Подготовка: помощь «Терминатора», упор на экшн и дух Гигера
Идея создания продолжения «Чужого» возникла сразу после того, как в 1979 году картина стала кинотеатральным хитом. Однако в 20th Century Fox сменилось руководство, новая команда оказалась в проекте не заинтересована. Потребовались несколько лет и очередные перестановки в руководстве компании, чтобы запустить сиквел. Написать сценарий было предложено молодому и амбициозному Джеймсу Кэмерону, чей сценарий «Терминатора» произвел большое впечатление на одного из продюсеров.
На съемках фильма «Чужие»
Как поклонник фильма Ридли Скотта, Кэмерон тут же взялся за работу, всего за четыре дня подготовив 45-страничный тритмент. И вновь в Fox были настолько довольны результатом, что не только предложили Кэмерону стать режиссером, но и согласились подождать, пока он закончит съемки «Терминатора». Впрочем, оставалось одно «но» — «Чужих» отдавали Кэмерону только при условии успеха его картины. Это, конечно, только подстегнуло постановщика.
Концепт-арт Джеймса Кэмерона к фильму «Чужие»
Прокатная судьба «Терминатора», как известно, превзошла все ожидания, так что в начале 1985 года стартовала подготовка к съемкам «Чужих». Кэмерон изначально выбрал несколько необычный подход к созданию сиквела: он хотел сделать фильм, достойный своего предшественника, но при этом так, чтобы это было совсем другое кино. Если «Чужой» тяготел к камерному психологическому хоррору, то в «Чужих» планировалось сделать упор на экшне и зрелищной составляющей. В меньшей степени изменения касались мрачной научно-фантастической эстетики и общей концепции борьбы людей с вымышленным инопланетным видом. В этих вопросах Кэмерон пошел по пути дальнейшего развития идей первого фильма: футуристических объектов и вещей становилось больше, росло количество и разнообразие видов пришельцев.
Создание «Чужого»: как на фильм повлияло видение Гигера Об участии художника Г. Р. Гигера в создании вселенной франшизы, читайте в статье о начале производства фильма «Чужой». | ||
Локации и декорации: студия Pinewood, заброшенная электростанция и смекалочка
Съемки «Чужих» продлились пять месяцев — с сентября 1985 года по февраль 1986 года, проходили они в Великобритании. Основными местами работы группы стали павильоны студии Pinewood и заброшенная электростанция в лондонском районе Актон. Последняя идеально подошла для фильма благодаря огромным пространствам, которые были необходимы по сюжету, но трудно воссоздавались в павильоне. Кроме того, многие элементы электростанции можно было не менять — решетчатые мосты с глубокими пролетами, заржавевшие поручни, ступени и прочие детали идеально вписывались в концепцию.
Кадр из фильма «Чужие»
Декорациями занимался художник-постановщик Питер Ламонт (он же будет делать с Кэмероном «Титаник», за который получит «Оскар»). Среди наиболее сложных из созданных им объектов можно выделить помещения колонии, в том числе — лабораторию и коридоры. Одни и те же декорации для разных сцен снимались несколько раз с небольшими изменениями, позволявшими создать эффект другого пространства. Примечательно, что строились декорации на стойках на высоте около двух метров над полом студии. Это было необходимо, чтобы Чужие могли появляться из-под пола.
Кадр из фильма «Чужие»
Самыми крупными декорациями, возведенными на Pinewood, стали вход в колонию, гнездо Чужих и военно-десантный корабль. Последний располагался на специально арендованной гидравлической выдвижной платформе, создававшей эффект движения. Отдельно стоит отметить помещение с капсулами гиперсна. Дело в том, что бюджета хватало лишь на шесть капсул, поэтому их длинный ряд имитировался с помощью системы зеркал.
Кадр из фильма «Чужие»
«Чужих» можно назвать примером того, как при определенном желании и умении в кино старым вещам не просто дают новую жизнь, но и делают их образцом футуризма. Например, бронетранспортер морпехов «сыграл» тягач самолетов, списанный из аэропорта Хитроу. В различных сценах фильма можно обнаружить самые неожиданные элементы: промышленные духовки, вертолетные двигатели и прочее найденное где попало старье, которому авторы нашли оригинальное применение. Схожим образом, кстати, создавалось футуристическое оружие — из переделанных автоматов, пулеметов, пистолетов и даже огнеметов.
Кстати, насчет последних. На съемках было очень много огня, и значительная часть декораций реально уничтожалась группой в кадре. Несколько раз это едва не обернулось плачевными последствиями, в связи с тем, что горящий пластик, использовавшийся при строительстве, источал ядовитый дым, от которого вполне можно было задохнуться.
Кастинг: миллион за роль, типажи и непрофессионалы
Притчей во языцех стала история с миллионным гонораром Сигурни Уивер. Актриса, чья популярность с момента выхода «Чужого» значительно выросла, поставила перед 20th Century Fox условие — играть в сиквеле она соглашалась только за $1 млн, что с учетом всего лишь 18-миллионного бюджета было довольно внушительно. Попытка продюсеров уговорить Кэмерона как-нибудь обойтись без Уивер, ни к чему не привела, так что пришлось раскошелиться.
На съемках фильма «Чужие»
Остальной актерский состав был куда более скромен в своих требованиях, но и тут не обошлось без трудностей. Проводя съемки в Англии, студия из соображений экономии на роли американских морпехов решила подобрать актеров среди местных. Чтобы найти десяток подходящих типажей с соответствующей внешностью и акцентом, пришлось отсмотреть около трех тысяч человек. Впрочем, некоторых исполнителей Кэмерон «перетащил» с собой из «Терминатора»: например, Майкла Бина и Лэнса Хенриксена. Отдельной удачей стала девятилетняя Кэрри Хенн, не имевшая актерского опыта и найденная, что называется «на улице».
Спецэффекты: много Чужих, аниматроника, миниатюры и вата
«Чужие», как и любой другой фильм Кэмерона, примечателен большим количеством спецэффектов. Прежде всего, поговорим о монстрах. Сразу отметим, что большинство существ создавалось в нескольких вариантах, обладавших различными «способностями». Лишь объединяя на монтаже кадры с рядом разновидностей одного и того же существа, удавалось добиться эффекта его правдоподобности.
Начнем с зародыша (или грудолома). Его «предок», поражавший зрителей в «Чужом», теперь был несколько доработан — у него появились руки. Для сцены, в которой зародыш вылезает из человека, использовалось два макета: один без внутренних механизмов и другой аниматронный.
Кадр из фильма «Чужие»
Лицехваты появляются на экране в нескольких состояниях. Тот, которого препарируют, был сделан из куриных и коровьих внутренностей. Портилось все это дело очень быстро, поэтому с такими сценами группа старалась работать быстрее. Впрочем, куда сложнее было создать активных лицехватов. Если в кадре их лишь два, то за кадром их было больше десяти, внешне идентичных, но имевших разное устройство. Одни могли шевелить всеми конечностями одновременно, другие — передвигаться, и так далее. Для управления некоторыми из моделей требовалась слаженная работа шести-семи операторов.
Кадр из фильма «Чужие»
Взрослые особи Чужих — это или манекены, или исполнители в резиновых костюмах. Первые использовались, когда монстров нужно было взорвать, раздавить, в общем, каким-либо образом повредить. Кстати, эффект дымящейся кислоты от крови Чужих достигался смесью двух химикатов. При взрыве емкости с ними разрушались, и возникал необходимый химический дым. В остальных же случаях задействовались актеры и каскадеры.
На съемках фильма «Чужие»
Отдельного внимания заслуживает королева, на создание которой сил ушло больше, чем на всех остальных существ. Этот монстр достигал в высоту трех метров, состоял из нескольких сотен деталей и сложной системы гидроприводов. Управляли всей конструкцией одновременно четырнадцать-шестнадцать человек. Причем любопытна система управления — десятки шлангов шли от монстра к специальной раме, откуда их приводили в движение автомобильными рулями.
Кадр из фильма «Чужие»
Неоднократно в фильме можно увидеть кадры, когда Чужие каким-либо образом протыкают тело героя. В такие моменты использовался искусственный торс, имитировавший тело реального актера. Яркий пример — сцена нападения королевы на андроида. Хотя в ней все выглядит предельно натуралистично, в действительности при съемках через искусственную грудь с помощью лески вытягивался эластичный латексный хвост. Кстати, для следующих кадров той же сцены, где королева разрывает андроида надвое, был изготовлен манекен актера в полный рост, который под определенным углом мог разделяться. В качестве белой «крови» робота использовалась смесь обычного молока и йогурта. Верхняя половина героя, которая в фильме продолжает «играть» и дальше, приводилась в движение с помощью тросов, привязанных к запястьям. Получилось на редкость убедительно.
Кадр с миниатюрами из фильма «Чужие»
Еще одна примечательная конструкция для той же финальной сцены — робот-погрузчик, с помощью которого Рипли удается победить королеву. На его подготовку ушло три месяца. Решение в итоге оказалось довольно простым — для убедительности движений внутри робота, сделанного частично из тонкого пластика, частично из металла, поместили человека. Правда, конструкция была весьма увесистой — вместе с Уивер она достигала примерно 250 килограммов, поэтому управлять роботом пригласили профессионального штангиста. Чтобы его движения и движения актрисы выглядели согласованными, потребовались десятки часов репетиций. Впрочем, для отдельных кадров (обычно общих планов) все равно понадобилось изготавливать миниатюры в соотношении 1:5.
Кадр из фильма «Чужие»
Кстати, миниатюр в фильме очень много. При съемках использовались уменьшенные копии пейзажей планеты, всей колонии и отдельных зданий, космических кораблей (в действительности их длина не превышала двух метров) и другого транспорта. Сцена, в которой королева откладывает яйца, и вовсе была полностью снята в миниатюре два на четыре метра. Тщательность проработки макетов порой не позволяет отличить полноразмерные объекты от уменьшенных копий. Но, пожалуй, самый впечатляющий пример копирования связан с живописными финальными кадрами облаков. В действительности они были изготовлены из ваты, которая в нужных местах подсвечивалась. Вот такая магия кино.