Короткометражные фильмы тяжело монетизировать.
Хронометраж делает их дистрибуцию невыгодной, так что в большинстве случаев им открыта только одна дорога — на фестивали. Короткометражные программы кинофестивалей в большинстве своем служат лишь ступенькой на пути к более продолжительному контенту. Или же платформой для технических и творческих экспериментов, а вовсе не самоцелью для авторов.
Некоторые используют короткометражки в качестве «доказательства концепции». Это расшифровывается примерно так: «Пожалуйста, дайте мне все ваши деньги, чтобы развить эту короткометражку до полного метра». Или: «Вы можете быть уверены: я сделаю это на профессиональном уровне». Или: «Людям понравилась история — посмотрите, сколько лайков».
Кадр из фильма «Зигота» / Фото: Oats Studios
В то же время, не стоит забывать, что короткий метр — это не только ступенька к чему-то большему, это искусство само по себе. Искусство, представителей которого очень много. Но вы уверены, что в вашей работе есть зерно, а не плевел. Так куда же вам двигаться?
В прошлом, если у вас отлично получались короткометражные фильмы, у вас было всего несколько вариантов использовать свой талант, чтобы заработать на жизнь: рекламные ролики, музыкальные клипы и возможно, если вы особенно удачливы, вы успели попасть на сайты BuzzFeed или The Onion до того, как веб-пародия стала той конкурентной средой, которой она является сейчас. Способы монетизировать контент достаточно ограничены, и вам нужно было расталкивать людей, чтобы добиться своей цели.
Но может быть где-то в сети есть место для короткометражки, где вам не придется использовать навязчивый продакт-плейсмент и молиться на счетчик просмотров из четырех цифр? Если такое место есть, то как туда попасть и как за это платить? Могут ли короткометражки достичь баланса, при котором режиссеры смогут зарабатывать на жизнь на одних кликах? Давайте рассмотрим такую возможность поближе.
Изучим YouTube-канал Oats Studios, в котором уже больше 300 тысяч подписчиков и 14,5 миллионов просмотров. Согласно примерным расчетам, такое количество просмотров принесло бы авторам 35 тыс. долларов. Этого недостаточно, чтобы покрыть расходы на короткометражку, над которой работало более 50 человек, как над «Зиготой». Не говоря уже о департаменте грима, который описан на скриншоте ниже.
Департамент грима фильма «Зигота» / IMDB.com
Но Oats Studios не полностью зависит от просмотров на YouTube. Студия придумала еще один способ зарабатывать и возвращать траты на производство: для фанатов «Зиготы» доступна возможность покупки всего — начиная со сценария и заканчивая художественными ассетами фильма.
Хотя перспектива купить и скачать модели героев, а также другие ассеты кажется заманчивой, сложно отделаться от ощущения, что все это будет сложно продать среднему пользователю YouTube. С другой стороны, так у какого-нибудь Fallout 4 может появиться мод, тематически посвященный «Зиготе».
Реквизит Oats Studios / Фото: Abhishek Joshi
Здесь важно отметить, что режиссер Нил Бломкамп еще до конца не разобрался в монетизации короткометражек в онлайне, но он и не ставил это своей целью. Он стремится к творческому контролю.
«Я добился того, чего хотел. Я полностью контролирую процесс и ни перед кем не отчитываюсь. Мы построили студию, чтобы снимать короткометражки. Если мы в какой-то момент сможем начать развиваться, то сможем найти способ монетизации. В данный момент мы рассматриваем идеи, которые приходят в компанию, и прикидываем, хотим ли мы становиться чем-то вроде нормальной студии и работать над чужими идеями в том числе».
«Зигота», может быть, пока не начала приносить доход, но она выделяется как короткометражный фильм. Она еще долго будет собирать клики и прибыль с рекламы. И если качество контента наподобие «Зиготы» будет только расти на YouTube, остается один, но самый главный барьер — сами зрители.
Мир короткометражек во многом преследуют те же проблемы, что и независимое кино. Шанс, что зритель найдет ваш проект, очень мал. Это справедливо и для короткометражек, и для фильмов вне студийной системы. Такие ресурсы, как shortoftheweek, blackpills или курируемые каналы на Vimeo стараются помочь, указывая потенциальным зрителям на самые лучшие проекты в Интернете. Все равно, когда ваша короткометражка прорывается сквозь море контента на любой платформе и находит аудиторию — это все равно как если бы вы нашли золотую жилу.
Нил Бломкамп на съемках полнометражного фильма «Робот по имени Чаппи» / Фото: Sony Pictures
Так есть ли у вашего фильма зрительский потенциал? Посмотрите на фильмы той же категории на YouTube и проанализируйте, насколько хорошо они показали себя. Отметьте, какие маркетинговые стратегии применяла их команда и решите, подходят ли они для вашей картины. Это, мягко говоря, не самая веселая часть работы режиссера, но разработка маркетинговой стратегии и анализ тактик успешных и не очень фильмов — это необходимые навыки для поддержания долгосрочной карьеры. Небольшое исследование рынка может оказаться весьма полезным.
Все больше детей начинают пользоваться смартфонами, а это значит — у них больше влияния на просмотры, чем у всех предыдущих поколений в этом возрасте. Их клики определяют, может ли тот или иной человек называться «лидером мнений», а это, в свою очередь, выливается в оборудование, спонсорство и крупные бюджеты.
Остается вопрос: когда подобное потребление контента принесет большие деньги в индустрию короткометражного кино? Вероятный ответ — скоро. Сейчас снимают далеко не один веб-сериал с бюджетом в районе 750 тысяч долларов и полной командой. В то же время многие фестивали, куда режиссеры направляются за престижными премиями, выставляют требование премьерности — так что вам придется выбирать между монетизацией и фестивальной жизнью. Возможно, вам придется пригласить в команду или актерский состав кого-то с уже устоявшейся зрительской аудиторией, пожертвовав при этом частью своего творческого видения.
На съемках фильма «Зигота» / Oats Studios
В конце концов все сводится к деньгам. Цель здесь — найти баланс в бюджете, когда он может сделает короткометражку качественной, но в то же время его достаточно легко полностью вернуть. Возможно, не стоит спрашивать себя, как сделать дешевле. Вместо этого стоит сэкономить несколько месяцев кастинга, наняв отличного кастинг-директора или актера, который был для вас «не по карману». Возможно, стоит арендовать набор объективов получше, чтобы «выехать» на узнаваемости того или иного бренда (подумайте, как часто вы хотели увидеть, как очередная серия объективов покажет себя в художественном кино).
Чему нас научили бюджеты независимого кино, так это тому, что чем меньше траты, тем больше шансов на окупаемость, но нужно тратить деньги с умом — так что вооружитесь самым лучшим из доступного вам оборудования и окружите себя талантливыми людьми, которым нравится усердно работать и пробовать себя в разных ипостасях. И идите снимать свою следующую короткометражку.
Источник: cinema5d.com