Правила таковы: восемь участников проводят по 12 часов в день перед мониторами в отдельных, изолированных от внешнего мира и друг друга помещениях; они пытаются найти способы выжить и заработать при помощи интернета, а также развлекают себя и зрителей, общаясь и выполняя различные задания от модератора и аудитории в реальном времени. Каждую неделю один участник покидает шоу. Победитель получит суперприз – квартиру в Москве.
Отель, где проходят съемки онлайн-реалити-шоу «На экране» / Фото: Зураб Джавахадзе
Нас пригласили на «площадку», где происходят съемки «На экране». Эта локация находится за МКАДом в фешенебельной гостинице, один этаж которой занят съемками шоу. Это не только восемь номеров для участников игры, но и монтажная студия, редакторская комната, переговорная и номера для тех, кто работает над шоу, не отходя от монитора. Нам не разрешили снять, как происходит монтаж и сведение (и уже тем более участников, доступа к которым нет ни у одного из членов группы), но понять создателей можно: за реалити «На экране» наблюдает весь мир, включая родственников, друзей и знакомых участников. Сами «наэкранщики» даже не знают, как выглядят те, кто ими руководит (некий «Модератор»), не говоря уж о кухне создания шоу.
Зато мы, а теперь и вы, узнали кое-какие подробности от креативной команды: режиссера Алексея Репникова, креативных продюсеров Натальи Капустиной и Виктории Репниковой, а также самого Тимура Бекмамбетова, который находился в Лос-Анджелесе.
Разработка идеи проекта
Кадр из фильма Лео Габриадзе «Убрать из друзей»
Тимур Бекмамбетов (продюсер, глава компании Bazelevs): Инновационный формат screen share стал частью нашего мира и уже давно применяется в повседневной жизни. Он привычен и понятен современному человеку, что доказали сборы десктоп-хоррора «Убрать из друзей». Сейчас завершено производство двух новых десктоп-картин: российского проекта «Волшебник OS» от режиссера Максима Свешникова и американского «Liked» о любви в интернете.
Алексей Репников: Так как я работаю на телевидении над реалити-шоу, то мне позвонила продюсер компании Bazelevs Мария Затуловская с предложением сделать то же самое, только с помощью технологии screen share. И мы вместе с Натальей Капустиной, которая тоже много работала над реалити, и Викторией Репниковой, занимавшейся продвижением киношных проектов, стали изобретать новый формат на стыке телевидения, кино и интернета.
Наталья Капустина (продюсер): Идея была в том, что мы наблюдаем не только за жизнью человека оффлайн, но и за тем, что происходит в его голове: какие сайты он отрывает-закрывает, что пишет, что стирает, как работает его мысль.
Алексей Репников: Мы написали библию проекта. Я дождался появления «Убрать из друзей» у нас в кинотеатрах, чтобы посмотреть его на большом экране. Пришел в кинозал и, честно говоря, как открыл рот на десятой секунде, так он у меня не закрывался до финальных титров все полтора часа. Визуально ничего не происходит. Если герои не говорят, они печатают, если не печатают, то смотрят ролики.
Но в «Убрать из друзей» был сценарий, а реалити-шоу – это жизнь. Ты можешь давать участникам какие-то ограничения или задания, и от того, как они с ними справятся, зависит дальнейшее развитие событий. Нам показалось сложным фиксировать таким образом поведение героев. Тимур предложил сделать пилот, а я никогда пилотов для реалити-шоу не снимал, это даже звучит противоестественно. Но мы попробовали, нашли четырех человек откуда-то с улицы. Получилось забавно.
После того, как пилот нам показался удачным, начали дальше разрабатывать. Сколько будет человек? Сначала думали, что 32 участника, 16, в результате, остановились на восьми. Выбрали в качестве платформы «ВКонтакте», потому что, как нам показалось, аудитория, которая будет это смотреть, на 90% состоит из пользователей ВК, хотя сам этой соцсетью не пользуюсь, я – в Facebook.
