Сегодня мы поговорим о том, как при помощи креативных техник можно быстро и не напрягаясь разработать тему с «нуля», легко создать идею сценария/произведения и приблизиться к конструированию сюжета истории.
Шаг первый — находим тезис (не более 5 минут)
Например, берем неоднозначный тезис: «Проблемы человека находятся в его голове». Записываем его на листе бумаге, при этом в конце фразы ставим разные знаки препинания.
Проблемы человека находятся в его голове.
Проблемы человека находятся в его голове!
Проблемы человека находятся в его голове…
Шаг второй — «5 почему» (до 15 минут)
- Записав на чистом листе наш тезис, сформулируйте любое вопросительное предложение от этой мысли, начиная фразу с «почему».
- Ответьте сами на этот вопрос, как считаете нужным и правильным. Главное – не нужно долго и напряженно думать. Что первым приходит в голову, то и правильно.
- Обычно после трех-четырех «почему» может возникнуть вопрос «как» или «зачем». Не игнорируйте его – если он возник, значит, ответ на него может быть значим для вас.
Необходимое условие: записывать все вопросы и мысли-ответы. Никакой самокритики и боязни «неправильных» ответов! Их не бывает, поверьте!
Метод «5 почему» обладает рядом очевидных достоинств:
- Простота – каждый может им пользоваться без труда и обучения
- Малые затраты времени по сравнению с большинством других техник (10-15 минут)
- Минимальные требования к необходимым материалам: стол, ручка, блокнот. Лучше использовать формат не меньше А4. Тишина – совершенно необязательна. Отлично пишется где-нибудь в кафе.
- Она помогает найти темы, которые вам интересны. Фиксирует их на бумаге.
- «Разминает» возможные тематические направления, углубляет и расширяет направление мысли.
- Помогает перефокусировать точку зрения, дает неожиданные направления для размышлений.
Шаг третий — фрирайтинг (10 минут)
Фрирайтинг – одна из самых приятных, простых и быстрых креативных методик, которую можно использовать не только при работе над текстами, но и для решения различных проблем, для нахождения неординарных идей и решений.
Фрирайтинг оформился как самостоятельная техника в 70-х годах прошлого века благодаря профессору Питеру Элбоу и приобрел невероятную популярность в 90-х, благодаря его бестселлерам «Writing Without Teachers» и «Writing With Power». По совершенно непонятным мне причинам он до сих пор не дошел до представителей сценарного цеха, хотя используется повсеместно.
Итак, что делаем?
Вам понадобится: листы бумаги, ручка, секундомер.
- Запишите на листе бумаге мысль (или вопрос), которую вы считаете наиболее интересной во время игры в «почему».
- Включайте секундомер и сразу начинается записывать мысли. Которые приходят вам в голову при прочтении написанной фразы. Основное правило: записывайте абсолютно всё, что приходит в голосу. Пишите быстро и непрерывно. Обрывки фраз, вопросы невпопад самому себе – все это очень важно!
- По окончании 10 минут отложите ручку. Фрирайтинг закончен.
- Теперь перечитайте написанное, подчеркивая самое любопытное, на ваш взгляд.
1. Не прилагайте сверхусилий: вместо того чтобы подходить к письменному столу со стиснутыми зубами, требуя от себя немедленных виртуозных решений, расслабьтесь и попробуйте постараться на 90%.
2. Пишите быстро и непрерывно: когда вы пишете непрерывно, вы оттесняете помешанную на редактировании сторону своего разума на второй план, чтобы генерирующая идеи сторона могла беспрепятственно выдавать слова.
3. Работайте в жестких временных рамках: это хорошо мотивирует. Писательство в течение коротких, ограниченных промежутков времени заставляет разум сосредоточиться.
4. Пишите так, как вы думаете: фрирайтинг — это не писательство в чистом виде; это способ отслеживания своего мыслительного процесса. Пишите для себя.
5. Развивайте мысль: развивая мысль, вы допускаете, что некое утверждение верно, и делаете ряд логических шагов, отталкиваясь от него. Иногда это приводит к удивительным выводам.
6. Переориентируйте свое внимание: задавайте себе простые вопросы в письменной форме, это помогает переориентировать разум на неисследованные элементы ситуации.
Что нам дает фрирайтинг при разработке темы и идеи будущего сценария/истории?
- У вас появляется несколько оригинальных тем и возможных идей – раз.
- И второе – чаще всего во фрирайтинге находится и сюжетный ход для будущей киноистории.
Шаг четвертый — финал будущей истории (до 5 минут)
Ну что ж, поздравляю: у вас есть тема, идея, финал вашего сценария. Теперь вам нужно вспомнить великий «пинок ослу» Сида Филда, заняться подробным созданием сеттинга вашей истории и построением структуры.
Начало положено! Удачи!
Задание
1. Начальный тезис.
2. Пять почему.
3. Наиболее интересные, на ваш взгляд, тезисы из вашего фрирайтинга.
4. Формулировка темы (1 предложение, но никогда – не одно слово!).
5. Формулировка идеи (1 предложение).
6. Финал вашей будущей истории.
Ксения Гамалея обязательно прочитает все работы, и авторы получат шанс на получение скидки на авторский спецкурс!