Снятый за 33 000 долларов, всего с одной профессиональной актрисой (Хиллигосс) и несколькими актерами второго плана, «Карнавал душ» Херка Харви стал поворотным моментом в истории низкобюджетных фильмов ужасов. Это, наверное, самый влиятельный фильм ужасов 60-х, а конкурировать ему было с кем. В то же десятилетие оттачивали свое мастерство такие известнейшие американские режиссеры, как Скорсезе, Линч, де Пальма… И уж точно мало какой фильм смог сделать так много для мирового кино, имея столь мало ресурсов.
Фильму Харви по понятным причинам не хватает профессионализма Хичкока в кадре, как в «Психо» (1960), чье повсеместное влияние невозможно переоценить, и в нем нет висцеральной непосредственности «Ночи живых мертвецов» Джорджа Ромеро (1968), бюджет которого был больше в четыре раза. Однако, «Карнавал душ» остается важным примером самодельного кинематографа, вдохновляя также сильно, как и впечатляя. То, как он выглядит и звучит, как в нем сочетается тишина и коварное оцепенение — все это просочилось в самую основу последовавших за ним атмосферных фильмов ужасов. Смотреть это кино в первый раз — словно пересматривать давно забытый сон. И вот несколько уроков, которые мы можем извлечь из этого прекрасного опыта:
Кэндес Хиллигосс в «Карнавале душ»
1. Используйте тех, кого знаете. И то, что знаете
Клиффорд, приглашенный Харви и получивший карт-бланш писать все, что ему заблагорассудится, написал сценарий для «Карнавала душ» меньше, чем за месяц, что, по сути, свойственно продукции Centron. Харви сам играет роль Мужчины (призрака) — существа с бледным лицом упыря, который является Мэри, то скрываясь в коридоре, то заглядывая ей в окно, когда она едет по темному шоссе. Идея неспешного ужаса с его бледными фигурами и пустыми глазами, может быть и не принадлежит Харви, но точно многим ему обязана.
Камера двигается нечасто, но если перемещается, то мечтательно дрейфует, потому что Харви не мог позволить себе роскошь использовать краны и другое дорогое оборудование.
2. Сделайте сами большую часть декораций
Кадр из фильма «Карнавал душ»
В своем фильме Харви превращает Лоуренс, штат Канзас, в чистилище. Палки и камни, торчащие из стены, пыльная извилистая дорога, мусор по сторонам шоссе и пустые домики, вырисовывающиеся в конце пирсов — декорации являются неотъемлемой частью создания настроения фильма.
3. Сотворите атмосферу без дорогостоящих трюков
Хороший фильм ужасов необязательно должен пугать-прыгать-наваливаться. Он вынимает ужас из хорошо рассчитанных кадров, отката зума, других деталей —держит зрителей в холодных пальцах до самого конца сцены (медленный, волочащий ноги монстр из «Оно», например, отлично отражает подход Харви). Созданные Харви наложения, выполненные с помощью умного, точного монтажа, обладают своеобразным чувством юмора: например, стоит только Мери повернуть ключ зажигания, Харви немедленно монтирует следующий кадр, где она нажимает на клавиши органа церкви. Это выглядит так, словно она играет ее собственную элегию.
Так принятые ради снижения бюджета решения превращались в одни из самых ярких моментов фильма.
4. Играйте собственную элегию
Они, очевидно, не могли попросить Бернарда Херрманна написать оркестровую партию для струнных, так что они попросили чуть менее известного Гена Мора создать органную партию, которая будет одновременно и глубокой, и рассеянной. Каждая нота ощущается раздутой и вялой — словно ее тащит лицом вниз по реке. Запоминающаяся мелодия может оказать большое влияние на атмосферу вашего фильма, так что стоит предусмотреть этот пункт в бюджете.
Кадр из фильма «Карнавал душ»
5. Используйте образ молчания
Источник: nofilmschool.com