Алексей Репников, режиссер онлайн-реалити-шоу «На экране» / Фото: Зураб Джавахадзе
Изначально мы ориентировались на то, что это будет показано по телевидению. Мы снимаем-снимаем, а раз в неделю показываем результат на одном из каналов. Но потом постепенно пришло понимание, что это типично интернетовская история. От онлайн 24 часа в сутки отказались, поскольку это тяжелейшее производство, и потом героям же тоже надо спать. Так появился формат 12 часов в сутки, плюс к этому есть ежедневный выпуск по пять-семь минут и еженедельный дайджест.
Дальше появились правила игры с заданиями от зрителей. Таким образом, окончательно сложилась идея о двух шоу в одном. Первое – это чистое реалити с выбыванием участников. Второе – это «игра в тамагочи», где любой зритель может управлять героями.
Реализация проекта
Наталья Капустина: Сначала мы привыкали к тому, что у нас все-таки не телевидение. Например, нет операторов. Ты не можешь сказать: «Ну-ка, давай-ка общее посмотрим, что у него там вокруг?» Ты даже не можешь увидеть героя в любой момент, когда тебе хочется, а только тогда, когда он перед экраном ноутбука. Нет света, нет звукорежиссера. Это нас немного пугало. Но сейчас отточили технологию, придумали, как все видеть, как все слышать, и смогли объяснить ребятам, что мы от них хотим.
Онлайн-реалити-шоу «На экране»
Алексей Репников: Надо признаться, что у нас до сих пор продолжается бета-тест. Сейчас это срослось в «творение Франкенштейна». По сути, мы только пришли к этому формату и активно его развиваем. Пока ребята все еще ленятся зарабатывать деньги. Модератор им помогает, но они только в начале пути. Как верно подметил один наш участник, который уже выбыл, для всех сейчас это, скорее, эксперимент, чем шоу. На второй неделе они стали немного сходить с ума, но сейчас уже видно, что адаптировались и начинают все осознавать.
Онлайн-реалити-шоу «На экране». Задания от зрителей
Поначалу участники плохо понимали, что от них требуется. Они брали задание, а потом возмущались, почему оно такое глупое. Мы говорим: не берите дурацкие задания. Но на четвертую неделю они уже разобрались в правилах.
Особенности драматургии шоу
Алексей Репников, режиссер онлайн-реалити-шоу «На экране» / Фото: Зураб Джавахадзе
Наталья Капустина: Модератор – это такой «Бог из коробки», участник игры, без которого герои не смогли бы жить. Кто-то считает, что это коллективное бессознательное, кто-то – что это конкретный человек. Но на самом деле мы не комментируем ничего по поводу модератора, оставляем все, как есть: думайте, что хотите.
Виктория Репникова: Это эксперимент для нас всех еще и потому, что здесь сочетаются два формата: компьютерная игра и реалити-шоу. Тут нужно грамотно их совместить и придумать интересную историю, скажем так, «для девочек», которые привыкли смотреть реалити, где все о любви, и «для мальчиков», которые привыкли играть в компьютерные игры.
У нас три площадки вещания: сайт, группа во «ВКонтакте» и канал на Rutube. Но только на сайте можно смотреть и режиссерскую версию, и следить за стримом каждого участника в отдельности. На сайте зрители могут создавать задания, а также голосовать за героев, повышая их рейтинг. Наш зритель сидит с 12:00 до 00:00 в интернете, потому что привык к такому медиапотреблению.
Наталья Капустина: Безусловно, мы выбирали узнаваемые психотипы, потому что основа реалити – это кастинг. Драматургия строится на поведении людей, и важно понимать, что от них ожидать в обычных условиях. У нас сейчас есть один классический гопник, который приехал из Сибири, немного научился разговаривать не совсем матом. У него есть простая и понятная задача – он пообещал девушке, что вернется с московской квартирой. С ним здесь многое случается впервые. Например, устрицы и брют.
У нас была прекрасная стопроцентная блондинка, которая первые два дня просто рыдала без остановки, потому что не понимала, как ввести пароль, как переключить язык и так далее. Это было невозможно продолжать, и на третий день она ушла. Был хакер из Омска, который может найти любую информацию, что-то взломать. Есть классический питерский задрот, интеллигентный юноша из хорошей семьи, бездельник, который смотрит аниме.
Виктория Репникова: Имеется и бизнес-вуман. С двумя детьми и двумя высшими образованиями.
Наталья Капустина: В общем, настоящий срез общества. Мы относимся ко всем с уважением. И благодарны за то, что наши герои не пытаются играть. Они такие, как есть в жизни.
Онлайн-реалити-шоу «На экране»
Алексей Репников: Пару раз, конечно, ошиблись. Например, парень, который, как мы рассчитывали, годился на роль мачо, оказался довольно истеричным мужчиной. Или девочка, вся в татуировках и с малиновыми волосами, стала считать каждую копейку и все записывать, хотя по ее разговорам и анкетам это совсем не читалось.
Виктория Репникова: Мы прекрасно коммуницируем с Тимуром. Он нас смотрит каждый день, подает идеи, советы. Недавно мы воплотили его мысль подселить к ним оффлайнового персонажа, который не умеет вообще пользоваться компьютером. Мы пригласили Хамида из Таджикистана, который работает на стройке. Он через два часа спросил: «А я точно могу отсюда уйти?» В общем, в семь вечера мы его выпустили, и он убежал.
Тимур Бекмамбетов: Мне безумно интересны герои, но я не воспринимаю их как подопытных. Скорее, наши участники – это представители нового времени. Они живут в мире гаджетов и сетей. Они молоды и до проекта не мыслили своей жизни без интернета. Вот мы и создали все условия, чтобы показать, можно ли прожить без реального мира. Это очень и очень любопытно.
Глава компании BAZELEVS Тимур Бекмамбетов онлайн
Наталья Капустина: У нас до сих пор не получилось научить их зарабатывать. Удивительным образом люди из разных регионов страны, разных возрастов и социальных категорий, отвечая на вопрос: «Что ты хочешь: сто долларов сегодня или миллион завтра?» – выбирают сто долларов. Это немного не совпало с нашими ожиданиями.
Трудности пребывания в замкнутом пространстве
Онлайн-реалити-шоу «На экране». Общение участников
Наталья Капустина: «Никто не может входить в комнаты участников, они живут в замкнутом пространстве. Это главная проблема, с которой они сталкиваются. Сейчас идет четвертая неделя, нервные срывы уже случились с каждым. Им не хватает живого человеческого общения. Наш психолог говорит, что им хочется нормальной человеческой реакции. Потрогать кого-нибудь за руку, почувствовать энергетику. Сейчас у них, конечно, космический корабль.
Виктория Репникова: Безусловно, у нас работает психолог, есть врач. У ребят есть еженедельные сессии и с тем, и с другим. Помимо этого, они имеют право в любое время, 24 часа в сутки, попросить помощь и поддержку.
Общение героев онлайн-реалити-шоу «На экране»
Наталья Капустина: Мы не боимся того, что тот или иной участник проспит весь день. Он мотивирован не спать, иначе проиграет. Наша мотивация? Это эксперимент. Сделать то, что никто никогда еще совершал – мы изучали вопрос.
Виктория Репникова: На самом деле, это самое интересное – нащупать новый формат. Мир, технологии, медиа меняются. Как существовать на стыке телевидения, интернета и кино, что станет результатом синергии – это безумно захватывает.
Режиссер-постановщик и один из создателей шоу Алексей Репников ранее работал над телевизионными реалити «Холостяк», «Взвешенные люди» и «Фактор страха». За креатив проекта отвечают Наталья Капустина («Ребенок-робот», «Fashion Академия», «Чувак и Капустина») и Виктория Репникова, выпускавшая в России фильмы студий Universal Pictures и Bazelevs. |