Создание
Кристофер Нолан называет «Помни» «самым большим прыжком на своем творческом пути». Фильм привлек к самобытному режиссеру внимание зрителей всего мира, а заодно и крупных голливудских студий. Тем любопытней, что, запуская проект, Нолан не один год потратил на поиск продюсеров и финансирования, и лишь после десятков отказов вышел на небольшую студию Newmarket. Создавался малобюджетный фильм ($9 млн по голливудским меркам сумма более чем скромная), по словам Нолана, под «огромным давлением» и в сжатые сроки. На препродакшн было отведено семь недель, съемки заняли всего двадцать пять дней в сентябре-октябре 1999 года, а монтаж и озвучание уложились в пять недель. Однако ещё почти год лента шла до зрителя. Картину, даже удостоенную фестивальных наград и хвалебных отзывов, не хотел брать ни один дистрибьютор, и на прокат в итоге решились сами Newmarket. Результат, вопреки всеобщему скепсису, оказался впечатляющим: выйдя изначально на скромных одиннадцати экранах, фильм вскоре демонстрировался на пятистах, только в американском прокате он окупился почти трижды, породил немало подражаний, но главное — сделал Нолана одним из крупнейших режиссеров современности.
Драматургия
По ходу работы над текстом Кристофера Нолана посетила идея рассказать историю в обратном хронологическом порядке. Прием позволял не просто сделать драматургию более эффектной. Его смысл заключался в том, чтобы «рассказать зрителям историю с точки зрения персонажа», в максимально возможной степени передать его мироощущение, лишить зрителя важной информации и тем самым поставить на место героя. Не случайно сам режиссер впоследствии называл картину «взглядом внутрь, в личную реальность человека». Кстати, медицинские эксперты подтверждают, что Нолан с этой задачей справился — они называют фильм «скрупулезным исследованием работы мозга» и самым точным экранным воссозданием проявлений амнезии. Помимо этого, запутанная драматургия отвечает известному убеждению режиссера, что кино должно обращаться не только к чувствам зрителя, но и к уму — сюжетными головоломками Нолан заставляет аудиторию не только сопереживать, но и думать во время и после просмотра.
Для выполнения непростой драматургической задачи Нолан сперва написал сценарий в хронологическом порядке, а затем «пошел от конца к началу, переставляя события в том порядке, в котором они идут на экране, и проверяя логику их развития». Реверсивная хронология прием в кино довольно редкий и до «Помни» использовался считанное число раз, например, в «Трехстворчатом зеркале» Жана Эпштейна, в «Славном будущем» Атома Эгояна или в нолановском дебюте «Преследование». Но Нолан не был бы собой, если бы не усложнил эту технику ещё сильнее.
В «Помни» история раскрывается двумя основными чередующимися линиями, содержащими по двадцать два эпизода длительностью от одиннадцати секунд до семи минут. Одна линия, в которой герой совершает месть, — цветная и реверсивная. Другая линия, черно-белая, хронологически последовательная, — в ней герой, находясь в номере мотеля перед тем, как приступить к осуществлению мести, рассказывает о себе. В добавок к этому обе линии прерываются флешбэками, в которых раскрываются истории героя до травмы. Реверсивную перебивают флешбэки, связанные с женой и эпизодом её убийства. Хронологическую — флешбэки о случае в страховой компании с больным антероградной амнезией. Любопытно, что оба подсюжета в итоге оказываются вымышленным (хотя, может, и нет). На протяжении фильма две основных линии постепенно сближаются в хронологии, в конце сливаясь в одном, самом длинном эпизоде. Визуально это слияние показывается с помощью плавного перехода черно-белого изображения в цветное. До этого момента сюжетные лини разграничиваются затемнением. Выше — несколько схем, сделанных неутомимыми ноланоманами для прояснения столь сложной драматургической структуры.
Всё действие «Помни» сопровождается закадровым комментарием главного героя. Это ещё один способ, позволяющий проникнуть в сознание героя. Причем здесь прием любопытен тем, что не только подчеркивает субъективность всей истории, но и выявляет состояние персонажа — зная о своем недуге, он не доверяет даже самому себе, о чем и сообщает зрителю. Для большей реалистичности и эмоциональности закадровый текст не был четко прописан, а импровизировался Гаем Пирсом в заданных рамках.
Татуировки
Пространство фильма
Визуальное решение
Отдельно стоит поговорить о создании самой первой сцены фильма, единственной реверсивной, то есть показывающей действие в обратном порядке. Будучи сторонником максимальной натуральности всех эффектов, Нолан не хотел прибегать к имитации на постпродакшне. Поэтому эффект создавался с помощью противоположного хода пленки при съемке. Сложности возникли с двухсекундным кадром с гильзой, из-за того, что она, падая, никак не попадала в кадр. Выход был найден простой — чтобы гильза покатилась, на неё просто подули. Однако необходимый дубль по ошибке тоже сняли реверсом, из-за чего на монтаже пришлось пускать его задом наперед. По словам Нолана, эффект обратного движения понадобился ему для того, чтобы первым же кадром втянуть зрителя в действие, вызвать интригу. Но чтобы сцена не казалась совсем уж странной, режиссер не стал следом за изображением пускать и звук в обратном порядке, оставив его естественным.