Недавно прошедший в Москве Международный фестиваль мобильного кино — первый крупный конкурс современного вида киноискусства в России. Задачей фестиваля стало представление лучших фильмов, снятых исключительно на мобильные телефоны.
Максим Муссель — создатель проекта Mobile Filmmaker, автор книги «Мобильное кино. 100 шагов к созданию фильма» и куратор курса «Основы мобильного кино» в Высшей школе экономики, рассказал о тенденциях новой индустрии, возможных форматах работы и поделился полезными советами с начинающими режиссерами.
Книга «Мобильное кино. 100 шагов к созданию фильма»
Зарубежные и российские тенденции
С момента явления феномена мобильного кино миру прошло более 10 лет. И если поначалу оно казалось многим скептикам лишь любопытным экспериментом, как только к делу подключились известные кинематографисты, популярность необычного формата стала возрастать.
Максим Муссель во время мастер-класса на Международном фестивале мобильного кино / Фото: Ольга Наседкина
Среди громких проектов последних лет — короткометражка Зака Снайдера «Снег, пар, железо» (2017), в которой легко узнаваем стиль режиссера (вспомнить, к примеру, его «Хранителей» и «Запрещенный прием»).
Короткометражный фильм «Снег, пар, железо» (2017)
Шон Бэйкер, удививший всех в 2015-м «Мандарином», открытый финал своей недавней ленты «Проект Флорида» (2017), в котором маленькие девочки беззаботно убегают в парк развлечений, тоже снял на мобильный телефон.
О фильме «Проект Флорида» (2017)
Вслед за успешным «Не в себе» (2018), снятым в рекордно короткие сроки, Стивен Содерберг выпустил второй мобильный фильм — «Птица высокого полета» (2018) — и заявил, что вообще не планирует возвращаться к большим камерам.
Трейлер фильма «Птица высокого полета» (2018)
Что привлекает именитых режиссеров в таком формате? Очевидно, его дешевизна, доступность и возможность найти новое визуальное воплощение классическим историям.
В России тоже постепенно растет интерес к мобильному кино. Не в последнюю очередь благодаря активности команды Mobile Filmmaker, которая развивает сразу три направления: фестивальное, продюсерское и образовательное.
Прошедший фестиваль — первое крупное событие в индустрии, однако до него проводились конкурсы «Фильм-Мобиль» (2016) и «Подними голову!» (2017), лауреаты которых до сих пор продолжают получать призы на различных международных фестивалях.
Короткометражный фильм «Признание» (2017)
Компания проводит набор в Лабораторию мобильного кино, а в Высшей школе экономики можно прослушать сразу несколько курсов — базовый и продвинутые, получив системные знания обо всех этапах съемки мобильного кино.
Почему все-таки кино?
Несмотря на то, что мобильные телефоны давно не считаются технологическим новшеством, термин «мобильное кино» все еще неоднозначный и используется не везде. Устойчивые зарубежные аналоги — mobile moviemaking/mobile filmmaking. Иногда встречаются названия poсket films/poсket cinema. Кроме того, под термином часто понимают не только фильмы, но и вообще любой видеоконтент, который мы смотрим на небольшом экране своего телефона.
Максим Муссель во время мастер-класса на Международном фестивале мобильного кино / Фото: Ольга Наседкина
По мнению Максима, главная особенность мобильного кино — фиксация событий (постановочных или нет) не на GoPro или другую компактную камеру, а именно на телефон, то есть на персональное коммуникационное устройство, которое у нас всегда под рукой. Впрочем, фестивали разрешают снять на коптер до 10% от длительности фильма.
Короткометражный фильм «Lisbon.Live» (2015)
Творческое произведение любого стиля, жанра и формата, которое снято автором на мобильный, строго говоря, не всегда можно назвать «кино». В эту категорию попадают видеожурналистика, блогинг, реклама, короткие видео на любые темы и многое другое. Однако в художественном плане любое из перечисленных направлений опирается на принципы, по которым устроен кинематограф — сценарий (или предварительная идея), визуальный ряд, монтаж.
Если просто записать что-то на телефон в формате видео, это останется лишь коротким фрагментом из категории «на память». Если творчески осмыслить и поработать с отснятым материалом — может получиться полноценное авторское высказывание.
В чем достоинства съемки на мобильный телефон?
Преимущества легкого телефона перед громоздкой камерой очевидны. У нас в руках устройство, готовое к съемке в любой момент и практически в любых условиях. Когда стало понятно, что это менее затратно, телефон превратился чуть ли не в волшебный подарок каждому, кто когда-либо мечтал снять фильм, но не имеет на это достаточных ресурсов.
Есть и художественное преимущество. Никто не прекращает снимать фильмы традиционно — на большую камеру с целой командой профессионалов. Но включение мобильного телефона в арсенал кинематографических средств расширяет возможности диалога автора со зрителем. К примеру, ролик Paris Parano, по мнению Максима — удачный пример использования телефона.
Видеоролик Paris parano «Court Métrage»
У термина «мобильное кино» в среде профессионалов есть неофициальный синоним — «живое кино». В этом коротком фильме динамика и достоверное живое повествование становятся возможны благодаря съемке на телефон. Главный совет — выбрать историю, для которой съемка на мобильный будет идеальным решением.
