Есть ли жизнь в «Марсианине»

Кадр из фильма "Марсианин"
Кадр из фильма «Марсианин»

Книгу «Марсианин», послужившую основой для одноименного фильма, в США знает едва ли не каждый школьник. В России она также хорошо известна. Но если кто не в курсе, то сюжет вкратце таков. Во время экспедиции на Марс что-то пошло не так, экипаж в спешке улетел на Землю, оставив чудом выжившего в пыльной буре ботаника Марка Уотни одного на всей планете. tvkinoradio.ru рассказывает, как создавалась марсианская робинзонада на большом экране, а российские ученые и космонавты комментируют события фильма.

Чрез тернии романа к звездам кино

Всё началось с того, что как-то вечером 2009 года бывший программист (один из разработчиков «Warcraft 2») Энди Вейер представил себе экспедицию на Марс. За ее основу он взял проект 1990 года Mars Direct, а основным источником для фантазий стала миссия «Аполлон 13». Дальше мысль понесла Вейера в сторону бесконечных сценариев провала такой миссии. 

Энди Вейер, автор книги «Марсианин»
Энди Вейер, автор книги «Марсианин»

Начиная с 2011 года Энди Вейер начал размещать в интернете первые главы будущего романа по нескольку частей в каждые шесть-восемь недель, читательская аудитория увеличивалась, и через несколько лет история была завершена. Энди выставил книгу на продажу на сайте Amazon за 99 центов, и с ним связался агент. Затем последовало воплощение мечты любого писателя – в 2014 году книга вышла в твердой обложке, а «Марсианин» стал международным бестселлером.

 


«Я в ожидании этого фильма уже успел дважды прочитать книгу: на английском языке и на русском. Конечно, будут люди, которые не согласятся со сценаристами, переделавшими какие-то важные моменты и финал. Но, знаете, есть несколько степеней “толкиенутости”. Первая степень – прочитал книгу. Вторая – прочитал и понравилось. Третья – прочитал и участвовал в игрищах. Четвертая – по паспорту “Гэндальф”. Но есть еще и пятая степень – “Толкиен не прав, все было не так”. Так и с романом “Марсианин”». 

Марк Серов – космонавт-испытатель, инженер РКК «Энергия»

 


Кинопродюсер Адитья Суд сразу понял, что этот сюжет обладает многообещающей основой. К нему присоединился Саймон Кинберг, который уговорил студию XXth Century Fox купить права на роман. Суд и Кинберг сразу решили, что сценаристом станет Дрю Годдард, известный по фильмам «Хижина в лесу», «Война миров Z» и сериалу «Остаться в живых». «Я не мог оторваться от книги Энди Вейера. Я вырос в окружении ученых в известном городке Лос-Аламос в штате Нью-Мексико, и вижу, что Энди, как никто другой, показал своеобразную странность современных ученых. Работая над сценарием, я любой ценой хотел сохранить атмосферу книги», вспоминает Годдард, который за несколько месяцев написал черновой вариант.
 
Дрю Годдард
Дрю Годдард, сценарист

Итак, сценарий был готов, Мэтт Дэймон согласился сниматься в роли Марка Уотни, осталось найти постановщика. Саймон Кинберг решил, что это должен был быть «не просто хороший, а великий режиссер». И тут продюсеры получили неожиданную новость: можно пригласить Ридли Скотта, который в тот момент перенес разработку сиквела «Прометея» на неопределенный срок. Режисссер, получив сценарий «Марсианина», сразу взялся за него. Как рассказывает Скотт, главным побуждающим моментом стала невыполнимость задачи, ставшей перед Уотни, и невероятная сложность съемок, с которой режиссер еще не сталкивался за всю свою карьеру.

 

Одиночество, скука

 

Необычайная сложность работы показалась интересной и для Мэтта Деймона. Шутка ли, съемка почти всех сцен с актером происходила в полном одиночестве Мэтта перед камерой.

