Как правильно выстроить повествовательные линии в коротком метре

Принято считать, что рассказать историю в коротком метре сложнее, чем в полном. В полном метре у автора больше экранного времени для того, чтобы раскрыть героя и уделить внимание не только внешнему, но и внутреннему сюжету.

Существует большое количество учебников по сценарному мастерству, дающих исчерпывающее представление о структуре полнометражного фильма, которая основана на классической трехчастной структуре. Но как быть с коротким метром? Есть ли удачные примеры структуры для короткой истории? 

Кадр из короткометражного мультфильма «Подарок» (2015)Кадр из короткометражного мультфильма «Подарок» (2015)

Рассмотрим один из них. Этот пример поможет понять принципиальные отличия короткого метра от полного и то, как наиболее удачно выстроить драматургическую структуру своего фильма.

 

Повествовательные (сюжетные) линии 

Считается, что хороший короткометражный фильм должен быть похож на анекдот. Под этим подразумевается, что в коротком метре должно быть интригующее начало и неожиданная развязка. Однако, если мы используем интригующее начало, то вынуждены отказаться от экспозиции, или нам придется дать ее позже. Здесь нам и пригодится понятие о повествовательных линиях.  

Кадр из фильма «Война и мир» (1966)Кадр из фильма «Война и мир» (1966)

Повествовательные линии – это условное название, которое мы будем использовать в этой статье. Более привычное слово для таких линий – сюжетные. В литературе сюжетные линии – это линии основного сюжета (конфликта), имеющие с ним логическую связь. Они могут быть связаны с персонажами (например, любовная линия главного героя или линии персонажей второго плана), или осуществлять отсылку к другому времени или пространству (воспоминания, мечты).

В литературе примером использования повествовательных (сюжетных) линий могут служить рассказы Ивана Бунина («Легкое дыхание», «Сны Чанга» и другие). 

Для короткого метра нам достаточно всего двух повествовательные линий. 

 

Линия следствия и линия причины 

Все в нашей жизни имеет свою причину и свое следствие. Именно это мы и будем использовать для создания нашей короткой истории. Пусть одна линия (линия следствия) будет главной, а вторая (линия причины) поддерживающей.

Как нам создать интригующую завязку? Берем линию следствия – что-то случилось, что-то произошло, мы имеем что-то как данность. И у нас, как у зрителей, возникает закономерный вопрос – почему так случилось? Тут появляется линия причины, которая объясняет нам, почему так произошло – почему герой сейчас подавлен, что привело к такому событию.

Здесь очень важно понимать, что линия причины еще не дает и не даст нам развязку конфликта в главной линии. Она просто служит, с одной стороны, отложенной экспозицией, с другой – создает напряжение (если удачно соединить обе линии, но об этом ниже).

Кадр из фильма  «Страна игрушек»Кадр из фильма «Страна игрушек»

Один из блестящих примеров использования линий следствия и причины – известный короткометражный фильм «Страна игрушек» режиссера Йохена Фрейданка. Фильм начинается с того, что мама не обнаруживает своего маленького сына в постели и бросается его искать – это линия следствия. Все дальнейшие события в фильме, вплоть до финальной сцены – это линия причины. Нам рассказывают, что привело к исчезновению ребенка: как он хотел попасть в Страну игрушек вместе со своих другом – мальчиком из еврейской семьи (действие происходит в Германии в 1942 году). Страну игрушек придумала мама героя, чтобы уберечь его от потрясения. На самом деле, еврейского мальчика и его родителей ждет отъезд в концлагерь. Все это рассказано в линии причины. И только в конце, когда снова появляется линия следствия, мы узнаем, куда исчез главный герой, и получаем развязку конфликта. 

Надо понимать, что линия причины не является флешбэком в буквальном смысле. Флешбэк – обычно это одна-две сцены, они не создают напряжение, поскольку не идут параллельно главной линии. Кроме того, события во флешбэках обычно развиваются не линейно, а как обрывки воспоминаний. Последовательность – отличительная черта повествовательных линий.

Также важно знать, что линия причины в таких фильмах как «Страна игрушек» – это простой путь героя из точки «а» в точку «б», проблема-решение. Но для трехчастной композиции этого мало, поэтому линия причины здесь служит не только отложенной экспозицией, но и развитием конфликта, который должен быть в любой трехчастной структуре. 

 

Повествовательные линии и параллельный монтаж

Как можно догадаться, повествовательные линии на экране решаются параллельным монтажом. Можно заложить параллельный монтаж уже на уровне сценария, обрезая сцены «на самом интересном месте», давая зрителю так называемые драматургические крючки – то есть в конце сцены для героя возникает новое препятствие или новая угроза, или появляется какая-то тайна, или он узнает новость. 


Сцена крещения из «Крестного отца»

Режиссерски повествовательные линии могут быть связаны при помощи звука (музыкальная тема продолжается из одной линии в другой), при помощи мизансцены (мизансцены в каждом линии повторяют одна другую), при помощи деталей (деталь присутствует в обеих линиях), композицией, синхронными жестами героев, закадровым текстом. Одним из известных примеров удачной связи двух параллельных линий в полном метре является сцена крещения из «Крестного отца», когда Майкл Корлеоне в церкви клянется, что отрекается от сатаны, в то время как по его указу происходит убийство.

 

Когда хорошо использовать повествовательные линии

Использование повествовательных линий хорошо подходит для внутренних, психологических историй. Например, когда мы видим героя в определенном состоянии. Герой грустит или в отчаянии, или задумчив. У него какой-то внутренний конфликт. Кроме того, у него какая-то конкретная проблема (внешний конфликт), которая служит нам завязкой. Как объяснить состояние героя? Как мы уже сказали, флешбэк не поможет, нужна полноценная вторая линия, иначе история будет непонятной. Появляется линия причины, объясняющая текущее состояние героя. Потом снова линия следствия – герой принимает решение или не принимает. Может быть, его внутренний конфликт останется. Может быть, этот конфликт неразрешимый. Может быть, «это жизнь»? Но развязку внешнего конфликта нужно дать. 

Кадр из фильма «1/100 секунды»Кадр из фильма «1/100 секунды»

Хороший пример психологической истории в коротком метре – фильм «1/100 секунды», режиссера Сьюзэн Джейкобсон. Мы видим молодую женщину, которая собирается на церемонию. Она красится перед зеркалом. Она задумчива, ее что-то гложет. И здесь вступает линия причины – мы видим, что женщина работала фотографом в горячей точке. Рискую собственной жизнью, она делает снимки. В тот момент, когда уже нужно уезжать, она замечает маленькую девочку и идет за ней. Девочка напугана – ее жизни угрожает мужчина, приставивший ружье к ее голове. Героиня это видит, но ничего не делает, чтобы помочь девочке. В конце фильма финалы обеих линий сталкиваются и производят очень сильное впечатление – на церемонии, на которую собиралась героиня, демонстрируют сделанный ей судьбоносный снимок.  

 

Как выстроить историю при помощи повествовательных линий

Кадр из фильма «1/100 секунды»Кадр из фильма «1/100 секунды»

01. Вы должны суметь рассказать себе свою историю хронологически – как зритель, который посмотрел фильм, все понял, и рассказывает другу сюжет. 

Например: снова обратимся к фильму «1/100 секунды» – это история о молодой женщине, которую номинировали на премию «Фотограф года» за снимок девочки, сделанный в горячей точке. Но то, при каких обстоятельствах была сделана эта фотография, не дает женщине покоя, и в результате она отказывается от премии.
 


02. Выбрать исходное событие, которое может послужить интригующей завязкой. 

Например, мы видим двух мужчин лет 40-45. Первый пришел домой ко второму. При этом первый мужчина испытывает неприязнь ко второму. Нам интересно, зачем тогда он пришел.
 


03. Ввести линию причины, которая объяснит «предлагаемые обстоятельства» главной линии (линии следствия).
 
Например (продолжение истории про мужчин): Мы видим, как второй мужчина встречается с женщиной, которая значительно старше его. Их застает сын женщины – этим сыном оказывается первый мужчина. Мы выясняем, что женщина недавно развелась с мужем ради молодого любовника, и ее сын очень тяжело переживает их развод. Теперь мы понимаем, почему первый мужчина так злится на второго. Но тем не менее, мы пока не знаем, зачем он пришел.
 

04. Придумать развязку конфликта, которая объяснит завязку (из пункта «а» в пункт «б»). 

Например (продолжение истории про мужчин): Первый мужчина собирается с духом и рассказывает второму, что собирается переехать в другой город, и просит его какое-то время поухаживать за могилой его материи (которая, как мы узнали из линии причины, была любовницей второго мужчины). Второй мужчина соглашается. Первый мужчина собирается уйти, но второй останавливает его и просит прощения. Первый мужчина прощает второго.
 

Чего следует избегать

Часто ошибкой начинающих авторов является передача внутреннего содержания конфликта (линия причины) в диалогах. Например, без линии причины, в истории про мужчин мы были бы вынуждены передать весь конфликт героев (почему один злится на другого) через диалоги. Но ведь в жизни так не бывает. Есть вещи, о которых не говорят вслух. Или вещи, которые сложно высказать, к которым сложно подобрать слова. Поэтому использование повествовательных линий для короткого метра может быть очень эффективно.

 

Задание

Составьте подробный синопсис с использованием повествовательных линий, по которому можно понять, как сочетаются друг с другом сцены. Свои работы присылайте по адресу  , преподаватели школы «КиноСоль» дадут свои комментарии и рекомендации по каждой из них.  

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *