Как написать интересную сцену?

Как написать интересную сцену для сценария? Чтобы ответить на этот вопрос, надо сперва договориться о том, какую сцену мы будем считать «интересной». На мой взгляд, интересна та сцена, которая увлекательна, удерживает внимание зрителя и остается в памяти. Особенно важно последнее, потому что сцена — минимальная единица сценарной структуры. Фильм делится на акты, акты — на эпизоды, а эпизоды — на сцены. Что происходит, если зритель видит одну «проходную» безликую сцену за другой? Он начинает… засыпать перед экраном.

Кадр из фильма «Блондинка в законе»Кадр из фильма «Блондинка в законе»

Современный зритель чрезвычайно насмотрен и очень быстро угадывает, к чему вы клоните. По первым вводным в сцене он начинает прогнозировать, как может разворачиваться событие. И если на экране происходит ровно то, что его сознание уже достроило само, опережая действие в фильме — он начинает скучать. Внутренне он уже барабанит пальцами по столу и ждет, когда его чем-нибудь приятно удивят. Если ожидание затягивается, он просто выключает телевизор, уходит из кинозала или откладывает в сторону ваш сценарий. Вот почему так опасно писать сцены-клише, всплывающие перед глазами автора под влиянием чужих кинокартин. Зритель тоже их смотрел. Поэтому хорошую, интересную сцену для сценария надо придумывать, разрабатывать, находить для нее «художественное решение».
 

Итак, несколько простых приемов, которые помогут вам разработать интересную сцену для сценария:
1. Придумайте «загогулину». Каждая сцена содержит определенный информационный бит. Ну, например, молодой человек приходит в гости к девушке, чтобы признаться ей в любви. Суть информационного бита: «Евгений признается в любви Татьяне». Но мы не можем сделать сцену такой: открывается дверь, входит Евгений и с порога выпаливает: «Я тебя люблю!». Точка. Переходим к следующей сцене. Как-то подозрительно коротко получилось, не правда ли?

Кадр из фильма «Титаник» Кадр из фильма «Титаник»

Причина в том, что мы просто дали информацию. Не придумали ситуацию, внутрь которой поместили эту информацию, не проявили характеры наших героев и не показали развитие их отношений. Итак, наша задача при работе над сценой «Признание Евгения в любви к Татьяне»: подумать над тем, как главный герой это делает. Что происходит? Каким действием обрамлено это событие. Может быть, он очень застенчив и все время медлит? Начинает со слов, «ты знаешь, я хотел тебе сказать…» — и всякий раз говорит что-то другое?

Может быть, он протягивает девушке письмо. И она молча читает в его присутствии? Я бы подумал вот над каким решением: Евгений пришел к Тане, он надел костюм, принес цветы.

Они устроили праздничный ужин, сели за стол. И вдруг обнаруживается, что лампа, висящая над столом, мигает — контакт слегка отходит. Желающий отсрочить признание Евгений вдруг проявляет острое желание починить лампу. Он встает на стул, а может — и на стол с ногами, лезет чинить лампу. Его бьет током. Он оступается. В итоге опрокидывает стол с праздничным ужином. Падает сам, больно ударившись.

И вот уже лежа на полу, с массивной шишкой, в самый неподходящий момент, он говорит перепуганной Татьяне: «Ты знаешь, я тебя люблю». Почему я предлагаю такое решение? Потому что в нем есть развитие ситуации. Как говорил мой коллега-драматург — «есть загогулина». Нельзя делать сцены прямые, как палки, в них должна быть эмоциональная и сюжетная синусоида. Та самая «загогулина».

Чтобы прочертить эту самую «синусоиду» (загогулину) начните с прямо противоположного: герой хочет расстаться с девушкой — так пусть приходит в гости с тортиком и цветами. Хочет признаться в любви — пусть затопит квартиру водой или попытается починить лампу так, что разгромит праздничный стол. Исходная точка в начале сцены должна быть прямо противоположной финальной. Тогда в сцене появится развитие.

2. «Перевертыш». Настоящая сценарная палочка-выручалочка — это «перевертыш». Бывает, что вам надо написать определенную сцену, но вы не знаете, как оно бывает в реальности, либо перед глазами встают образы сцен, почерпнутые из чужих фильмов — вы нутром чуете, что выйдет «лажа». В такой ситуации можно поступить следующим образом: подумайте, каким было бы стереотипное развитие ситуации, и полностью переверните его.

Кадр из сериала «Завещание Ленина»Кадр из сериала «Завещание Ленина»

Мне запомнился случай, когда совместно с драматургом Юрием Арабовым мы работали над сценарием к телесериалу «Завещание Ленина». Там была такая сцена: в квартиру писателя Варлама Шаламова приходит бывший муж женщины, на которой Шаламов женат. Если учесть, что наш герой по сюжету «увел» жену у этого самого мужа, то логично предположить, что бывший муж придет хмурым, полным скрытой (или открытой) ненависти к Шаламову. Возможно, они поругаются и даже подерутся.

Именно таким было мое первичное видение сцены. На что Юрий Николаевич справедливо возразил: «Нет. Это никуда не годится. Давай сделаем с точностью до наоборот: открывается дверь, приходит бывший муж, пожимает руку Шаламову. Радостная жена обнимает бывшего супруга, как лучшего друга. Сажает обоих мужчин за стол, кормит борщом, а они делятся новостями друг с другом». Если учесть, что Шаламов к тому моменту уже отсидел в лагере, а бывший муж — сотрудник НКВД, сцена наполнилась внутренним напряжением и получилась, как мне кажется, запоминающейся и яркой. «Перевертыш» всегда поможет вам быстро найти интересное решение сцены. Просто вначале спрогнозируйте ожидания зрителя и стереотипы, всплывающие в сознании. И попросту опрокиньте, переверните их.

