Запуск: Книга Грума, сценарий Рота, энтузиазм Файнерман
Прежде чем идея экранизировать одноименный роман Уинстона Грума была реализована, ее изрядно помотало ветрами жизни, будто хрестоматийное перышко из фильма. Несколько лет проработавшая на телевидении продюсер Венди Файнерман в середине 1980-х только начинала свой путь в киноиндустрии, как вдруг к ней в руки попала книга о приключениях безбашенного саванта Форреста Гампа.
Впечатленная прочитанным она сообщила своему тогдашнему боссу Стиву Тишу, что нашла материал, которым их небольшая кинокомпания сможет заинтересовать мэйджоров. И действительно — Warner Bros. поверила в потенциал проекта и приобрела права на экранизацию романа. Но пока Грум при участии двух соавторов безуспешно пытался превратить собственное произведение в киносценарий, на экраны победоносно вышел «Человек дождя» (1988), и Уорнеры посчитали, что еще один фильм про аутичного героя снимать рано и потенциально убыточно.
Продюсер Венди Файнерман / Фото: Zuma / TASS
К счастью, это не сломило предприимчивую Файнерман, и она заключила новый договор с Paramount, а также наняла в качестве сценариста своего друга Эрика Рота, который в отличие от писателя Грума был профессиональным кинодраматургом с «Подозреваемым» (1987) за плечами. К декабрю 1992 года сценарий был готов, а уже в середине января 1993-го Роберт Земекис сообщил Венди Файнерман, что хочет его экранизировать. Незнакомый с романом Грума режиссер был поражен работой Рота, которая показалась ему «абсолютно убедительной, несмотря на полное отсутствие привычных элементов сторителлинга».
Драматургия: непоследовательная структура, неизменный герой, неочевидная цель
Позднее, прочитав первоисточник, Земекис наверняка удивился его многочисленным отличиям от сценария. По сути, Эрик Рот оставил от книги лишь мотив шествия Форреста Гампа по знаковым для США событиям второй половины XX века, полностью изменив характер протагониста и посыл истории. Из необычайно одаренного в математике и других областях, но недалекого и аморального типа, главный герой превратился в однопрограммного гения бега с чистой душой, кристальной честностью и по-детски незамутненным взглядом на вещи, который большинство принимает за слабоумие или юродивость. Так образ Гампа из объекта сатиры трансформировался в своего рода идеал — пример особого пути простака с огромным сердцем.
Эрик Рот на церемонии вручения премии Оскар
При переводе романа на киноязык Рот не стал делать повествование последовательным и укладывать его в рамки классической трехактной структуры, а обратился к заветам русской формальной школы. В завязке мы встречаем странного человека, который подобно городскому сумасшедшему сидит на скамейке и пересказывает людям, ожидающим автобуса, всю свою жизнь от самого рождения. Флешбэки в прошлое составляют фабулу картины, а «остановочное настоящее» — ее сюжет.
Лишь за полчаса до финала Форрест сообщает, что приехал к возлюбленной, и мы понимаем, что имеем дело с историей-перевертышем (она начинается практически с конца), а за двумя часами болтовни скрывалось намерение — встреча с Дженни, которую мы, подготовленные рассказчиком, ждем с нетерпением. Ведь теперь у нас есть шанс получить ответ на вопрос — будут ли герои вместе. Эрик Рот как бы компенсирует двухчасовое отсутствие в действиях протагониста глобальной цели, способной долго удерживать зрительское внимание.
Кадр из фильма «Форрест Гамп» (1994) / Фото: Paramount Pictures
Весьма непредсказуемая организация сценария гармонирует с картиной мира Форреста Гампа и его установкой следовать течению жизни, при этом всегда оставаясь самим собой. Прямо скажем, позиция эта так же далека от стандартного американского «сделай себя», как работа Рота от голливудского трехактного канона. И тем не менее, именно она в фильме побеждает.
Не претерпевающий каких-то существенных трансформаций, инертный, но честный Форрест, неосознанно изменяет мир вокруг себя без всяких к тому стремлений творит историю. В то время, как мечтавшая о славе Дженни и героический лейтенант Дэн терпят жизненное фиаско. Они поднимаются со дна, лишь разделив гампову философию принятия себя и обстоятельств. Правда, у первой примирение с собой происходит в трагических условиях приближения смерти от загадочного вируса (позднее Грум рассекретит болезнь героини — гепатит С), которая становится последней в череде печальных потерь Форреста, похоронившего боевого товарища Баббу и мудрую мать.
Сцена из фильма «Форрест Гамп» (1994)
Что же позволяет фильму, полному столь грустных событий, не скатиться в тяжелую драму и сохранить светлое настроение? Те самые остроумные моменты, когда Гамп становится участником знаковых исторических событий и кинохроники, невольно изобретает смайлик и «Shit happens», поражает своей простодушной прямотой и сутками выслушивает монолог такого же бесхитростного добряка про методы кулинарной обработки креветок.
Кастинг: бескорыстие Хэнкса и другие актерские подвиги
Том Хэнкс был впечатлен сценарием Рота не меньше, чем Роберт Земекис. Спустя полтора часа после его прочтения актер, уже успевший получить «Оскар» и «Золотой глобус» за роль в «Филадельфии», сообщил Файнерман, что будет счастлив сыграть Гампа. Более того, он согласился сниматься не за фиксированную ставку, а за проценты от будущих сборов. Учитывая это обстоятельство и популярность оскароносного актера, тогдашняя руководительница Paramount Studios дала проекту зеленый свет и оценила его бюджет более, чем в сорок миллионов долларов.
На съемках фильма «Форрест Гамп» (1994) / Фото: Paramount Pictures
Второе звездное имя в актерском составе принадлежит обладательнице двух «Оскаров» и других престижных наград Салли Филд, сыгравшей мудрую маму Форреста. Примечательно, что в реальности Филд была всего на десять лет старше Хэнкса и ранее играла его любовный интерес в комедии «Панчлайн».
Сцена из фильма «Форрест Гамп» (1994)
Другие значительные роли в картине достались не столь знаменитым на тот момент артистам. В частности, прославившийся после «Гампа» как лейтенант Дэн Гэри Синиз до этого снимался на телевидении и сам снимал сериалы. У Робин Райт, которая сыграла Дженни, также было главным образом телевизионное прошлое — несмотря на роль в «Принцессе-невесте», мир запомнил ее, как Келли Кэпвелл из «Санта-Барбары». На съемках «Форреста Гампа» актриса проявила себя, как настоящий боец: работа над сценой с выступлением обнаженной Дженни с гитарой заняла сутки, но стоическая Робин Райт не сдалась, несмотря на грипп и холод. Усилия исполнительницы вылились в первую номинацию на «Золотой глобус».
Кадр из фильма «Форрест Гамп» (1994) / Фото: Paramount Pictures
Сыгравшему сослуживца Форреста Баббу Майкелти Уильямсону во время съемок тоже приходилось нелегко из-за специального протеза для имитации лицевой аномалии. Однако образ вышел настолько убедительным, что на премьерных показах фильма публика была поражена обычным обликом актера.
Кадр из фильма «Форрест Гамп» (1994) / Фото: Paramount Pictures
Совершать подвиги во имя искусства приходилось и Тому Хэнксу, которому роль впоследствии принесла второй «Оскар» подряд. Так в эпизоде, где повзрослевший Форрест снова убегает от задир и оказывается на футбольном поле, актер снимался с тяжелым гриппом. Кроме того, Хэнкс проделал серьезную работу, создавая особый южный акцент Гампа. Многие интонации он почерпнул у дебютанта Майкла Коннера Хэмпфри, который был утвержден на роль юного Форреста именно из-за самобытной манеры говорить.
Кадр из фильма «Форрест Гамп» (1994) / Фото: Paramount Pictures
Кроме того, впервые на экране в картине появились Ханна Р. Холл, сыгравшая маленькую Дженни, а также сын Роберта Земекиса и дочь Тома Хэнкса, которых можно заметить среди недобрых деток в школьном автобусе. Помимо Элизабет Хэнкс поучаствовал в «Форресте Гампе» и родной брат актера — Джим, заменивший исполнителя главной роли в некоторых марафонских эпизодах.
Кадр из фильма «Форрест Гамп» (1994) / Фото: Paramount Pictures
Локации: Вьетнам в Южной Каролине и Алабама в Южной Калифорнии
Большая часть съемок, продлившихся с 27 августа по 9 декабря 1993 года, проходила в Южной Каролине. Там нашлись подходящие локации для вымышленного алабамского города Уолтерборо, где родились Форрест и Дженни, и даже — для вьетнамских эпизодов, которые были сняты на островах Фрипп и Хантинг.
Скамейка из фильма «Форрест Гамп» (1994) / Фото: Wikipedia
Вслед за Гампом, которого жизнь помотала по разным частям Америки, группа побывала в штате Мэн, Монтане, Вашингтоне, Аризоне и, конечно, в Саванне (Джорджия), где зритель знакомится с протагонистом, сидящим на лавочке у остановки автобуса. К слову, после успеха фильма власти города сочли ту самую скамейку большим культурным достоянием и поместили ее в Музей истории Саванны подальше от происков вандалов и климатических угроз.
Университет Калифорнии / Фото: Flickr
Интерьерные сцены главным образом были сняты в Лос-Анджелесе, в том числе и студенческая жизнь Форреста. Университет Южной Калифорнии, кстати, исполнил роль Университета Алабамы.
Визуальное решение: повествовательность, символизм, анаморфот и CGI
История Форреста Гампа, охватившая важнейшие для США события от 1950-х до 1980-х годов, это настоящий большой роман — отсюда и масштабность изобразительной организации фильма, снятого с помощью Panavision Panaflex Platinum Camera в формате 2.39:1. Кроме того, оператор Дон Бёрджесс активно использовал анаморфотные объективы, чтобы показать отношение персонажа к миру, обозначить его место в нем. Во многих случаях Бёрджесс выстраивает кадр, буквально исходя из принципа «личность на фоне истории», когда герой Тома Хэнкса предстает близко и крупно, а за ним целая жизнь. Таким образом подчеркивается и некая инаковость Гампа, его вопиющая отдельность при видимом присутствии.
Кадр из фильма «Форрест Гамп» (1994) / Фото: Paramount Pictures
Принцип визуальной повествовательности, верным апологетом которого является Роберт Земекис, поддерживается и повышенным вниманием к деталям. О чем бы ни рассказывал Форрест, сцена будет объемной и многоплановой, как в хорошем литературном произведении. Для достижения этого эффекта Бёрджесс обращается к глубинной мизансцене. Что бы ни делали герои в кадре, за окном обязательно происходит что-то еще — другие солдаты делают зарядку, пока рота Гампа на построении, а конные повозки сменяются автомобилями, пока предки Баббы подают господам еду. Словом, всюду жизнь.
Где жизнь, там и живопись, и именно ею явно вдохновлены некоторые кадры, снятые Бёрджессом. Например, эпизод, в котором юный Форрест ждет маму возле кабинета школьного директора, является аллюзией на работу Нормана Роквелла «Девочка с синяком под глазом».
Кадр из фильма «Форрест Гамп» (1994) / Фото: Paramount Pictures; Картина Нормана Роквелла «Девочка с синяком под глазом»
Как истинный художник, Бёрджесс часто прибегает в организации композиции к симметрии, делающей изображение более комфортным для зрительского восприятия. Например, после длинного открывающего кадра с перышком знаменитая скамейка находится в центре, как и монумент сзади нее, который будто бы делит экран пополам.
Кадр из фильма «Форрест Гамп» (1994) / Фото: Paramount Pictures
В свою очередь упомянутая вступительная сцена фильма интересна по нескольким причинам. Во-первых, она задает лирически-созидательное настроение для знакомства с сентиментально-драматичной историей. Во-вторых, в ней символически отражена жизненная философия Форреста Гампа — краеугольная настолько, что в финале ленту закольцует то самое перышко. В-третьих, она важна с точки зрения цифровых технологий, широко представленных в картине и отмеченных «Оскаром».
Сцена из фильма «Форрест Гамп» (1994)
Для создания эпизода команда ILM под руководством супервайзера Кена Ралстона оцифровала настоящее птичье перо, разработала наиболее выигрышную в визуальном плане траекторию его перемещений и с помощью композитинга воплотила этот полет.
Кадр из фильма «Форрест Гамп» (1994) / Фото: Paramount Pictures
Если перышко было зафиксировано на леске и управлялось специалистом, то Гари Синизу пришлось самому имитировать передвижения ампутанта. Как известно, ноги актера при этом были обернуты синей тканью, работавшей подобно хромакейному заднику.
Кадр из фильма «Форрест Гамп» (1994) / Фото: Paramount Pictures
Также примечательна сцена антивоенного митинга, где на компьютере была дорисована толпа в несколько сотен тысяч человек — в реальности эпизод снимался два дня при участии полуторатысячной массовки. Ну и, конечно, самыми технически прорывными для времени создания картины стали эпизоды, снятые в по-прежнему модном жанре мокьюментари. Земекис и сотоварищи пошли дальше кинематографистов, использовавших рир-проекцию или досконально воссоздававших хроникальные сцены (как например, в «Зелиге» Аллена), и вмонтировали персонажа Хэнкса в существующую историческую хронику. Для этого пригодились синий хромакей, морфинг, ротоскопирование и другие технологии, о которых подробно рассказывается в следующем видео.
О фильме «Форрест Гамп» (1994)
Саундтрек: эпоха в песнях и тема Сильвестри
Воссоздавая важную для США эпоху, ретроман-меломан Роберт Земекис и его постоянный композитор Алан Сильвестри уделили особое внимание музыке. Картина буквально нашпигована известными мелодиями, по которым можно распознать время событий. Пока Форрест Гамп остается верным себе и рубашкам в голубую клетку, мир беспрестанно меняется, изобретая все новые музыкальные направления — рок-н-ролл, психоделику, соул и диско. Видные представители разных стилей гармонично вплетаются в саундтрек, где также можно отыскать остроумные приветы другим фильмам. Например, в сцене нью-йоркской встречи Гампа и лейтенанта Дэна звучит «Everybody’s Talkin» из «Полуночного ковбоя», провоцируя логичные ассоциации с персонажами Джона Войта и Дастина Хоффмана, чья дружба в мегаполисе также складывалась непросто.
Сцена из фильма «Форрест Гамп» (1994)
Если популярные композиции работают на контекст вокруг главного героя, то сюита, сочиненная Сильвестри специально для фильма, помогает заглянуть в душу Форреста, прочувствовать эмоции этого удивительного персонажа с чистым чутким сердцем и необыкновенной судьбой. Светлая музыка как нельзя лучше соответствует эмоциональному воздействию, которое оказывает по-хорошему сентиментальная картина Роберта Земекиса и в котором кроется главный секрет ее успеха.
Саундтрек к фильму «Форрест Гамп» (1994)
Обложка: на съемках фильма «Форрест Гамп» (1994) / Paramount Pictures