Мэтт Деймон. Кадр из фильма «Марсианин» 
Мэтт Деймон, актер. Кадр из фильма «Марсианин» 

В течение пяти недель одиночных съемок Мэтт тянул на себе весь сюжет. Постоянное отличное расположение духа и хорошее чувство юмора актера поддерживали всю съемочную группу в самые напряженные и сложные моменты.
 


«Современный человек в эпоху соцсетей вряд ли с ума сойдет от одиночества. Марк ни на секунду не прекращал трудиться. Не покладая рук, не для какой-то абстрактной науки, а чтобы выживать. Ему с ума сходить некогда. Если вы обратили внимание, Марк Уотни всегда ведет диалог – или монолог – с камерами, которые его окружают. И этот момент очень точно подмечен».

Марк Серов 
 


Действительно, в фильме в течение трех с лишним земных лет Марк Уотни ведет не просто дневник, как в книге, а видеодневник, что ожидаемо. Он общается с камерами, установленными внутри жилых модулей, космических аппаратов, в шлеме и на скафандре. На площадке это были GoPro HERO4. Увидев финальные кадры съемок, Скотта обрадовало качество картинки, и, в результате, использование кадров, снятых на GoPro, при финальном монтаже фильма, увеличилось в несколько раз. 

Калифорнийская торговая марка, создающая миникамеры, стала, по сути, едва ли не главным стратегическим партнером в продвижении фильма. В «Марсианине» вовсю использовались кадры, снятые на GoPro, а компания широко рассказывала о своей роли в фильме.


 

В остальном же фильм снимался на Red Epic Dragon и Red Scarlet Dragon. Сцены, которые требовали наиболее полного 3D-погружения, вроде эпизодов в открытом космосе, были сняты при помощи компании 3ality Technica, специализирующейся на стереосъемках. В частности, была использована система TS5.

Основные съемки фильма «Марсианин» стартовали 8 ноября 2014 года в Будапеште. Создателей фильма особенно привлекли павильоны возле известной студии «Корда», включая самый большой в мире «Павильон №6». Заботливо созданный специалистом тепличного хозяйства Роджером Холденом марсианский ландшафт был окружен, возможно, самым большим зеленым экраном (длина – более 90 м, высота – около 20 м, а общая площадь – почти 2 тысячи квадратных метров). 


Съемки фильма «Марсианин» ​
 


«“Марсианин” – наверное, первый фильм, в котором так подробно показывают “красную планету”. Около 20 лет назад вышел фильм “Миссия на Марс”. Но поскольку в тот период я входил в группу разработчиков марсианской экспедиции, мне тогда показалось, что всё это громко и бестолково. Но прошло время, я пересмотрел этот фильм, и сейчас он мне нравится. И в нем, и в “Марсианине” передается эмоциональная среда. То, что в течение фильма “Марсианин” и при чтении книги хочется улыбнуться и рассмеяться, – это делает главного героя очень человечным». 

Марк Серов

 


 

Для создания топографического ландшафта понадобилось четыре тысячи тонн песка и других материалов. Художник Артур Макс заметил, что пустыня Вади Рам в Иордании очень напоминает Марс благодаря красновато-оранжевой почве, и группа поставила своей целью достичь безукоризненного соединения кадров, снятых в павильоне и в иорданской пустыне.

Кадр из фильма «Марсианин» 
Кадр из фильма «Марсианин» 

Любопытно, что так как Уотни выращивает картофель на Марсе, «колонизируя планету», то консультанты фильма не были бы профессиональными специалистами, если бы не попытались вырастить картофель в декорациях «Корды». Строго следуя процедуре, описанной в книге, была построена теплица с полностью искусственным климатом, включая освещение, обогрев и подачу питательных веществ, с разрезанием плодов на половинки по рецепту Уотни. И… получилось! Всего за время съемок были выращены 1 200 картофелин, в среднем 8 клубней на одно растение. Так был колонизирован не только Марс, но и декорации, воссоздающие его.

