Художник по гриму: Елена Гофман

Где учиться 

В наше время существует множество учебных заведений, где учат на гримеров. Например, есть колледж, который выпускает профессиональных художников по гриму, костюму, реквизиторов и бутафоров. В некоторых институтах тоже обучают профессии. В Останкино есть курсы. Кроме того, сейчас многие художники берут учеников.

На съемках фильма «Стартап» На съемках фильма «Стартап»

На Мосфильме раньше была своя негласная школа. Можно было прийти в гримерный цех и заявить о желании освоить профессию. Брали сначала на обучение, а потом на работу. Девочки начинали с того, что учились делать постижерные изделия – шить бороды, усы и парики. Раньше в гримерном цехе даже изготавливали косметику: тона, краски, которые используются для спецэффектов, сандарачный клей для постижа.

 

Как попасть в профессию

Меня с детства привлекала сфера красоты будь то прическа, макияж, одежда. В кино я попала случайно. После окончания курса по имиджу в школе телевидения Останкино меня пригласили поработать на проекте. 

Я застала еще старую школу, когда на Мосфильме трудились художники по гриму, работавшие с Сергеем Бондарчуком над «Войной и миром». Делились своими знаниями и способствовали моему профессиональному развитию и очень многие профессионалы со студии имени Горького. 

Обычно учебные заведения направляют на стажировку. Есть распределение на телевидение, в театры. Еще на первых курсах обучения студенты уже ходят на подработку в театры, знакомятся с более опытными гримерами и художниками. Очень многие художники набирают на крупный проект для выполнения простых задач начинающих гримеров. 

Вадим Цаллати до грима и после в фильме «Мафия: игра на выживание»Вадим Цаллати до грима и после в фильме «Мафия: игра на выживание»

Главные качества новичка, помимо профнавыков, – это терпение и труд. Он потихонечку наберется опыта, а потом уже не будет бояться выйти на площадку и отвечать за какой-то участок работы. А через пару-тройку лет можно и самостоятельно вести проекты.

Понятно, что надо уметь технически исполнить грим и прическу. Но кроме этого, важно иметь фантазию, чувство стиля, представление о модных тенденциях, знать основные исторические направления, чтобы при необходимости быстро и легко модернизировать образ. Одну и ту же прическу можно совершенно по-разному подать, с одним и тем же париком работать в разных стилях и направлениях. 

 

Как работать с актерами 

Для художника по гриму важна коммуникабельность. Умение общаться с артистами. Понимать их, чтобы они тебе доверяли, прислушивались к профессиональным советам и не боялись экспериментировать с образами.

На съемках фильма «Стартап» На съемках фильма «Стартап»

Всегда учитываю мнение артистов. Перед тем как приступить к работе я предлагаю множество вариантов образов. Мы вместе смотрим, обсуждаем, выбираем, что-то меняем или комбинируем. Иногда артист и не подозревает, что можно сделать гримом какие-то вещи иначе. Очень важно иметь багаж постижерных изделий (парики, усы, бороды), из которого можно выбрать другой цвет волос, кардинально изменить прическу, прикинуть усы или бородку. Это как померить костюм в примерочной. Последнее слово в утверждении грима за режиссером и, конечно, за артистом. Если актеру будет комфортно в созданном образе, значит, у нас все получилось. 

 

Изучение основ других кинопрофессий 

Конечно, это знание необходимо. Очень многое можно выяснить в процессе обучения, но на практике познается больше каких-то тонких технических моментов, связанных с цветовым решением грима, с наложением пластических деталей, с париками, их фактурой и цветом. Сейчас технологии нанесения грима развиваются с фантастической скоростью. Материалов, на которых построена наша работа, очень много. Часто используются американские спецэффекты и косметика, на которой работает Голливуд. 

На съемках фильма «Стартап» На съемках фильма «Стартап»

Красивый грим, в частности пластический, зависит от света, выставленного на съемочной площадке. Сейчас все компании по пластическому гриму работают на американских материалах, поскольку они считаются самыми качественными и позволяют изготовить детали максимально приближенные к человеческой коже как визуально, так и тактильно. Но даже при этих условиях свет выставляется специальный.

В кино бывают такие ситуации, когда режиссер меняет концепцию образов прямо на площадке, и мы должны быть всегда готовы быстро и качественно решить этот вопрос. Противоположная ситуация в рекламе. Там всегда заранее обговаривается концепция грима вплоть до того, какого цвета должна быть помада и с какой стороны нужно уложить локон.

 

Подготовка образа

Кино – это всегда пробы и не по одному разу. Мы обязательно смотрим несколько образов, подбираем максимально комфортные для актера варианты грима. Показываем все режиссеру. 

Кадры из фильма «Волшебный кубок Рорима Бо». Рената Литвинова и Юрий ШерстневКадры из фильма «Волшебный кубок Роррима Бо». Рената Литвинова и Юрий Шерстнев

Если всех все устраивает, то начинаем изготовление постижерных изделий, либо, если ничего изготавливать не нужно, фотографии с проб переносятся на съемочную площадку, и мы воспроизводим грим максимально точно перед выходом актера в кадр.

Все зависит от выбранного образа. Мужской грим занимает минут 20-30 с прической, женский – от часа до полутора. Если используется пластический грим – это минимум два с половиной часа, но бывает, что актеры и по шесть часов сидят.

 

Экстремальные условия проектов

Уже длительное время я принимаю участие в шоу «Уральские пельмени». Я в этом проекте с самого его начала. Если в кино у нас есть 30-40 минут на стандартный грим с прической, то на шоу нужно делать перегрим из образа в образ за двери-три минуты в режиме нон-стоп на протяжении всего концерта. 

На съемках фильма «Стартап» На съемках фильма «Стартап»

Все гримы продумываются и репетируются заранее: от прически до того, как будут нарисованы брови и какие черты лица будут подчеркнуты, а какие скрыты. Все гримеры, принимающие участие в концерте, знают, в какой очередности идут номера для быстрой и слаженной работы. Это бесценная практика, чтобы научиться создавать точные образы за считанные минуты. А еще это учит упорядочивать свое рабочее пространство и сильно организует как профессионала.

И павильонные, и натурные съемки могут быть одинаково тяжелыми в плане погодных условий – сильная жара или холод. Поэтому администрация съемочной группы заранее думает, где нас разместить на выездных локациях, и заказывает мобильные гримерные, например, Кинодоктора. А если проект низкобюджетный, то бывшие автодома. 

Лично для меня важно, чтобы в рабочей зоне была горячая/холодная вода и правильное освещение. Для работы я предпочитаю холодное освещение. Оно подчеркивает все неровности, нюансы, проблемы лица. И если в таких условиях актер после нанесения грима имеет красивый цвет кожи и выгодно выделенные черты, он в любом освещении будет прекрасно выглядеть.

 

 
Елена Гофман

Художник по гриму

Работала в таких проектах, как «Мафия», «Дублер», шоу «Уральские пельмени», «Generation П».
 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *