунный свет» изменил гораздо больше, чем можно было подумать, преобразив понятие «фильма на „Оскар“».
Давайте начнем с первого — и самого вероятного — сценария.
Кристофер Нолан на съемках фильма «Дюнкерк» (2017) / Фото Warner Bros.
«Дюнкерк» станет лучшим фильмом. Практически наверняка станет. Ну ладно, он вполне может им стать. Кристофер Нолан, гигант, очнувшийся после спячки, вернулся с блокбастером-симфонией, ставшим одним из самых больших ($524 млн мировых сборов для исторического эпика) и самых интересных студийных проектов года. Дело даже не в 92 процентах на RottenTomatoes или рейтинге на IMDB, популярном фанатском сайте Нолана. Даже на Metacritic фильм получил умопомрачительные 94 балла.
Несмотря на то, что это самый приземленный фильм одного из популярнейших режиссеров современности, он был достаточно свеж, чтобы удивить критиков, и достаточно эффектен, чтобы захватить зрителей. Ветераны Второй мировой и фанаты One Direction не часто могут найти повод объединиться. Если бы «Дюнкерк» вышел в давние времена, когда качественный исторический эпик гарантированно получал определенное количество голосов, его название бы уже выгравировали на паре золотых статуэток.
Кадр из фильма «Дюнкерк» (2017) / Фото: Warner Bros.
Но верная победа уже ускользала от участников оскаровской гонки. Фильму вполне могут помешать несколько обстоятельств. Во-первых, это история не про Америку, а это для киноакадемии всегда было сложно. Это не история о военном триумфе. Это не эмоциональная «слезовыжималка», как «Спасти рядового Райана», который тоже не смог выиграть «Оскар», даже убив школьного учителя в исполнении Тома Хэнкса.
Самое узнаваемое лицо в «Дюнкерке» почти полностью скрыто за защитной маской, и даже преданнейшие фанаты фильма вряд ли вспомнят имена хоть одного из персонажей. Это потрясающее произведение, которое порождает сочувствие своей зрелищностью. Это полотно, которое нужно видеть на экране размером с небоскреб, чтобы оценить замысел режиссера. Другими словами, хорошо, что достаточно много голосующих посмотрело фильм на большом экране, поскольку традиционные DVD-скринеры вряд ли смогли полностью передать всю его красоту.
На съемках фильма «Секретное досье» (2017) / 20th Century Fox
Надо учесть и «Секретное досье». Каждый год появляется фильм, который — благодаря тайне, «родословной» и удачной дате выхода — все считают важным претендентом. Надо ли говорить, что историческая драма Стивена Спилберга с Томом Хэнксом и Мерил Стрип — это, фактически, эталонная темная лошадка сезона наград. И это еще мы не принимали во внимание, что фильм рассказывает о журналистах, которые рассекретили документы Пентагона о Вьетнамской войне.
Да, актуальные фильмы побеждают не всегда (в чем, например, актуальность Майкла Китона, бегущего в трусах по Таймс-сквер?), но в наше время то, о чем снимали фильм, часто превалирует над тем, как его сняли. «Дюнкерк» может поднимать вопросы о силе самоотверженности и единства, но его темы могут оказаться слишком размытыми для тех, кто жаждет чего-то более буквального. И здесь «Секретное досье» может выйти вперед. И не только оно.
Ту же самую логику можно применить и фильмам «Три биллборда на границе Эббинга, Миссури» и «Прочь». Когда-то хоррор Джордана Пила даже и не подумали бы включить в число номинантов, но на этот раз старые правила вполне могут забыть. Киноиндустрия развивается быстрее, чем мы успеваем замечать изменения, поэтому сейчас определение «фильма на „Оскар“» сильно отстало от жизни. Любители делать предсказания автоматически выделяют исторические фильмы с белым актерским составом, потому что именно такие фильмы мы привыкли видеть победителями. Но Харви Вайнштейн здесь больше не работает, а «Игра в имитацию» статуэтку так и не получила.
Трейлер фильма «Три биллборда на границе Эббинга, Миссури» (2017)
«Дюнкерк» очень похож на те фильмы, которые выигрывали главный «Оскар» раньше, но не сильно походит на недавних победителей. Начнем с того, что он намного дороже. Уже долгое время триумфаторами «Оскара» становятся более скромные картины, а «Чикаго», «Возвращение короля» и даже «Арго» тут выглядят, скорее, исключениями из правил. «Миллионер из трущоб», «Артист», «Повелитель бури» — все они сняты меньше, чем за $15 млн. «Лунный свет» сняли за мизерную долю от этой суммы. «Старикам тут не место» за $25 млн — это практически «Унесенные ветром» по сравнению с недавними победителями. «Дюнкерк» стоит больше, чем пять предыдущих «лучших фильмов» вместе взятых. К тому же, это будет самый дорогой победитель со времен «Гладиатора» в 2000 году.
Изменились и сами голосующие. В июне 2016 года академия расширила свой состав, пригласив 683 новых члена, стремясь сделать свой состав еще более разнообразным к 2020 году. Среди новичков — 46% женщин, 41% — небелые. «Лунный свет» одержал бы победу независимо от этого расширения, но на это повлияло еще и то, что пожилые белые мужчины, так долго определявшие вкусы организации, постепенно начали уходить.
Трейлер фильма «Лунный свет» (2016)
В июне 2017 в Академию пришли еще 774 человека, включая 19-летнюю Эль Фэннинг. Да, организации предстоит еще долгое развитие, однако уже сейчас в ее рядах — 28% женщин, 13% — небелых. Кроме того, ее члены заметно помолодели в целом. Новые люди — это новый взгляд и новые стандарты.
Постепенно, с появлением таких компаний-дистрибьюторов, как A24 и Annapurna, студии-мейджоры начнут терять свои преимущества перед более скромными представителями киноиндустрии. «Она», «Одержимость», «Комната» — такие фильмы раньше довольствовались лишь включением в число номинантов, а теперь у «Проекта „Флорида“» есть все шансы на статуэтку. «Дюнкерк» — прекрасный фильм, который понравится широкому зрителю, но такой проект был бы очевидным победителем в 1998 году, и это может сыграть против него зимой 2018-го.
Кадр из фильма «Дюнкерк» (2017) / Фото: Warner Bros.
Да, Американская киноакадемия сможет гордиться, что отдала приз «Дюнкерку». Но его триумф не будет означать, что «Оскары» снова будут давать эпичным проектам. Это будет означать, что приз дали прекрасной ленте. Авторы «Секретного досье» тоже могут уйти домой со статуэткой, но на это решение будут смотреть через призму политики. Однако если победу одержит любой другой достойный кандидат, это будет означать, что «Оскар» окончательно изменился, и масштаб картины теперь точно не имеет значения.
Источник: indiewire.com