Кино и не только
Максим Муссель во время мастер-класса на Международном фестивале мобильного кино / Фото: Ольга Наседкина
Как уже говорилось, с помощью мобильного телефона можно делать репортажи. Жанр mojo (мобильная журналистика) давно распространен за рубежом. Учитывая, что современный журналист все больше работает не со словом, а с изображением, постепенная замена статей видеоконтентом больше не миф, а реальность. Съемка репортажа с помощью телефона — новый виток в развитии журналистики.
Без целой бригады людей, с минимальным набором средств в рюкзаке, можно сделать интересный материал, который посмотрят больше людей. То же самое касается блогов, которые посвящены самым разнообразным темам — путешествия, кулинария, искусство. Все они давно перешли на видео, а описание и статичные фотографии становятся лишь дополнением к динамичному сюжету.
Российский блог, посвященный искусству – «On my art», Юлия Панкратова, бывшая телеведущая
Кроме того, на телефон можно снимать клипы и рекламу. К примеру, известный клипмейкер и режиссер игрового кино Спайк Джонз («Быть Джоном Малковичем» (1999), «Она» (2013)) для съемки клипа на песню Канье Уэста выбрал именно мобильный. Почему? Вероятно, чтобы точнее передать в кадре лиричную атмосферу, оказаться ближе к героям. Степень доверия к снятым на телефон сюжетам у зрителя значительно выше — это еще один пункт в списке достоинств мобильной съемки.
Клип Kanye West на песню «Only One»
Если строгий контроль над постановкой, наблюдение за событиями и людьми вам не близки, есть и другие возможные направления съемки на мобильный телефон. На мастер-классе Максим обратил внимание на видеоработы известного российского фотографа, члена агентства Magnum Георгия Пинхасова, который в своем аккаунте в Instagram делится короткими лиричными зарисовками — игра света и тени, необычное сочетание цветов, незаметные детали, ритмичное движение. Все это может стать дополнительным источником вдохновения в попытке найти свой жанр съемки.
Несколько полезных советов
Максим Муссель во время мастер-класса на Международном фестивале мобильного кино / Фото: Ольга Наседкина
Чтобы сделать первые шаги к созданию собственного фильма, по словам Мусселя, нужно не так уж много:
1Мобильный телефон
Все современные смартфоны последних лет выпуска снимают примерно одинаково по качеству. А даже если камеры каких-то моделей хуже, это можно обернуть в плюс конкретной задумке. Качество звука во встроенном динамике телефона тоже приемлемое для записи внешних шумов. Но если вы записываете речь, стоит использовать дополнительную аппаратуру.
2Чаще нажимать кнопку «видео» вместо привычного «фото»
В большинстве случаев мы делаем фотографии (десятки снимков за день). Конечно, из них тоже можно складывать сюжеты — не просто фотосерии, но и видеоколлажи, которые при правильном монтаже могут превратиться в небольшое кино. Но необходимо обращать внимание на динамику. Те истории, развитие которых интересно в движении, лучше снимать на видео.
3Смотреть много разных работ других авторов
Насмотренность — важное качество любого кинематографиста. К тому же, это поможет понять, какие сюжеты интереснее вам как автору.
4Освоить приложения для съемки, обработки и монтажа
Многие из них перечислены в книге «Мобильное кино. 100 шагов к созданию фильма». Чтобы вручную управлять настройками экспозиции камеры, стоит использовать приложение FilmicPro или любые его аналоги. При этом, если вы снимаете репортаж или ловите ускользающий солнечный луч для короткой лиричной зарисовки, смело пользуйтесь встроенной камерой, иначе упустите момент.
Во время мастер-класса на Международном фестивале мобильного кино / Фото: Ольга Наседкина
5Изучить особенности съемки
Многие из них описаны как в современной литературе, так и в традиционных подборках книг по операторскому и режиссерскому, а также сценарному мастерству (некоторые из них можно найти в наших подборках: книги по теории кино, по композиции, по драматургии).
Если мы говорим о возрастающей популярности мобильного кино, возникает вопрос: а стоит ли осваивать все классические приемы съемки? Конечно, стоит. Какой бы жанр вы ни выбрали, для авторского произведения по-прежнему важны драматургия, знание тонкостей работы со светом, цветом, звуком, процесс монтажа. Зная правила, вы сможете грамотно использовать их для решения новых творческих задач.
6Снять много короткометражек перед полным метром
Во-первых, готовые небольшие работы — возможность заявить о себе продюсерам. Во-вторых — хорошая практика перед первым полнометражным проектом. Уже на этом этапе стать участником различных фестивалей совсем не сложно. На платформе filmfreeway.com можно найти все конкурсы мобильного кино и отправить на них свою работу.
Максим Муссель во время мастер-класса на Международном фестивале мобильного кино / Фото: Ольга Наседкина
7Выбрать такой сюжет (или придумать собственную историю), который будет выигрывать от мобильного формата
Последнее особенно важно. Художественное значение — один из основных критериев отбора победителей на прошедшем фестивале. Поиск тех работ, которые открывают новые подходы к рассказу историй и даже формируют новый тип визуального повествования стал для жюри определяющим фактором.
Понятно, что за всю историю кинематографа изобретены сотни самых разнообразных приемов, многие из которых давно превратились в устойчивые штампы. Довольно сложно добавить нечто уникальное к этому многообразию. Однако речь о том, чтобы трансформировать привычные способы видения. Возможно, это будут новые ракурсы, изменение ритма повествования или особая атмосфера в кадре, идеально созвучная истории.
Обложка: Максим Муссель во время мастер-класса на Международном фестивале мобильного кино / Фото: Ольга Наседкина