Сюжетная структура
а) герой-одиночка, испытывающий семейные или любовные проблемы;
b) дочь/сын, испытывающая/ий разлуку с семьей. По мере продвижения сюжета на этого персонажа возлагается функция развития героя и преодоления препятствий, необходимая для любого мало-мальски приличного сценария;
c) один-два комических персонажа;
d) ученый;
e) одна бесхребетная сволочь.
(см. половина фильмов Роланда Эммериха, «Война миров», «Годзилла» (2014), «Армагеддон» и так далее вплоть до советского «Экипажа»).
Кадр из фильма «Разлом Сан-Андреас»
Что мы имеем в «Разломе Сан-Андреас»? Рэй (Дуэйн «Скала» Джонсон) работает пилотом-спасателем, и судьба распорядилась таким образом, что его почти бывшая жена Эмма (Карла Гуджино) оказывается в самом центре гигантского землетрясения в Лос-Анджелесе. В это же время его дочь Блейк (Александра Даддарио, многим запомнившаяся своими формами в «Настоящем детективе»), брошенная недоотчимом, испытывает на себе последствия в виде ещё более страшного цунами, накрывшего Сан-Франциско. Все согласно структуре, и не будет спойлером, если мы скажем, что, в общем, умерли все, кроме воссоединившейся семьи и ещё парочки эпизодических персонажей.
Реальность
Кадр из фильма «Разлом Сан-Андреас»
Удивительно, но создателей фильма вдохновлял не пример Роланда Эммериха, а реальный доклад геологов, которые установили, что в ближайшие 30 лет Восточное побережье США ждет землетрясение с амплитудой не меньше 8 баллов. Согласно исследованиям ученых, которые в сборном виде стали прототипом героя, сыгранного Полом Джиаматти, из пятисот тысяч землетрясений, происходящих ежегодно на нашей планете, мы можем предсказать и ощутить лишь одну пятую из них. Толчки конкретно в районе Сан-Андреас начали фиксироваться европейскими первопроходцами, начиная с 1680 года. Так что не всё, что происходит в фильмах-катастрофах, является пустой блажью сценаристов.
Съемки
Съемки фильма «Разлом Сан-Андреас»
Для натурных сцен были выбраны локации по большей части в австралийском Квинсленде. И, кстати, если вы не будете сильно пугаться и часто закрывать глаза, то в моментах, где нам показывают псевдодокументальные репортажи, можно заметить значок австралийского Channel 7 в верхнем правом углу кадра. То ли монтажеры не заметили, то ли поленились заблёрить лого, то ли действительно захотели отдать честь жертвам трагедии, произошедшей в Австралии в 2011 году и ставшей одной из части репортажей.
Трюки
Кадр из фильма «Разлом Сан-Андреас»
Ни один фильм-катастрофа не сможет жить без какого-то количества спецэффектов, но должны же быть и кадры, снятые без помощи компьютерной графики. Дуэйн «Скала» Джонсон, как и многие другие экшн-актеры, любит говорить, что многие трюки он выполняет самостоятельно, несмотря на наличие персональных дублеров. Так, в первом эпизоде фильма Скала самостоятельно провисел на скале. Кстати, все актеры, занятые в этой сложной сцене, обучались в некоммерческой вертолетной компании «Care Fight», чтобы достоверно изобразить спасение в экстремальных условиях.
Остальные трюки проводились в менее опасных условиях для актеров, но в более сложных для постпродакшна декорациях на хромокее. Например, для вертолета, на котором большую часть времени летает Скала, был создан специальный карданный подвес на основе разработок противопожарных служб Лос-Анджелеса. Позднее эта же разработка была применена для съемок катера, на котором пытались плавать герои Джонсона и Гуджино.
На съемках фильма «Разлом Сан-Андреас»
Большинство из трюков производилось в относительном комфорте для актеров и съемочной группы, однако сами они – от режиссера до исполнителей главных ролей – рассказыают, что стояли на ровной земле не больше трех смен. Остальное время съемок – это или вода, или вертолеты, или автомобили, или просто качающаяся платформа.
Спецэффекты
Кадр из фильма «Разлом Сан-Андреас»
В «Разломе Сан-Андреас» 1300 сцен со спецэффектами: это рушащаяся плотина Гувера (уже знакомая всему миру по «Трансформерам»), разваливающиеся мосты, падающие друг на друга дома, а также главный хит: 60-метровая волна, сметающая Сан-Франциско и пригороды.
Режиссер Брэд Пейтон отмечает, что простое совмещение снятого на хромокее переднего плана с отснятым задним планом не всегда дает нужный результат. «Превиз, компьютерная графика, натурные съемки, а затем визуальные эффекты – это уже четыре изображения, которые мне нужно собрать в одно, и это только база. У нас есть кадры, где присутствуют 15 различных планов-компонентов», – говорит Пейтон.
Кадр из фильма «Разлом Сан-Андреас»
Сцена в ресторане, в которой Эмма впервые начинает замечать признаки землетрясения, – не только самая печальная для декораторов, но и одна из самых просчитанных для постановщиков. Сначала художник Барри Чусид тщательно создавал дорогое заведение с фонтанами, пальмами и гигантскими люстрами, которое потом последовательно разрушали постановщики спецэффектов. И если кадки с пальмами и фонтаны двигались по заранее проложенным рельсам, то стулья и столы катались по созданной платформе в хаотичном порядке. Ломать – не строить, как говорится.
Кадр из фильма «Разлом Сан-Андреас»
Другой случай, когда разрушать пришлось труднее, чем возводить, – это падение самого высокого здания в Сан-Франциско, так называемого «Гейта». Просто тут нужно понимать один важный момент: этого здания на самом деле не существует, это выдумка сценаристов, чтобы объяснить, чем занимается несостоявшийся отчим. По сюжету Блейк должна ждать прилета своих родителей в этом самом высоком скайлайне, но волна цунами сделала его чуть приземленным или, если быть точным, приводненным. «Гейт» оказывается затопленным до 15 этажа включительно, и вода все прибывает.
Кадр из фильма «Разлом Сан-Андреас»
Основное действие на «Гейте» развивается с 12 по 14 этажи. Для правдоподобности сценографы просто соорудили в павильоне эти три яруса, как у настоящих офисных зданий, при этом конструкция должна была иметь свойство погружаться в воду. Платформа, на которой стояла декорация, держалась на четырех гидравлических пандусах, которые могли ее поднимать, опускать и наклонять до 11 градусов (изначально предполагалось 15 градусов, но при таком наклоне не могли работать ни актеры, ни группа).
Напор воды шел из 9000-галонных контейнеров, а так как съемки продолжались не одну неделю, то декораторам пришлось искать такие материалы для обшивки мебели, которые выдержали бы несколько месяцев пребывания в хлорированной воде. В мебели делались незаметные для камер отверстия.
Но, строго говоря, главный спецэффект фильма – это то, что Рэй является первой серьезной драматической ролью Дуэйна «Скалы» Джонсона. Поэтому в течение двух часов экранного времени у него задействованы все мышцы лица и даже где-то внутри головы. И это – надо особо отметить – без дублеров и компьютеров.