Существует большое количество учебников по сценарному мастерству, дающих исчерпывающее представление о структуре полнометражного фильма, которая основана на классической трехчастной структуре. Но как быть с коротким метром? Есть ли удачные примеры структуры для короткой истории?
Кадр из короткометражного мультфильма «Подарок» (2015)
Рассмотрим один из них. Этот пример поможет понять принципиальные отличия короткого метра от полного и то, как наиболее удачно выстроить драматургическую структуру своего фильма.
Повествовательные (сюжетные) линии
Кадр из фильма «Война и мир» (1966)
Повествовательные линии – это условное название, которое мы будем использовать в этой статье. Более привычное слово для таких линий – сюжетные. В литературе сюжетные линии – это линии основного сюжета (конфликта), имеющие с ним логическую связь. Они могут быть связаны с персонажами (например, любовная линия главного героя или линии персонажей второго плана), или осуществлять отсылку к другому времени или пространству (воспоминания, мечты).
В литературе примером использования повествовательных (сюжетных) линий могут служить рассказы Ивана Бунина («Легкое дыхание», «Сны Чанга» и другие).
Для короткого метра нам достаточно всего двух повествовательные линий.
Линия следствия и линия причины
Как нам создать интригующую завязку? Берем линию следствия – что-то случилось, что-то произошло, мы имеем что-то как данность. И у нас, как у зрителей, возникает закономерный вопрос – почему так случилось? Тут появляется линия причины, которая объясняет нам, почему так произошло – почему герой сейчас подавлен, что привело к такому событию.
Здесь очень важно понимать, что линия причины еще не дает и не даст нам развязку конфликта в главной линии. Она просто служит, с одной стороны, отложенной экспозицией, с другой – создает напряжение (если удачно соединить обе линии, но об этом ниже).
Кадр из фильма «Страна игрушек»
Один из блестящих примеров использования линий следствия и причины – известный короткометражный фильм «Страна игрушек» режиссера Йохена Фрейданка. Фильм начинается с того, что мама не обнаруживает своего маленького сына в постели и бросается его искать – это линия следствия. Все дальнейшие события в фильме, вплоть до финальной сцены – это линия причины. Нам рассказывают, что привело к исчезновению ребенка: как он хотел попасть в Страну игрушек вместе со своих другом – мальчиком из еврейской семьи (действие происходит в Германии в 1942 году). Страну игрушек придумала мама героя, чтобы уберечь его от потрясения. На самом деле, еврейского мальчика и его родителей ждет отъезд в концлагерь. Все это рассказано в линии причины. И только в конце, когда снова появляется линия следствия, мы узнаем, куда исчез главный герой, и получаем развязку конфликта.
Надо понимать, что линия причины не является флешбэком в буквальном смысле. Флешбэк – обычно это одна-две сцены, они не создают напряжение, поскольку не идут параллельно главной линии. Кроме того, события во флешбэках обычно развиваются не линейно, а как обрывки воспоминаний. Последовательность – отличительная черта повествовательных линий.
Также важно знать, что линия причины в таких фильмах как «Страна игрушек» – это простой путь героя из точки «а» в точку «б», проблема-решение. Но для трехчастной композиции этого мало, поэтому линия причины здесь служит не только отложенной экспозицией, но и развитием конфликта, который должен быть в любой трехчастной структуре.
Повествовательные линии и параллельный монтаж
Сцена крещения из «Крестного отца»
Режиссерски повествовательные линии могут быть связаны при помощи звука (музыкальная тема продолжается из одной линии в другой), при помощи мизансцены (мизансцены в каждом линии повторяют одна другую), при помощи деталей (деталь присутствует в обеих линиях), композицией, синхронными жестами героев, закадровым текстом. Одним из известных примеров удачной связи двух параллельных линий в полном метре является сцена крещения из «Крестного отца», когда Майкл Корлеоне в церкви клянется, что отрекается от сатаны, в то время как по его указу происходит убийство.
Когда хорошо использовать повествовательные линии
Кадр из фильма «1/100 секунды»
Хороший пример психологической истории в коротком метре – фильм «1/100 секунды», режиссера Сьюзэн Джейкобсон. Мы видим молодую женщину, которая собирается на церемонию. Она красится перед зеркалом. Она задумчива, ее что-то гложет. И здесь вступает линия причины – мы видим, что женщина работала фотографом в горячей точке. Рискую собственной жизнью, она делает снимки. В тот момент, когда уже нужно уезжать, она замечает маленькую девочку и идет за ней. Девочка напугана – ее жизни угрожает мужчина, приставивший ружье к ее голове. Героиня это видит, но ничего не делает, чтобы помочь девочке. В конце фильма финалы обеих линий сталкиваются и производят очень сильное впечатление – на церемонии, на которую собиралась героиня, демонстрируют сделанный ей судьбоносный снимок.
Как выстроить историю при помощи повествовательных линий
Кадр из фильма «1/100 секунды»
01. Вы должны суметь рассказать себе свою историю хронологически – как зритель, который посмотрел фильм, все понял, и рассказывает другу сюжет.
Например: снова обратимся к фильму «1/100 секунды» – это история о молодой женщине, которую номинировали на премию «Фотограф года» за снимок девочки, сделанный в горячей точке. Но то, при каких обстоятельствах была сделана эта фотография, не дает женщине покоя, и в результате она отказывается от премии.
02. Выбрать исходное событие, которое может послужить интригующей завязкой.
04. Придумать развязку конфликта, которая объяснит завязку (из пункта «а» в пункт «б»).
Чего следует избегать
Задание