VII Питчинг дебютантов: 686 шансов на успех

В Большом зале «Дома кино» в рамках ММКФ прошел VII Питчинг дебютантов. В этом году на конкурс было подано рекордное количество работ — 686. По словам организаторов, мероприятие уже давно обгоняет негосударственные питчинги — типа «Кинотавра» или «Главпитчинга» — по числу заявок и номинаций. Из всех присланных проектов в каждую из четырех секций было отобрано 10 проектов. Те, кто не попал в шорт-лист, могли высказать свое недовольство и задать любые вопросы на специальной встрече с отборщиками, о которой нам рассказал исполнительный директор Молодежного центра Союза кинематографистов РФ Дмитрий Якунин:

Дмитрий Якунин (слева) Джаник Файзиев (по центру), Олег Богатов (справа)  / Фото: Виктор ВытольскийДмитрий Якунин (слева), Джаник Файзиев (по центру), Олег Богатов (справа) / Фото: Виктор Вытольский

— Мы впервые провели такую открытую встречу. В ней участвовали шесть отборщиков из разных номинаций, мы с Олегом Богатовым и наши юристы, которые давали свои комментарии по спорным вопросам. Насколько я знаю, ни в одном питчинге или сценарном конкурсе ничего подобного нет: человек посылает свою заявку и после по почте узнает — прошел он или нет. Мы же сделали такой эксперимент, в рамках которого отборщики, прочитавшие все эти 686 заявок, могли обозначить какие-то тенденции, разобрать общие ошибки и ответить на реплики недовольных ребят. Обошлось без скандалов — все авторы вменяемые и понимают, что если что-то не получается, значит нужно еще поработать. Была здоровая критика нашего проекта, мы к ней прислушались и, безусловно, готовы внести изменения в регламент в следующем году.
 

Секция «Документальное кино»

Жюри секции документального киноЖюри секции документального кино / Фото предоставлено оргазнизаторами

По традиции, первыми защищались участники в номинации «Документальное кино», на которую было прислано 37 заявок. Проекты оценивали ведущие эксперты-документалисты:

 
  • Президент комиссии неигрового кино Союза кинематографистов России Сергей Мирошниченко (председатель жюри).
  • Советник Департамента кинематографии Министерства культуры РФ по документальному кино Ольга Любимова.
  • Учредитель и генеральный директор НО «Фонд этнографических исследований» Владислав Кеткович.
  • Генеральный директор Санкт-Петербургской студии документальных фильмов Алексей Тельнов.
  • Директор Дирекции документального кино Первого канала Светлана Колосова.
  • Генеральный продюсер Лаборатории социального кино «Третий Сектор» Никита Тихонов-Рау и другие.
Первое место и специальный приз от Союза кинематографистов России получил проект «Учитель для России» студентов СПбГИКиТ Анны Петровой и Кирилла Логинова.

 

 
Логлайн проекта «Учитель для России»

Участники программы «Учитель России» — выпускники лучших вузов страны, они прошли серьезный многоступенчатый отбор и теперь отправляются на работу в отдаленные российские регионы — в те школы, где дети особенно остро нуждаются в современных и талантливых педагогах. Им выпал шанс изучить систему образования изнутри, чтобы дать импульс для ее обновления и развития.
 

 

Проект является попыткой воссоздать образ современного учителя на примере четырех молодых и талантливых педагогов, которые устроились на работу в школы, находящиеся в Воронеже и Воронежской области. Этот документальный фильм должен был стать дипломной работой Кирилла Логинова, но ребятам пришлось его отложить в долгий ящик из-за нехватки финансирования.

Анна Петрова: «Нам неожиданно сообщили о том, что мы прошли в шорт-лист питчинга. Мы писали заявку очень давно, уже забыли про нее и занялись новой темой для диплома Кирилла. Когда с нами связались организаторы, мы откопали проект в архивах и возродили. У нас практически не оставалось надежд, что кто-то даст ход нашей истории».

Кроме главной награды, ребята получили еще и специальные призы: продюсирование от Санкт-Петербургской студии документальных фильмов и показ готовой работы на телеканале «24_DOC» в случае удачной реализации проекта.

Кирилл Логинов: «Сейчас, благодаря Питчингу дебютантов, мы получили полное производство фильма, а это значит, что мы сможем его снять и показать. Безумно рады победе и счастливы. «Лендок» у нас под боком, мы знаем его команду — это классные ребята, которые делают свое дело на 100%».

Участники секции документального киноУчастники секции документального кино / Фото предоставлено оргазнизаторами

Другим проектом, получившим ценные призы, стала работа «Териберка-Live» сценариста и тележурналиста Юлии Варенцовой. Юлия задумала снять фильм о возрождении поселка Териберка, где снимался фильм Андрея Звягинцева «Левиафан». Проект получил спецприз от Гильдии неигрового кино и телевидения (10 смен с камерой Canon EOS С300 вместе с оператором и тремя объективами), а также помощь в постпродакшне от «Первого канала».

Перед награждением экспертное жюри высказало свои замечания по поводу прошедших защит. Многие заметили, что в презентациях не хватало видео, так как ориентироваться на фотографии и рассказ выступающего довольно тяжело.

Никита Тихонов-Рау, генеральный продюсер Лаборатории Социального Кино «Третий Сектор»: «Когда происходят вот такие мероприятия, оценивается потенциал не только истории, но и того человека, который ее делает. И когда видео нет, очень сложно этот потенциал разглядеть. Непонятно, как человек думает, как он складывает, строит ритм, насколько он чувствует — нет ощущения продукта. Мы же все в условиях рынка существуем, нам нужно показывать продукт».

Алексей Тельнов, генеральный директор Санкт-Петербургской студии документальных фильмов: «Режиссеры ограничиваются в своих экспликациях общими фразами относительно техники, не описывают саму конструкцию фильма, надеясь отснять кучу материала, а потом это долго монтировать. Истории, которые сегодня были представлены, к сожалению, не полностью раскрыты в защитах. Хотя темы сами по себе очень интересные».

 

Секция «Игровое короткометражное кино»

Секция короткометражного кино / Фото предоставлено оргазнизаторами

В этой номинации был самый большой конкурс среди заявок — на право попасть в шорт-лист претендовало 289 проектов. Прошедшие на питчинг короткометражные работы оценивали специалисты из самых разных киноотраслей:

  • Председатель Московской организации Союза кинематографистов России и режиссер Евгений Герасимов (председатель жюри).
  • Сопредседатель Правления Молодежного центра СК РФ Филипп Абрютин.
  • Президент Гильдии операторов Союза кинематографистов России Игорь Клебанов.
  • Сценарист Юрий Коротков.
  • Главный редактор портала «Профисинема» Нина Ромодановская и другие.
  • Первое место и специальный приз от Союза кинематографистов России получил проект Дениса Кудрявцева «Я тебя вижу».
Председатель жюри Евгений Герасимов (слева) и Филипп Абрютин / Фото предоставлено оргазнизаторами
 

  Логлайн проекта «Я тебя вижу»

Девочка из банды беспризорников похищает машину со стоянки. На заднем сиденье случайно оказывается незамеченный пассажир — молодой парень… абсолютно слепой.
 

 
Выходя на сцену, Денис громко и без микрофона поздоровался с залом, чем сразу обратил на себя внимание подуставших членов жюри. Он представил драму про взаимоотношения девушки-грабителя и слепого парня, после чего подкрепил выступление тизером. В результате его работа стала лучшей в секции короткометражек. Мы узнали у автора, в чем секрет его выступления.

Денис Кудрявцев: «Так как я актер, то сумел профессионально справиться с волнением и в краткой презентации донес главную мысль, те чувства и эмоции, которые у меня вызывает моя работа. Саму историю пересказывать не имело смысла, эксперты уже прочитали ее и лучше меня знают героев. Нужно лишь передать свои ощущения и акцентировать внимание на технических и художественных особенностях того, как ты хочешь воплотить свою картину».

Второе место получила комедия Сергея Цысса «Очки счастья» — сатирическая история про взаимоотношения изобретателя-мошенника и министра инновационных технологий. Свое выступление Сергей подкрепил прототипом «Очков счастья», сделанным собственноручно, чем заинтересовал весь зрительный зал. В результате его проект собрал больше всего поощрительных призов, среди которых сертификат на 5 смен постпродакшна от компании «Graphic Storm», 100%-скидка на аренду съемочного оборудования от компании «3Q Cinema», продюсирование от продюсерского центра «Молодежные инициативы», а также денежный приз от «Национального фонда поддержки правообладателей». Главные роли в картине должны сыграть Ян Цапник и Сергей Бурунов.

Третье место взял проект Камилы Далгыч «Храни тебя Бог» — трогательная история про тяжелобольного мальчика Платона, живущего со своей бабушкой и пьющим отцом.

Не все представители экспертного жюри были единодушны со списком победителей.

Сценарист Юрий Коротков: «Решение жюри, мягко говоря, не единогласное. Что меня пугает в участниках, так это конъюнктура. От молодых хочется отрыва и хулиганства, как говорится «Гуляй, пока молодой». Обращение к социально значимым темам требует тонкого исполнения — либо идеально, либо не берись. По мне, так хорошо исполненный анекдот из жизни алкашей имеет больше прав на существование, чем плохо исполненный сценарий на социально важную тему».

Секция «Игровое полнометражное кино»

Жюри секции «Полнометражное кино»Жюри секции «Полнометражное кино» / Фото предоставлено оргазнизаторами

Традиционно эта номинация привлекает к себе большое число зрителей и участников, в этом году в дирекцию мероприятия поступило 236 проектов. Среди членов экспертной комиссии очень много знакомых лиц, замеченных на прошлых питчингах:

 

  • Заместитель Председателя Союза кинематографистов России Олег Иванов (председатель жюри).
  • Генеральный продюсер «Гамма продакншн» Виктор Будилов.
  • Генеральный директор компании «Новые люди» Наталья Мокрицкая.
  • Режиссер Жора Крыжовников.
  • Генеральный продюсер компании «Метрономфильм» Арсен Готлиб и многие другие.
Жора КрыжовниковЖора Крыжовников / Фото предоставлено оргазнизаторами

Первое место и специальный приз Союза кинематографистов получил фильм Александра Тарасова с необычным названием «Второй гидроагрегат».

 

 
Логлайн проекта «Второй гидроагрегат»

Инженер-практикант на разрушающейся после аварии Сеяно-Шушенской ГЭС с помощью опытного, но своенравного напарника пытается спасти попавших в водный плен сотрудников станции.
 

 

С первого взгляда на презентацию видно, что амбициозная история в жанре «фильм-катастрофа» написана человеком, разбирающимся в материале. Александр закончил МИФИ по специальности «ядерная физика» и два года собирал нужные материалы для фильма. Свое выступление он подкрепил красочным тизером и сильной командой, в которую уже вошли оператор Игорь Клебанов и актер Владимир Меньшов, у которого Александр Тарасов учился в мастерской на ВКСР.

Выступление Александра Тарасова с проектом «Второй гидроагрегат»Выступление Александра Тарасова с проектом «Второй гидроагрегат» / Фото предоставлено оргазнизаторами

Александр Тарасов: «Это уже второй питчинг с этим проектом, первый раз я защищал его на TeamWriting Insight, где мне помогли разработать сценарий и доработать его с редактором. Там же я репетировал выступления и защиту, поэтому опыт уже есть. Здесь же я не стал подробно рассказывать синопсис, поскольку все и так прочитали материал, а углубился в описание героя, в его путь и изменения. Сейчас, после питчинга, я планирую пойти к продюсерам, которые хвалили мой сценарий — мало ли, может, кто поможет сделать кино и довести его до зрителя. Кино дорогое, только подготовка бюджета для него займет три месяца».

Второе и третье места поделили между собой проекты «Подмена» Натальи Глумнушиной и «Гаджет» Варвары Кузнецовой. Первый фильм представляет собой психологический триллер о сложных взаимоотношениях сестер-близняшек, занимающихся фигурным катанием. Сказка «Гаджет» — это история о семилетнем школьнике, получившим в распоряжение волшебный аппарат «Хронос», который ускоряет или замедляет время по желанию владельца.

Дмитрий Рудовский (слева) Генеральный директор компании "Арт Пикчерс" и Наталья Мокрицкая  генеральный директор компании «Новые люди»Жюри секции «Полнометражное кино» / Фото предоставлено оргазнизаторами

Наталья Мокрицкая, генеральный директор компании «Новые люди»: «Мне понравились проекты и «питчингисты». Мне, наверно, как женщине-продюсеру больше по душе «мужские» проекты, где есть яркие характеры и интересные сюжеты. «Женские» истории более нежные, менее прописанные и так далее. Что меня расстроило и смутило, так это отсутствие авторского подхода к кино. То ли сейчас жизнь такая, то ли мы все стремимся снимать зрительское кино, к чему нас активно призывает «Фонд кино» и Министерство культуры. Но без авторского кино не будет и зрительского. Сегодня не было ни одного авторского проекта, который бы предлагал радикальный жест, рассказывал какую-то серьезную внутреннюю историю. Меня это расстроило. То есть идеи авторские были, но их пытались рассказать в какой-то жанровой стилистике, что, на мой взгляд, неверно».

Секция «Телесериалы»

Введение этой номинации — одно из главных новшеств VII Питчинга дебютантов в этом году, ради нее организаторы разбили защиту проектов на два дня. По словам Дмитрия Якунина, вместо того, чтобы выбрать по 5 фильмов в каждой номинации и уместить их в один день, было решено увеличить это число до 10, чтобы у как можно большего количества участников появилась возможность «засветиться» перед известными продюсерами. На первый конкурс проектов телесериалов было прислано всего 124 заявки. Прошедшие в шорт-лист работы оценивали эксперты из мира кино и телевидения:
 
  • Режиссер Джанин Файзиев (председатель жюри)
  • Главный продюсер ООО «НТВ-КИНО» Сергей Багиров
  • Редактор продюсерской компании «Среда» Ольга Шенторович
  • Редакционный директор и главный редактор «The Hollywood Reporter. Российское издание» Мария Лемешева и другие.
По результатам экспертных оценок первое место досталось проекту «Коридоры времени» Станислава Ефанова.

 

 
Логлайн проекта «Коридоры времени»

В результате неудачного эксперимента по перемещению во времени две семьи, живущие с разницей в 100 лет, оказываются соседями по дому, одна половина которого находится в 1916 году, а другая — в 2016-м.
 

 

По словам автора, он не хотел бы превращать свой фантастический семейный ситком в аналог «Ворониных», и заметил, что время как сюжетообразующий элемент истории — большая редкость на российском ТВ. Забавно, но это был не единственный проект сериала про путешествия во времени и в параллельные миры, в номинации были представлены еще две работы на подобную тематику («Мир по соседству» и «Привет, девяностые!»). Однако Станислав придумал свою историю гораздо раньше остальных участников.

Станислав Ефанов и Джаник ФайзиевСтанислав Ефанов и Джаник Файзиев / Фото: Виктор Вытольский

Станислав Ефанов: «Этот сериал девять лет шел до продюсеров, уважаемых членов жюри. Так долго получилось, потому что раньше в принципе не было подобных питчингов. Временами я откладывал свой проект, и когда узнал о том, что впервые проводится отдельная номинация «Сериалы», решил рискнуть. Это была не единственная работа, которую я прислал в этом году — всего я отправил три сериала, два из которых вошли в лонг-лист».

Второе место досталось проекту «Драконы» Максима Рожкова, который представил высокобюджетный военный исторический детектив о летчике РККА, разрушившем миф о непобедимости немецких асов.

Третье место получил проект «Время колокольчиков» Виктора Медведчука и Павла Чижа. Это музыкальная драма о ленинградских рок-музыкантах конца 80-х, название проекта является оммажем одноименной песни Александра Башлачева.

Председатель жюри Джаник Файзиев высказал несколько очень важных замечаний относительно специфики работы сценаристов для ТВ.

Станислав ЕфановСтанислав Ефанов / Фото предоставлено оргазнизаторами

Джаник Файзиев: «Если вы хотите работать на телевидении, вы должны понимать, что это самое плотное сосредоточие профессиональных интересов. Конкуренция «на телике» очень высока, потому что это единственный по-настоящему ритмично и стабильно работающий орган в стране. Приходя туда, вы должны точно ориентироваться: кто будет смотреть на этом канале ваше кино, в какое время, каков социальный срез аудитории, сколько лет этим людям и чем они интересуются. Эти данные есть, и если вы пороетесь, то вы их найдете. Когда молодой человек приходит ко мне и говорит: «Ну, это или «Первый канал» или ТНТ», становится ясно, что он не очень понимает, о чем говорит. В профессии много тонкостей, индустрия только вырабатывает общий язык, и поэтому, если вы в чем-то не уверены, лучше не пишите этого. Когда вы питчингуетесь, рассказывайте историю. Если у вас открывается дверь в другой мир, объясните, почему ваш герой заслужил право открыть эту дверь. Кто ваш главный герой, в чем задача главного героя? Если вы расскажите суть, вы заинтересуете собой».

Двухдневная защита закончилась «Вечером премьер короткого метра», на котором показали работы лауреатов прошлых Питчингов дебютантов. Гости и участники увидели короткометражные фильмы «Кредит» Вадима Валиуллина, «Свободен» Александры Ястребовой, «На дачу» Алексея Наумова, «Ну, здравствуй, Оксана Соколова!» Кирилла Васильева и другие. Точка поставлена, один из проектов — «Второй Гидроагрегат» уже даже запушен в работу, о чем мы недавно писали. Остается пожелать всем участников успехов и ждать новостей об их работах.

С полным каталогом питчинга можно познакомиться на сайте молодежного центра Союза кинематографистов.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *