Вы решили, что ваша история в ситкоме про антигероя. С чего начать?
Вариант первый. Поставить его в опасные или нестандартные обстоятельства. Например, послать «физрука» в школу, или оставить героя последним человеком на Земле, или взять карманного вора и отправить его на съемочную площадку играть главную роль. Вы должны найти такие нестандартные обстоятельства, в которых антигерой будет проявляться, потому что в своей обычной жизни он отвратителен, неформален. Он может быть преступником или кем угодно, надо вытащить его из зоны комфорта.
Вариант второй. Окружить хорошими и милыми персонажами, которые соблюдают правила и многого себе не позволяют. Они подчеркнут его недостатки — на этом контрасте и будет работать ваш антигерой.
Вариант третий. Окружить антигероя персонажами еще хуже, чем он. Тогда ваш антигерой, каким бы он ни был неприятным, быстро станет обаятельным неудачником, потому что в том мире, в котором он находится, он очень даже замечательный.
Характеристики антигероя
Кадр из сериала «Физрук»
В каких ситуациях проявляется антигерой и что вам нужно делать, чтобы придумывать истории про него?
Анна Смольнякова на мастер-классе в рамках «Дня знаний» / Фото: Виктор Вытольскй
Как сделать антигероя обаятельным
Кадр из сериала «Последний человек на Земле»
2. Обламывать надежды главного героя — ваша святая обязанность как сценариста. Герой чего-то хочет, вы ему это практически даете, а потом обламываете.
3. Показывать антигероя таким, какой он есть. Не нужно его приукрашивать. Он не пытается подстроиться под окружающий мир, это основная его краска. Вот он, какой есть, каким его задумали — таким вы его и демонстрируете в ситуациях.
Кадр из сериала «Последний человек на Земле»
4. Вы обязательно должны придумать персонажа, который будет вынуждать антигероя быть плохим. Есть раздражающий фактор, который толкает его на не очень хорошие поступки.
5. Или нужны персонажи, которые хотят изменить антигероя, поставив перед собой задачу «ты должен быть лучше, я тебе в этом помогу». Ничего страшного, если это один и тот же персонаж, но антигерой должен быть кому-то очень нужен. Если удастся найти того, кто станет таким персонажем, который поставил себе цель из антигероя сделать человека, то ваша история практически удалась, потому что это вечный конфликт. Осталось придумать этих двух героев, которые связаны в серьезном ансамбле, придумать аргументы и мотивы, почему они не могут уйти один от другого.
Кадр из сериала «Последний человек на Земле»
6. Вы как сценаристы должны регулярно напоминать, что антигерой сам виноват в своих проблемах. Не потому, что так судьба свалилась на него. Только он в этом виноват, никто другой.
7. Показывайте, что ничто человеческое не чуждо вашему антигерою. Например, он может поблагодарить Бога.
Кадр из сериала «Последний человек на Земле»
8. Все благие начинания вашего антигероя усугубляйте его комедийной перспективой — то, что он делает из-за своего характера и привычек, которыми вы его наделили.
9. Периодически показывайте зачатки светлой стороны вашего антигероя. Он не может быть только отрицательным. Он может быть неприятным, нарушать законы, но он хороший человек, по крайней мере в вашем авторском понимании. Например, драгдилер, торгующий травой, тоже может быть хорошим человеком, достаточно дать ему стойкое отвращение к тяжелым наркотикам и алкоголю — это уже позиция. Такой персонаж может вполне стать героем долгоиграющего ситкомка.
Кадр из сериала «Последний человек на Земле»
10. Создавать обстоятельства, когда антигерой хочет выглядеть лучше, чем есть на самом деле.
11. Не бойтесь показывать своего антигероя в минуты отчаяния, даже если он не признает этого. Это те моменты, когда мы ему сопереживаем.
Кадр из сериала «Последний человек на Земле»
12. Самое важное, чтобы у вас как у автора был ответ, оправдание, почему ваш антигерой такой. Потому что если вы сами не будете понимать его внутреннюю проблему и сами не будете его любить, разделять его точку зрения в данной ситуации вашего мира, то этого не сможет сделать и зритель. Не обязательно говорить прямым текстом, почему ваш антигерой именно такой. Не нужно расшифровывать, главное, чтобы вы понимали и с этой точки зрения рассказывали историю. Например, ответ на вопрос, почему Фил Миллер такой, дается в последней серии первого сезона. Младший брат нашего героя — космонавт, что может быть хуже? Фил Миллер — человек, который с детства был номером два, чтобы он не сделал. Его брат — космонавт. Это самое высокое, что можно было бы придумать.
Кадр из сериала «Последний человек на Земле»
Поняв это, наверное, можно понять все проступки нашего антигероя. Судя по всему, у него было очень тяжелое детство. Таким образом, держа в голове всю историю, создателям удавалось держать некую грань. Он хороший человек, но ему не повезло в жизни. Всегда нужно придумывать оправдание своему герою, почему он такой. Не нужно оправдывать его грубость или неряшливость — это его характеристики. Но надо четко понимать, почему он таким стал и почему вы хотите рассказать эту историю этого антигероя, какая ваша авторская позиция. Авторская позиция «Последнего человека на Земле» в том, что те, кто в обычной жизни плохие, глупые, неудачные, несчастливые, в условиях конца света оказываются самыми нормальными и правильными на фоне вроде бы успешных, счастливых, добрых и порядочных людей, которых они встречают. Так, эти, казалось бы, прекрасные и отличные люди выгоняют Фила Миллера, оставляя его умирать в пустыне. Экстремальные обстоятельства расставляют всё на свои места. Мы не знаем этой авторской позиции, она не пишется в титрах. Герой в ситкомах не меняется, но нам все больше раскрывают его до кульминационной точки, когда приоткрываются причины его поведения.
Анна Смольнякова на мастер-классе в рамках «Дня знаний» / Фото: Виктор Вытольскй
Анна Смольнякова Креативный продюсер, редактор, сценарист, куратор факультета «Сериалы» и преподаватель факультета сценарного мастерства академии Wordshop. Работала над сериалами «Корабль» (1 и 2 сезоны), «Окрыленные», «Медиум», «Счастливы вместе» (4–5 сезоны) и другими. |
Мастер-класс прошел в рамках «Дня знаний», организованного Академией коммуникаций Wordshop и Фондом сценаристов КИТ при информационной поддержке tvkinoradio.ru.