3. Самую важную информацию давайте в конце. Это простое, но крайне эффективное правило незаменимо при разработке сцены. Если вы посмотрите известные кинофильмы, вы с удивлением обнаружите, что в большинстве сцен самый главный информационный бит (слова «Я тебя люблю» Евгения) вкладываются в уста персонажа в самый последний момент перед финалом сцены. С чем это связано? С восприятием зрителя, в памяти которого особенно четко запечатлеваются начало произведения и финал. Увы, начало для подобных задач использовать нельзя, так как сцена «спрямляется», лишается развития.

В середину важную информацию не положишь — она ускользнет от внимания зрителя, потонет в массе других реплик персонажей. А вот финал для подобных задач — то, что надо. Важная информация, произнесенная актером ярко и эмоционально, еще долго, как эхо, будет звучать в вашей памяти, в то время как на экране уже раскрывается следующая сцена. Кстати, понаблюдайте за собой, за тем, как вы говорите по телефону или общаетесь с кем-то, когда встречаетесь. Вы с удивлением обнаружите, что самое важное, что вы хотите сказать, вы произносите в последнюю минуту беседы. Оттягиваете до самого последнего момента (особенно это правило работает, когда кто-то хочет одолжить денег). Не замечали?

4. Художественное решение сцены. Понятие «художественного решения сцены» вы не найдете в учебниках драматургии. Тем не менее, им активно оперируют сценаристы. О чем идет речь? Как я уже писал выше: сцену признания любви некоего молодого человека по имени Евгений некой девушке Татьяне можно решить десятками различных способов.

Можно решить «через письмо» (молодой человек протягивает девушке письмо с признанием), можно через сорванный кран с водой. Можно через мерцающую лампу и падение со стола. Можно еще придумать с десяток решений — «через что». Можно разговор убийцы со своей жертвой обыграть как разговор друга со старым корешом, а можно — как разговор портного, уточняющего детали роста, талии и веса будущего покойника, так как он прикидывает, как будет вывозить труп: целым или по кусочкам.

Работа над художественным решением начинается с того, что вы берете листок бумаги и составляете список идей того, как можно решить сцену. Через что? В какой-то момент на бумагу выпрыгнет идея, от которой сердце екнет, как поплавок на воде. Вы почувствуете, что это решение — особенно интересное. Сразу возникает желание это написать. Вы на верном пути.

Чем талантливей автор, тем изобретательней художественные решения. Хотел бы привести здесь в качестве примеров художественные решения к сценам, которые мы показываем на курсах в школе-студии А.Н. Митты: скажем, вам поставили задачу — написать сцену «Визит сотрудника спецслужб, который работает под прикрытием, в логово террористов». Что рисует воображение? Комната без окон, сидят суровые бородатые мужики, чистят автоматы Калашникова.

Кадр из фильма «Мюнхен»Кадр из фильма «Мюнхен»

Как решена эта сцена в кинофильме Стивена Спилберга «Мюнхен» (01:18:00)? Просторный дом на природе, где обедает семья из 20-ти человек. На травке резвятся дети. Глава террористической группировки сам, стоя в фартуке, готовит салат. В чем художественное решение сцены? В том, что общение с террористической организацией показано как обед в доме образцового семейства.

Пример №2: вам надо написать сцену, в которой главный герой приходит в ресторан со своей женой, и видит в том же ресторане свою прежнюю возлюбленную, которую он по-прежнему сильно любит. Но она пришла в ресторан в сопровождении другого мужчины. Он и Она садятся за разные столики и переглядываются. Как написать эту сцену так, чтобы зритель не уснул и не поморщился со словами «мыльная опера»?

Посмотрите, как сцена решена в испанском фильме «Опасности любви» («Превратности любви») режиссера Манэля Гомеса Перейро (01:29:30): обе пары идут танцевать, а затем душа Его и Ее отделяются от своих тел, и танцуют, став третьей парой на танцполе, ведя между собой искренний и открытый разговор, невозможный в реальности. Потрясающая яркая сцена, наполненная эмоциями и образностью.

Пример №3: вам надо написать сцену, в которой муж, разыскивая бросившую его жену, приходит в квартиру, где, по его сведениям, она проживает с другим мужчиной. Как и в случае с сериалом «Завещание Ленина» первой возникает идея про мордобитие и скандал. Но вот как эта сцена решена в телесериале «Винил» компании HBO (серия №9, 00:29:00). Муж входит в квартиру, дверь которой была открыта, и вдруг застает парня, который бегает по комнате, пытаясь ракеткой для большого тенниса сбить мечущуюся летучую мышь, случайно влетевшую в окно.

Муж кидается на помощь и, забрав теннисную ракетку, пытается сбить эту мышь. Но в итоге случайно разбивает парню ракеткой бровь. После чего он пытается остановить кровь у молодого человека. В этот самый момент мужчины понимают, кто есть кто. И только тогда появляется жена. На мой взгляд, прекрасная, талантливая работа сценариста, на которую стоит равняться. Ваш черед, коллега.

 

 
Олег Сироткин

Родился 26 ноября 1974 года в Москве, в 1996 году окончил сценарный факультет ВГИК (мастерская Ю. Н. Арабова и Т. А. Дубровиной). В 2007 году 12-серийный телефильм «Завещание Ленина» (сценарий написан в соавторстве с Юрием Арабовым по мотивам произведений Варлама Шаламова) получил премию «Золотой орел» как лучший сериал года. Из недавних работ можно отметить фильм «Подарок с характером» (2014, режиссер Карен Оганесян) и картину «Частное пионерское-2» (2015, режиссер Александр Карпиловскй).
 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *