Мы смотрим и оцениваем кино. Мы говорим о том, как придумать стоящую идею и написать интересный сценарий, где научиться основам режиссуры и освоить тонкости операторского мастерства, как правильно монтировать, работать со звуком, цветом и светом. Но есть не менее важный вопрос: где найти средства на создание собственного фильма и что делать с готовым проектом дальше? Ведь кино только тогда становится искусством, когда оно встречается со зрителем.
Во время дискуссии «Система поддержки дебютного и авторского кино в Европе: Возможности для российских кинематографистов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
Бизнес-площадка Московского международного кинофестиваля открылась дискуссией на тему «Система поддержки дебютного и авторского кино в Европе. Возможности для российских кинематографистов». В ходе разговора ведущие специалисты отрасли поделились своим опытом взаимодействия с индустриальными площадками, питчингами, форумами и рассказали, как устроена система копродукции с Европой.
Европейская система поддержки талантов
Мероприятия, на которых можно дописать сценарий, представить проект, найти продюсеров и финансирование, делятся на три основных типа.
Talent village — площадки, которые на основе заявок выбирают талантливых режиссеров и сценаристов, предоставляя им возможность доработать свой проект под кураторством ментора — известного кинематографиста.
Co-production platforms — платформы по поиску продюсеров и финансирования. Для подачи заявки необходимо досье: синопсис проекта, биография режиссера, информация о продюсерской компании, документы об уже имеющемся финансировании. В результате отбора вы получаете возможность поработать с профессионалами индустрии, рассказать о проекте, выйти на продюсеров, получить финансирование и помощь в дистрибуции. Аналог подобного формата — программы Work in progress. Стремиться на такие площадки имеет смыл с хорошо продуманной идеей и даже частью отснятого материала, который вы сможете продемонстрировать.
ScriptLab — лаборатории, где вы можете доработать свой сценарий и (что самое важное) получить полноценный фидбек по имеющемуся материалу ведущих специалистов сферы. Одна из самых известных площадок — TorinoFilmLab. У проектов, успешно прошедших такую лабораторию, шансы попасть на международные питчинги и смотры (такие, как Berlinale Talents) значительно возрастают.
Уже на начальном этапе молодому режиссеру или сценаристу важно понимать, насколько активно он готов заявлять о себе. В наше время производство и продвижение настолько тесно связаны, что любой автор должен уметь не только создать интересный проект, но и привлечь к нему внимание. Однако такой подход близок далеко не всем, и в этом случае помощь продюсера может оказаться незаменимой.
Во время дискуссии «Система поддержки дебютного и авторского кино в Европе: Возможности для российских кинематографистов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
Заявляя свою идею на питчинге, вы можете разделить обязанности — самостоятельно рассказать о сюжете, героях, основном конфликте, а продюсеру предоставить возможность профессионально изложить практическую часть (бюджет, программу продвижения).
Чтобы стать участником любого типа площадок, стоит обратить внимание на несколько важных пунктов.
1Определитесь с темой
Если вы хотите получить поддержку европейской компании на разработку, производство и продвижение своего фильма, задумайтесь, насколько ваша история подходит для международного контекста. Если мы говорим о прокате, то нет какой-то универсальной темы, которая стопроцентно была бы интересна за рубежом с точки зрения копродукции. Представление, что от России ожидают каких-то мрачных историй — скорее, стереотип.
«От нас не ждут каких-то ‘’черных’’ историй, просто мы не предлагаем ничего другого, — комментирует Елена Яцура, продюсер компании „Трикита“. — Можно выделить то, что популярно по всему миру — женская тематика, социальные проблемы. Решение этих вопросов финансируется повсюду. Но вас должна интересовать география проекта. Если у вас есть сюжет, действие которого может разворачиваться где-то за рубежом, и это драматургически мотивировано, вы можете предлагать свой проект».
Продюсер компании «Трикита» Елена Яцура во время дискуссии «Система поддержки дебютного и авторского кино в Европе: Возможности для российских кинематографистов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
В любом случае, это должна быть история, написанная в высоком сценарном стандарте, в которой есть национальная ценность и мотив для копродукции. «Отправляясь на просмотр итальянского кино, вы ожидаете от фильма некой ‘’итальянскости’’, а от французского — ‘’французскости’’, — замечает продюсер кинокомпании HHG Владислав Пастернак. — Точно так же зарубежный зритель ждет от русского фильма ‘’русскости’’, самобытности».
Продюсер кинокомпании HHG Владислав Пастернак во время дискуссии «Система поддержки дебютного и авторского кино в Европе: Возможности для российских кинематографистов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
Удивительно, но мало кто обращает внимание на самые очевидные темы и локации, которые считаются символами России. К примеру, большое количество зарубежных проектов, действие которых разворачивается в театре — «Черный Лебедь», ближайший релиз «Нуреев. Белый ворон». Видимо, такие истории кажутся современным авторам слишком очевидным выбором. А между тем, это классический тренд, давно признанный во всем мире.
Разговоры о поиске стиля, режиссерского языка всегда звучат несколько размыто. Фактически, все истории уже созданы в своей основе много лет назад. «Именно актуальность вопроса, сопряженность темы с сегодняшним временем может помочь выгодно выделить ваш проект среди конкурентов», — советует Тамара Богданович, продюсер Kinokult.
Продюсер Kinokult Тамара Богданович во время дискуссии «Система поддержки дебютного и авторского кино в Европе: Возможности для российских кинематографистов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
Есть и другой совет — выигрывают самые насмотренные, люди, знающие работы лауреатов и победителей прошлых лет. Представьте, какое количество фильмов в год видят отсмотрщики самых престижных кинофестивалей. Когда вы запускаетесь, подумайте, насколько насмотрены вы.
2Переведите сценарий на английский язык
Первое, с чего вы начинаете, приняв решение участвовать в любом копродакшн-маркете — пишете сценарий на английском языке или закладываете в бюджете средства на качественный перевод. А фильм, рассчитанный на экспорт, должен быть и снят на международном языке. Дубляж тоже возможен, но, как показывает статистика, дублированное дебютное кино смотрят гораздо меньше. Рассчитывая на зарубежный прокат, важно понимать, что это должен быть русский фильм, снятый в европейском формате. Кроме того, заключая соглашение с европейскими партнерами, стоит быть готовым к работе в интернациональной команде — с иностранными актерами, съемочной группой.
Продюсер компании «Трикита» Елена Яцура во время дискуссии «Система поддержки дебютного и авторского кино в Европе: Возможности для российских кинематографистов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
Но в авторском кино национальный язык — одно из важнейших средств выразительности. «Есть одна вещь, которая путешествует на русском языке — это искусство, — считает Елена Яцура. -Трудно представить такой фильм, как „Сулейман-гора“ (совместное производство Россия-Кыргызстан-Польша), снятым на английском. Все попытки ‘’играть в русского Джеймса Бонда’’ в подобных случаях обречены на провал».
3Начинайте с короткого метра
Прежде всего, надо понимать, что получить деньги на дебют сложно во всех странах без исключения. Любой продюсер ждет невероятной сильной истории, которая поразит зрителей всего мира. Для многих выходом на международный уровень может стать короткий метр.
«К сожалению, у нас нет развитой системы поддержки игрового короткометражного кино, — отмечают Николай Ярошенко и Янна Буряк, продюсеры компании VOSTOK по продвижению короткого метра за рубежом. — Из-за этого многие решают начать сразу с полного метра, но оказывается, что и на него найти финансирование не менее сложно. Если вы понимаете, что ваш проект подходит для участия в международных фестивалях и будет интересен европейцам, начинайте с короткометражки». Тем более что в Европе есть государственные, региональные и частные фонды, ориентированные на поддержку короткометражек, а многие телеканалы в обязательном порядке участвуют в кинопроизводстве и еще до выхода фильма могут приобрести на него права. Но разница в фильмах, предназначенных для национального и международного продвижения, очень существенная. И здесь мы возвращаемся к началу беседы, то есть к выбору основной темы.
Продюсер компании VOSTOK Николай Ярошенко во время дискуссии «Система поддержки дебютного и авторского кино в Европе: Возможности для российских кинематографистов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
Если сюжет ориентирован на раскрытие какой-то конкретной тематики, стоит принять участие в фестивалях класса А (Канны, Берлин, Венеция). Привлечь внимание к проекту можно премьерой на таких международных площадках. Не менее престижны «Санденс», Роттердам и Локарно — крупные фестивали, которые показывают короткие и полные метры. Специально для короткометражного кино есть один из самых известных кинофестивалей — в Клермон-Ферране, в рамках которого проводится Short Film Market. Правда, там еще не участвовали российские проекты, но Николай и Янна надеются изменить эту ситуацию уже в следующем году.
Продюсер компании VOSTOK Янна Буряк во время дискуссии «Система поддержки дебютного и авторского кино в Европе: Возможности для российских кинематографистов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
Оптимистично звучат новости о том, что многие отборщики, по словам специалистов, интересуются российскими проектами. Однако в случае с Францией стоит учитывать некоторые тонкости: даже при условии, что производство полностью наше (сценарий, режиссер, съемочная группа, локации), подавать заявку должен французский продюсер. Он может быть не единственным продюсером фильма, а выступать в качестве партнера.
4Изучите существующие фонды и их систему поддержки
Кроме всех упомянутых фондов и известных площадок, есть еще несколько, о которых успели рассказать специалисты.
Фонд Eurimages — европейский фонд поддержки совместного производства и проката кинопродукции, членом которого Россия стала в 2011 году. Леонид Демченко, представитель фонда в нашей стране, рассказал о важных условиях, от которых зависит получение поддержки фонда. В первую очередь это касается финансирования. Фонд готов предоставить поддержку, если 50 % финансирования в каждой из стран подтверждено документально, в том числе участие дистрибьюторов. Чем лучше финансовый план, тем больше шансов у проектов с экономической точки зрения. Не стоит сбрасывать со счетов качество сценария и его перевода. Эксперты фонда читают все на английском или на французском языках, и если перевод недостаточно хорош, теряются многие вещи. Особенно в экспериментальных, авторских проектах.
Представитель фонда Eurimages Леонид Демченко во время дискуссии «Система поддержки дебютного и авторского кино в Европе: Возможности для российских кинематографистов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
Hubert Bals Fund — один из крупнейших мировых фондов, который предоставляет гранты как молодым, так и опытным кинематографистам по различным программам. Владимир Надеин, основатель Московского международного фестиваля экспериментального кино (MIEFF) уточнил, что заявки на грант можно подавать два раза в год в два этапа. На первый требуется синопсис, а на второй — подробное планирование продвижения проекта. Только в том случае, если фонд будет четко понимать, как вы найдете недостающие на производство фильма средства, он будет готов вложиться в ваш проект.
Основатель Московского международного фестиваля экспериментального кино Владимир Надеин во время дискуссии «Система поддержки дебютного и авторского кино в Европе: Возможности для российских кинематографистов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
Среди упомянутых интересных и важных для молодых авторов программ и площадок, где можно доработать сценарий, получить финансовую и информационную поддержку, познакомиться с продюсерами — EURODOC и NISI MASA (для документального кино), EAVE (для игрового), Синефондасьон (конкурс студенческих работ в программе Каннского кинофестиваля), Les Arcs (сценарная лаборатория в Альпах). Подавая ваш проект на рассмотрение в большое количество подобных организаций, вы даже в случае проигрыша все равно получаете полноценный фидбек, которого часто трудно добиться, рассылая материалы по федеральным студиям и каналам.
Куратор бизнес-площадки 41-го ММКФ Дмитрий Якунин рассказал, что система независимых питчингов дебютантов, продвижением которой он активно занимается, с каждым годом все больше развивается не только в рамках крупных фестивалей в Москве и Санкт-Петербурге, но и в регионах (в Уфе, Казани, Карелии).
Куратор бизнес-площадки 41-го ММКФ Дмитрий Якунин во время дискуссии «Система поддержки дебютного и авторского кино в Европе: Возможности для российских кинематографистов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
Чтобы сориентироваться в этом потоке информации, специалисты советуют молодым авторам составить таблицу со списком всех площадок, на которые они могут обратиться. Найти средства на дебют оказывается, как правило, сложнее всего. Впрочем, трудности могут возникнуть на любом проекте, а система состоит, по большому счету, из исключений и случайностей (хочется верить, что счастливых), которые в кинематографической среде не стоит сбрасывать со счетов.
Но будем честными: пытаться подстроить свою идею под ожидания зарубежных продюсеров, исключительно чтобы получить поддержку — плохой вариант. Прежде всего надо понимать, какие цели вы преследуете, выдвигая свой проект на международные питчинги. Как отмечает модератор бизнес-программы, продюсер агентства MAX Марина Наумова, если вы не чувствуете в себе потенциала прогибаться под европейский рынок, не делайте этого.
Обложка: во время дискуссии «Система поддержки дебютного и авторского кино в Европе: Возможности для российских кинематографистов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда