Основная задача ведущего музыкального эфира – удержать слушателя на волне своей радиостанции. Поэтому представлять песни, звучащие в эфире, нужно максимально ярко, чтобы у аудитории появилось ощущение некоего музыкального эксклюзива и абсолютной невозможности пропустить хотя бы одну из композиций, которые будут звучать в ближайшее время.
Помимо представления музыкальных композиций, ведущий должен создавать общий позитивный настрой, сообщать слушателю что-то полезное (к примеру, прогноз погоды), интересное (например, какой-то факт из биографии исполнителя), вручать ему призы и подарки, зачитывать в эфире его приветы. Все это и называется на радиостанциях ведением музыкального (линейного) эфира.
Эдуард Костюков
По аналогии с фигурным катанием, где у спортсменов есть «обязательная программа» и «показательные выступления», структура подводки может выглядеть следующим образом:
- «обязательная программа» – все, что по требованиям конкретной радиостанции ведущий обязан говорить в каждом своем выходе: текущее время, название текущей композиции, анонс следующих по плей-листу песен, название станции и т.д.
- «показательное выступление» – все остальное, что ведущему захотелось сказать по поводу звучащей в эфире песни, ну или вообще сказать в эфире в данный момент времени.
1. Выход-приветствие в начале каждого часа
Все остальное зависит от фантазии диджея.
2. Актуально-оперативные выходы (сервисная информация)
Основное требование к ним: предоставление только полезной и точной информации без ненужных подробностей. Собственные комментарии допустимы, но в минимальных объемах. Этот тип выходов обычно делается не на «хвостах» песен, а на специальных музыкальных подложках.
3. Выход-анонс
4. Выход-интерактив
Интерактив на радио – это обратная связь с аудиторией радиостанции: викторины, розыгрыши, ток-шоу, программы по заявкам. Интерактивные выходы могут проходить как с участием самого слушателя (в этом случае телефонный звонок выводится в прямой эфир), так и без его участия. Во втором случае в эфире зачитываются присланные им приветы, поздравления, музыкальные заявки и прочее. Выходы этого типа должны быть тщательно подготовлены. Сообщения слушателей нужно предварительно вычитать и отредактировать, разумеется, без изменения основного смысла. Не стоит выдавать в эфир откровенные глупости: «Вася передает привет Оле, которая сидит рядом», «Саня, бросай работу, пошли пить пиво» и так далее. Это плохо влияет на имидж радиостанции. Присланные сообщения, как правило, можно комментировать. Однако не стоит забывать о такте и чувстве меры, так как человека легко обидеть.
5. Выход-информация
Не стоит забывать о правдивости, выдаваемой в эфир информации, эмоциональности подачи и необходимости переработки текста первоисточника (рерайтинге). Этот приём подходит ведущим радиостанций, адресованных достаточно молодой и активной аудитории, для которой более важна общая информативность выхода ведущего, нежели его «размышления на тему».
6. Выход-зацепка (выход-настроение)
Кадр из фильма «День радио»
Приемы для выхода-зацепки
- «Я – философ» или так называемый, авторский комментарий (собственные размышления ведущего на заданную песней тему + «обязательная программа»). Больше подходит музыкальным радиостанциям, нацеленным на взрослую «думающую» аудиторию.
- «Арендованная мудрость» (афоризм, высказывание известного человека, пословица, поговорка, цитата из фильма на заданную песней тему + «обязательная программа»).
- «Шутка (анекдот) в тему» + «обязательная программа». Однако не стоит забывать, что анекдот должен быть коротким, его нужно уметь рассказывать, а уровень юмора должен соответствовать целевой аудитории вашей радиостанции.
- «Блеснуть эрудицией» + «обязательная программа».
Задание
- SIA – Unstoppable.
- Михаил Боярский – Зеленоглазое такси.
- Би-2 – Компромисс.
Эдуард Костюков Популярный радиоведущий, актер Заведующий учебной частью Школы Радио. Ведущий радиостанций «ХИТ ФМ», «Авторадио», «Energy», «DISCO», «Юмор FM», МТРК «Мир». Программный директор в рамках интернет-проекта «101.RU». |