 


«Зачем нам колонизировать Марс? В любом техническом деле самый главный вопрос: “зачем?”. Как в любом техзадании сначала идет цель, затем задачи, способы решения и так далее. Посещение Марса с научной исследовательской целью – это понятно. Колонизация Марса – это пока из области научной фантастики. Для этого понадобятся ещё сотни и сотни лет. А то, что Марк Уотни сажает там картошку, то он называет себя колонизатором ведь в шутку, не более, он же понимает (и мы понимаем), что это шутка». 

Виктор Шабанов, заместитель руководителя по науке НПП «Звезда»
 


 
Центр управления полетами, узел связи НАСА, также снимался в Будапеште. Скотт решил не использовать зеленый экран вместо мониторов центра, которые можно было бы добавить на этапе пост-производства, а предпочел использовать их как источники света, позволяя актерам реагировать на изображения в реальном времени.  

Ридли Скотт, режиссер
Ридли Скотт, режиссер

Съемочной группе разрешили снимать запуск ракет на мысе Канаверал, включая вывод на орбиту многоцелевого транспортного корабля «Орион» в декабре 2014 года. Этот современный космический корабль предназначен для доставки людей далеко в космос и может считаться первым шагом к освоению человеком Марса. 

Сотрудничество с НАСА инициировал Берт Ульрих, сотрудник этого агентства по связям с киноиндустрией и телевидением, и затем к нему подключились другие специалисты. Берт Ульрих говорит, что роман Энди Вейера сейчас неофициально рекомендуют прочитать всем в Космическом центре имени Линдона Джонсона. По книге изучаются возможные и невозможные неполадки в космосе, внештатные ситуации.
 


«В “Марсианине” более-менее реалистично показано то, во что никто не верит, а именно: в космосе может случиться всё. Может всё взорваться. Можно детонировать бомбу на станции. Может быть пожар, как бы ни отрицали некоторые. Хотя инженерами всё делается для того, чтобы техника не горела. Я принимал участие в тушении пожара на МКС, во время которого понял: все маловероятные события случаются, нельзя отвергать эти мелочи. По физике пожар в корабле происходит так: огонек загорается, съедает вокруг себя кислород и гаснет. Поэтому разработчики думали, что если случается пожар, то останавливается система вентиляции, подача воздуха прекращается, все тушится. Но у нас загорелось то, что не может гореть, – кислородная шашка и корпус, который сделан из нержавеющей стали. Оказалось, что само вещество, которое находилось в этом корпусе, вырабатывало кислород. И никакая система вентиляции здесь не поможет. Как нам потом сказали, таких случаев – один на миллион».

Александр Лазуткин, российский космонавт 
 


 

Главное, чтобы скафандр сидел

Весь экипаж «Гермеса» появляется вместе только в сцене марсианской песчаной бури. Так как Ридли Скотт решил снять ее без компьютерных спецэффектов с помощью больших вентиляторов, в облаке густой пыли и множестве грязи, то это добавило проблем не только актерам, но и костюмерам. «В самом начале Ридли сказал, что он хочет, чтобы костюмы были изящными, не стесняли движения и имели красивый силуэт», говорит дизайнер Йанти Йейтс. 

Кадр из фильма «Марсианин» 
Кадр из фильма «Марсианин» 

Были разработаны разные типы скафандров. Так, для сцены песчаной бури вес шлемов и скафандров составлял около 20 кг. На шлемах было установлено шесть лампочек, которыми можно управлять отдельно с пульта дистанционного управления, работающего от двух маленьких батареек. Вентилятор внутри рюкзака системы жизнеобеспечения по шлангу посылал воздух в шлем. 

Во время исследования поверхности планеты астронавты носили оранжево-белые плотно прилегающие скафандры обтекаемой формы, не затрудняющие движения, как костюм аквалангиста. 

 


«На самом деле, есть два типа одежды космонавта: скафандр давления и скафандр облегающий. На основе последнего сегодня делаются разработки в Массачусетском университете. Очевидно, что именно его имели в виду дизайнеры фильма, когда создавали внешнее защитное устройство для астронавтов на Марсе. Но таких скафандров, которые позволяли бы так легко перемещаться по планете, конечно, не может быть. Это было бы здорово, если бы всё на самом деле так и было, но пока проблем в создании подобного настоящего скафандра больше, чем достижений».

Виктор Шабанов


При создании скафандра для работы в открытом космосе был создан тяжелый и неуклюжий костюм. У Мэтта Деймона только специальное крепление для выполнения трюков весило больше 25 килограммов, а если добавить вес шлема и скафандра, то в некоторых сценах ему приходилось носить на себе дополнительные 50 кг. 

 

«Гермес» и «Ровер» не только средства передвижения

Корабль «Гермес» это, разумеется, дань фильму «Космическая Одиссея 2001 года», с вращающимся барабаном, известным как гравитационное колесо, центробежная сила которого воссоздает эффект силы притяжения. Показ перемещений астронавтов внутри космического корабля в условиях невесомости потребовал, чтобы актеры были подвешены к специальным каскадерским креплениям, создающим впечатление, что астронавты «переплывают» из одного места в другое.

Кадр из фильма «Марсианин» 
Кадр из фильма «Марсианин» 

По словам члена команды каскадеров Леонарда Вудкока, на создание системы перемещения астронавтов ушло 150 м балок, 90 м профилей, 70 блоков и около 400 м специальной веревки Tech-12. «Я даже не знаю, сколько потребовалось лесов, – признается Леонард. – Я не мог сосчитать». 

 


«Техническую сторону “Марсианина” я комментировать не хочу, но в кино есть одна, наверное, действительно правдоподобная деталь. Когда Марк управляет марсоходом, он использует ручку джойстика. Вот эта ручка – действительно реальная. Она – от имитации истребителя F-16. Мы ее знаем, мы с ней работали, изучали в свое время. Всё остальное – научный бред, вроде отдельного спортзала на космическом корабле или скафандра, который больше похож на гидрокостюм для подводной рыбалки. Но это всё мелочи, сделанные для того, чтобы зритель не заскучал, поэтому не стоит обращать на них внимание»

Марк Серов
 


Марсоход «Кьюриосити» послужил образцом для разработки планетохода – это шестиколесное транспортное средство с высоким дорожным просветом представляло собой кабину в виде трапеции, установленную на шасси. Были построены два полномасштабных «Ровера», которые по своей сути являлись вездеходами сельскохозяйственного назначения. «Ровер» был разработан для перемещения по пересеченной местности и до съемок в Иордании прошел небольшие испытания в Венгрии. 

 

В качестве послесловия

Александр Лазуткин, российский космонавт: «Летать в космос интересно и надо. Во-первых, это место, где мы берем много знаний. Это огромная лаборатория огромной науки. Во-вторых, мы там узнаем что-то, что можно применить на Земле. В-третьих, это просто интересно»


Александр Лазуткин, российский космонавт

Роман Журавлев, ведущий инженер лаборатории изучения солнечного ветра Института космических исследований РАН: «Очень приятно, что в последнее время выходит много таких фильмов, как “Интерстеллар”, “Гравитация” или “Марсианин”. Их цель – показать не научные исследования, а людей с чувствами, которые могут плакать или шутить. Люди, которые исследуют космос, это прежде всего романтики».

Марк Серов, космонавт-испытатель РКК «Энергия»
Марк Серов, космонавт-испытатель РКК «Энергия»

Марк Серов, космонавт-испытатель РКК «Энергия»: «Наша фирма очень тесно сотрудничает со ВГИКом. Некоторые студенты, выпускники, защищая диплом, приходят к нам, мы помогаем с оборудованием, с площадками, консультируем. Приходят и профессионалы. Недавно хотели снимать сериал, но пока что-то, видимо, не пошло. Я вижу, что тематика интересная, но для нас еще сложная. Но Ридли Скотт ведь чуть ли не с детства не боится этой темы, потому что он снял «Чужого», так что это для него – семечки».

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *