Раскадровка
Для чего нужна раскадровка
1) Сэкономить время на площадке, продумав заранее снимаемые кадры, необходимую технику, передвижения и т.д.
3) Проверить насколько монтажны будущие кадры и избавиться от ненужных планов.
4) «Продать» идею вашего проекта продюсеру или заказчику.
5) Сделать превизуализацию для оператора, монтажера, художника компьютерной графики и звукорежиссера.
Где рисовать раскадровку
Для того, чтобы вашу раскадровку было удобно использовать во время съемок, лучше нарисовать её на обыкновенном листе A4, согнув его пополам и начертив на каждой стороне по восемь прямоугольников в формате 16:9 (или 6 «квадратов» 4:3, если вы вдруг решили снимать по-старинке), не забывая оставляя под каждым кадром пространство для подписей. В результате на одном листе у вас поместится 32 кадра и вы всегда сможете подкладывать дополнительные страницы в получившуюся книжечку. Если лень рисовать границы кадров, можно распечатать какой-либо из шаблонов, набрав в поисковике «Storyboard template». Особо продвинутые эстеты могут купить блокнот Moleskine Storyboard или нарисовать кадры в какой-нибудь другой записной книжке, однако, как показывает практика, на съемках не очень удобно пользоваться подобными блокнотами – они громоздкие, в них сложнее отыскать нужный кадр.
Специальные программы для создания раскадровок
Как передать движение героев и камеры в раскадровке
- действия («Герой пробегает по лестнице и оборачивается»);
- инструкции для оператора (крупность кадра, движение или статика);
- реплики персонажей;
- звуки («Выстрел из пистолета»);
- визуальные эффекты («Идет снег», «Использовать хромакей» и т.д.).
Движение камеры в кадре так же изображается в виде стрелок, которые размещаются под рамкой, где можно дополнительно описать характер передвижения или поворота камеры.
Чтобы показать панораму, можно нарисовать начало и конец кадра в двух прямоугольниках соответственно, и соединить их друг с другом стрелкой.
Наезды и отъезды также делаются при помощи стрелок, выходящими из границ рамки кадра. Другой вариант – в центре рисуется прямоугольник поменьше, к нему или из него идут стрелки в зависимости от того, наезд это или отъезд.
При создании раскадровки необходимо учитывать элементарные законы монтажа, не забывая про то, что два соседних по крупности плана не рекомендуется располагать друг с другом, лучше их чередовать (деталь с первым средним, крупный со вторым средним и т.д.).
Вот и всё, остальное зависит от ваших творческих навыков. В крайнем случае всегда можно обратиться к профессиональным художникам, которые за отдельную плату сделают красивую раскадровку.
Аниматик
Конечный вариант вашей раскадровки можно отсканировать и собрать из полученных кадров анимационный ролик, предварительно наложив черновой звук или музыку. Такое видео в профессиональном киношном жаргоне называется «аниматик» (animatics), с помощью него режиссеры проверяют монтажны ли кадры, правильно ли подобран темпоритм и подходит ли звук к будущему изображению. Очень часто к нарисованным кадрам применяют простую анимацию: тревеллинг, панорамирование и так далее, чтобы сымитировать движение камеры.
На профессиональных проектах аниматики делаются с применением 3D-моделирования. Такие раскадровки называются «технической предвизуализацией», изображаемые в них сцены сделаны с учетом камер и линз, на которые будет сниматься будущий фильм. Это помогает оператору тщательно спланировать съемку, а художникам продумать спецэффекты. Один из самых известных примеров технической предвизуализации – сцена из фильма «Темный рыцарь: Возрождение легенды».