Создание: Кубрик, его друг Спилберг и футуристический «Пиноккио»
«Искусственный разум» можно отнести к числу самых больших долгостроев в истории кино, так как на создание фильма ушло в целом около тридцати лет. Идея проекта возникла еще в начале 1970-х годов, когда внимание Стэнли Кубрика привлек фантастический рассказ Брайана Олдисса «Суперигрушек хватает на все лето». Режиссер увидел в произведении основу для «плутовской кибер-версии “Пиноккио”». Собственно и проект Кубрик называл не иначе как «Пиноккио», а не «Искусственный разум». Однако фильм сразу же попал в производственный ад: неоднократно менялась концепция, в разное время к работе над сценарием было привлечено, по меньшей мере, пять авторов, а Кубрик то увлекался им, то забрасывал его, считая существующие технологии спецэффектов недостаточно развитыми для всех идей.
Кадр из фильма «Искусственный разум»
В 1995 году Кубрик предложил занять режиссерское кресло Стивену Спилбергу, однако после двух месяцев работы тот отказался. Фильм вновь был заморожен, а Кубрик, сняв «С широко закрытыми глазами», умер. Тогда продюсер Ян Харлан и супруга режиссера Кристиана Кубрик решили реанимировать проект, и на этот раз в память о своем друге Спилберг отказаться от режиссуры не мог.
Кадр из фильма «Искусственный разум»
После очередной переработки сценария, проведенной самим Спилбергом, и полугодового препродакшна, группа начала съемки в августе 2000 года. Сначала работа велась на натуре в Орегоне, а затем в павильонах Warner Bros., где были возведены декорации Красного города, разрушенного Нью-Йорка, дома и так далее. Завершился съемочный период спустя четыре месяца в ноябре 2000 года. Всего съемки заняли шестьдесят семь смен. Постпродакшн картины потребовал еще полгода, причем Спилберг параллельно успевал заниматься подготовкой к съемкам «Особого мнения».
Драматургия: трехактная структура
Сами авторы фильма разделяют все действие на три акта, каждый из которых выдержан в своем стиле и жанре. Действие первого, продолжительностью около 50 минут, разворачивается дома, и напоминает семейную драму. Второй акт, примерно часовой, наполнен экшном и связан с приключениями героев в поисках Голубой Феи, способной превратить робота в мальчика. Получасовой третий вновь возвращается к эмоциональной драме с сюрреалистическими мотивами.
Визуальное решение: стили глав, обрамления и кадры Кубрика
По словам оператора фильма Януша Камински, постоянно работающего со Спилбергом последние четверть века, каждый акт диктовал свое визуальное решение. Первый, наиболее спокойный и камерный, выполнен в холодных тонах. На контрасте с ним во втором акте палитра становится более теплой и яркой.
Кадр из фильма «Искусственный разум»
В духе визуального стиля Спилберга-Камински в фильме часто используются дым и туман, которые делают экранное пространство реалистичнее, рассеивая свет и придавая цветам пастельный характер. Другой типичный для тандема визуальный мотив: центральный герой перекрыт и обрамлен другим объектом, чаще всего округлой формы. Встречается это обычно в наиболее напряженных сценах и позволяет создать ощущение дискомфорта и клаустрофобии. Также этот прием фокусирует внимание на «обрамленном» герое, придавая особое значение происходящему с ним в данный момент. Добавим, что открывающие кадры фильма с бушующими морскими волнами были сняты самим Кубриком.
Спецэффекты: роботы, макеты и компьютерные технологии
Выйдя на рубеже веков, «Искусственный разум» знаменовал значительный рывок в развитии кинотехнологий, а также отметил плодотворность симбиоза физических эффектов и компьютерных. Приведем несколько примеров важных спецэффектов, использованных в фильме. Начнем с роботов. Всего в фильме их насчитывается несколько десятков и делались они разными методами: полностью аниматронные, гидравлические, радиоуправляемые, из стекловолокна, актеры в гриме или в хромакейном костюме, причем в числе исполнителей были и инвалиды. В самой масштабной сцене с участием роботов — «Ярмарке плоти», было задействовано двадцать кукол, на создание которых потребовалось шестнадцать недель. Управлением этими куклами занимались сорок шесть кукловодов и техников.
Кадр из фильма «Искусственный разум»
Для того чтобы добиться убедительности движений медведя Тедди использовалась механическая марионетка с системой из 24 креплений, связанная с управлявшими ею актерами. Причем конструкция была довольно увесистой — более тринадцати килограммов. Для большей убедительности движения Тедди дорабатывались с помощью визуальных эффектов. Интересно, что озвучивавший медведя Джек Энджел присутствовал на площадке весь съемочный период, чтобы добиться максимального совпадение мимики манекена с голосом актера.
Кадр из фильма «Искусственный разум»
Пожалуй, самый впечатляющий кадр со спецэффектами с роботом мы видим в начале картины — сцена с «секретаршей». Вместо аниматронной модели была задействована настоящая актриса, «открывающееся» лицо которой воссоздавалось на компьютере с помощью десятков снимков, переносившихся на виртуальную модель.
Кадр из фильма «Искусственный разум»
Полицейский вертолет-амфибия в кульминационной сцене второго акта располагался на специально сконструированной платформе, двигавшейся строго по проложенной дорожке. Это позволяло сделать движения вертолета предсказуемыми и контролируемыми, упростить съемку и обезопасить группу. На постпродакшне платформа была удалена из кадра специалистами по визуальным эффектам.
Для подводной сцены третьего акта, в которой видны затонувшие Кони-Айленд, Луна-парк, стилизованный мир «Пиноккио» и так далее, были изготовлены десятки миниатюр размером в человеческий рост. Сцена снималась не в воде, а в помещении, наполненном дымом, который вместе с компьютерной графикой создавал необходимое «подводное» ощущение. Также миниатюры вместе с графикой использовались в сценах Красного города и заброшенного Нью-Йорка.
Декорации, костюмы и грим
Разработкой дизайна фильма начал заниматься иллюстратор Крис Бэйкер, чей дебютный графический роман заинтересовал Кубрика. Отталкиваясь от указаний режиссера, Бэйкер создавал эскизы футуристического пространства. К моменту смерти Кубрика им было подготовлено около 1000 эскизов. По ним художник-постановщик Рик Картер разработал большую часть декораций. Самой масштабной из них стал Красный город, состоявший из нескольких десятков фасадов в духе футуризированного Лас-Вегаса. Декорация раскопок из третьего акта любопытна тем, что вся съемочная площадка была покрыта настоящим льдом, которого ежедневно уходило по восемь тонн. Также для своего времени картина примечательна значительным объемом использования хромакея. Например, большая часть Красного города снималась с его помощью, а после создавалась на компьютере. При этом авторы работали с системой превизуализации, позволявшей при съемке выдавать на монитор не синий фон, а синтетическое пространство, дававшее представление о том, что будет в финальном варианте кадра.
Кадр из фильма «Искусственный разум»
Поскольку главный герой фильма — робот, изначально Кубрик задумывал воплотить его с помощью спецэффектов. Был создан механический прототип, однако результат оказался ужасным — заменить полноценного исполнителя аниматроникой оказалось невозможно. Компьютерная графика, к которой Кубрик решил обратиться под впечатлением от «Парка Юрского периода», также не дотягивала до необходимого уровня. Выход был найден в том, чтобы использовать грим и задействовать актера, способного вжиться в образ искусственного существа. И тут проекту повезло — без поисков и кастингов Спилберг сразу выбрал на роль двенадцатилетнего Хэйли Джоэла Осмента, уже имевшего на тот момент значительный актерский опыт (в том числе в «Шестом чувстве»).
Кадр из фильма «Искусственный разум»
Роботоподобность достигалась, прежде всего, пластикой — движения Осмента простые, но не совсем человеческие — и мимикой, например, актеру пришлось научиться не моргать. Не менее важен был грим из воска, который придавал лицу и рукам неестественную гладкость и глянец. Грим наносился каждую смену по полчаса.
Образ Джо был подсказан стереотипом жиголо 30-х годов, выделявшихся подчеркнутой броскостью и элегантностью внешнего вида. Чтобы добиться необходимой пластики, Джуд Лоу три месяца занимался с британским хореографом Франческой Джеймс, ориентируясь на движения Фреда Астера и Джинна Келли. Грим Лоу был сложнее, чем у Осмента. Например, помимо воска использовались накладки из латекса, которые подчеркивали те или иные черты лица актера, не стесняя при этом мимику. Парики для актера не использовались, как можно было бы подумать. Для кукольного эффекта волосы ретушировались, что давало необходимый цвет и форму.
Кадр из фильма «Искусственный разум»
Над костюмами фильма трудился художник Боб Рингвуд. Одной из самых необычных его работ стал костюм жиголо Джо. Одежда героя была сделана в викторианском стиле, но при этом в качестве материала для эффекта расплавленного металла использовались леска и пластик. Эксцентричные костюмы второстепенных героев и массовки, задействованных в сценах Красного города, были вдохновлены стилем одежды прохожих на Лас-Вегас-Стрип, за которыми Гринвуд долгое время специально наблюдал. В костюмах главного героя и его «родителей» художник придерживался простого подхода, используя повседневную одежду, так как необходимо было создать образ обычных представителей среднего класса, не акцентируя при этом футуристические мотивы, дабы не отвлекать внимание зрителя.
Звуки и музыка
Звук в фильме, по словам звукорежиссера Гари Ридсторма, должен был с одной стороны отражать субъективное видение главного героя и его эмоции, а с другой — придавать действию ощущение магии и футуристической сказки. Прежде всего, Ридсторм приступил к озвучанию роботов, для которых использовал различные вариации рокота моторов и других механизмов. При обработке ряду оригинальных звуков автор старался придать музыкальность. Использовались и синтезированные звуки — созданные с помощью системы Synclavier.
Музыку, как и всегда у Спилберга, писал Джон Уильямс. По его мнению, аранжировка в картине «немного шизофренична» из-за своей эклектичности. В фильме можно услышать сочетания классики (например, Чайковского и завещанного Кубриком «Кавалера розы» Штрауса), различных инструментов, акустики и электроники, использования атональных систем и диссонирующих звуков.