Как создать антигероя для ситкома

Антигерой — это двусмысленный персонаж, часто имеющий какую-то негативную характеристику. На сегодняшний день он все чаще и чаще становится главным героем в ситкомах и однокамерных комедиях. Вот лишь несколько примеров антигероев ситкомов: Фома из сериала «Физрук», Фил Миллер из «Последнего человека на Земле» (The Last Man on Earth), вор-карманник из «Пушкина» и даже главная героиня из сериала «Где ты, Челси?» (Are You There, Chelsea?). На примере Фила Миллера мы и разберем характерные черты антигероя.

Тизер сериала «Последний человек на Земле» 

Антигерой в ситкоме преступает закон — это либо хулиган, либо вор, либо коррупционер; любые правила, которые нарушает ваш герой, делают его антигероем. Чаще всего антигерой визуально неприятен: он неопрятен, у него неприятная внешность, он плохо пахнет, странно одевается, либо присутствуют еще какие-то визуальные характеристики, которые отталкивают от него. Антигерой нарушает общественные устои: молится водке, меняет ориентацию, устраивает туалет в бассейне, ворует, — всё, что порицается обществом, может делать ваш антигерой. И самое главное, что этот персонаж всегда полярен — есть те, кому он нравится, и те, кому он дико не нравится. Ваша задача — вызвать у зрителя именно одну из этих двух реакций. Всем, как правило, нравятся обаятельные неудачники, а антигерои вызывают споры, и в этом их сила. 

Пример антигероя из сериала «Физрук»

Пример антигероя из сериала «Физрук»

Пример антигероя из сериала «Последний человек на Земле»

Пример антигероя из сериала «Последний человек на Земле»

Пример антигероя из сериала «Где ты, Челси?»

Пример антигероя из сериала «Где ты, Челси?»

Пример антигероя из сериала «Очевидное» (Transparent)

Пример антигероя из сериала «Очевидное» (Transparent)

Вы решили, что ваша история в ситкоме про антигероя. С чего начать? 

Анна Смольнякова на мастер-классе в рамках «Дня знаний» / Фото: Виктор ВытольскйАнна Смольнякова на мастер-классе в рамках «Дня знаний» / Фото: Виктор Вытольскй

Вариант первый. Поставить его в опасные или нестандартные обстоятельства. Например, послать «физрука» в школу, или оставить героя последним человеком на Земле, или взять карманного вора и отправить его на съемочную площадку играть главную роль. Вы должны найти такие нестандартные обстоятельства, в которых антигерой будет проявляться, потому что в своей обычной жизни он отвратителен, неформален. Он может быть преступником или кем угодно, надо вытащить его из зоны комфорта. 

Вариант второй. Окружить хорошими и милыми персонажами, которые соблюдают правила и многого себе не позволяют. Они подчеркнут его недостатки — на этом контрасте и будет работать ваш антигерой. 

Вариант третий. Окружить антигероя персонажами еще хуже, чем он. Тогда ваш антигерой, каким бы он ни был неприятным, быстро станет обаятельным неудачником, потому что в том мире, в котором он находится, он очень даже замечательный.

Женский вариант антигероя — героиня сериала «Где ты, Челси?»
 

Характеристики антигероя

Антигерой — это оригинальный персонаж с уникальными изъянами. Если обаятельный неудачник есть в каждом ситкоме, то антигерой везде уникален, он всегда на экране впервые. Если такой персонаж уже был, то всё — ниша занята. Только создав уникального персонажа, которого еще не было нигде и никогда, у вас будет шанс рассказать историю с антигероем. Это может быть бандит «динозавр» из 90-х («Физрук»), враль и позер («Последний человек на Земле»), гопник или бунтарка («Реальные пацаны», «Где ты, Челси?»), протестующий против системы человек («Транспапа»/Transparent). Важно, чтобы это делалось впервые на экране. Второго «Физрука» родить невозможно, не зайдет история, даже если он пойдет не в школу, а в больницу и т.д. Да, это другой мир, персонажи и проблемы другие, но если антигерой такой же глобально (он не понимает сегодняшнего дня), нужно найти эти характеристики. Какой-то другой бандит с другим набором характеристик — почему нет? Однако нужно понять, почему сегодня история про него будет актуальна, чтобы все осознали, на кого она рассчитана. Прообраз «физрука», на самом деле, появился не просто так — от живого человека в наши дни. Появился призрак прошлого, и продюсер зацепился за эту историю, так родился «Физрук».

Кадр из сериала «Физрук»Кадр из сериала «Физрук»​
 

В каких ситуациях проявляется антигерой и что вам нужно делать, чтобы придумывать истории про него? 

Антигерой не осознает и не признает своих недостатков, он верен своим изъянам даже в экстремальных ситуациях. Так, в сериале «Последний человек на Земле» венцом всего, что сделало человечество, для главного героя становится фотография его семьи. Это штрих, что да — он враль, позер, вор, может делать, что угодно, но семье он верен и ценит ее. Главная задача — добиться эмпатии к вашему антигерою, причем с первой же серии. Если вы не пробьете первую серию, кино не получится. Надо сделать антигероя «обаятельным неудачником», основным из архетипов ситкомов, который, как правило, стоит во главе истории. 

Анна Смольнякова на мастер-классе в рамках «Дня знаний» / Фото: Виктор ВытольскйАнна Смольнякова на мастер-классе в рамках «Дня знаний» / Фото: Виктор Вытольскй

 

Как сделать антигероя обаятельным

1. Вы как сценарист, как бог вашего мира, вынуждаете антигероя быть плохим. Мир хочет, чтобы он был плохим. Так, у ситкома «Последний человек на Земле» гениальные обстоятельства — попробуйте сами прожить в одиночку, осознав, что никого, кроме вас, больше нет. Понятно, что изначально каждый персонаж будет по-разному сходить с ума, но в конце нас ждет один результат.

Кадр из сериала «Последний человек на Земле»Кадр из сериала «Последний человек на Земле»

2. Обламывать надежды главного героя — ваша святая обязанность как сценариста. Герой чего-то хочет, вы ему это практически даете, а потом обламываете.

3. Показывать антигероя таким, какой он есть. Не нужно его приукрашивать. Он не пытается подстроиться под окружающий мир, это основная его краска. Вот он, какой есть, каким его задумали — таким вы его и демонстрируете в ситуациях.

Кадр из сериала «Последний человек на Земле»Кадр из сериала «Последний человек на Земле»

4. Вы обязательно должны придумать персонажа, который будет вынуждать антигероя быть плохим. Есть раздражающий фактор, который толкает его на не очень хорошие поступки.

5. Или нужны персонажи, которые хотят изменить антигероя, поставив перед собой задачу «ты должен быть лучше, я тебе в этом помогу». Ничего страшного, если это один и тот же персонаж, но антигерой должен быть кому-то очень нужен. Если удастся найти того, кто станет таким персонажем, который поставил себе цель из антигероя сделать человека, то ваша история практически удалась, потому что это вечный конфликт. Осталось придумать этих двух героев, которые связаны в серьезном ансамбле, придумать аргументы и мотивы, почему они не могут уйти один от другого.

Кадр из сериала «Последний человек на Земле»Кадр из сериала «Последний человек на Земле»

6. Вы как сценаристы должны регулярно напоминать, что антигерой сам виноват в своих проблемах. Не потому, что так судьба свалилась на него. Только он в этом виноват, никто другой.

7. Показывайте, что ничто человеческое не чуждо вашему антигерою. Например, он может поблагодарить Бога.

Кадр из сериала «Последний человек на Земле»Кадр из сериала «Последний человек на Земле»

8. Все благие начинания вашего антигероя усугубляйте его комедийной перспективой — то, что он делает из-за своего характера и привычек, которыми вы его наделили.

9. Периодически показывайте зачатки светлой стороны вашего антигероя. Он не может быть только отрицательным. Он может быть неприятным, нарушать законы, но он хороший человек, по крайней мере в вашем авторском понимании. Например, драгдилер, торгующий травой, тоже может быть хорошим человеком, достаточно дать ему стойкое отвращение к тяжелым наркотикам и алкоголю — это уже позиция. Такой персонаж может вполне стать героем долгоиграющего ситкомка.

Кадр из сериала «Последний человек на Земле»Кадр из сериала «Последний человек на Земле»

10. Создавать обстоятельства, когда антигерой хочет выглядеть лучше, чем есть на самом деле.

11. Не бойтесь показывать своего антигероя в минуты отчаяния, даже если он не признает этого. Это те моменты, когда мы ему сопереживаем.

Кадр из сериала «Последний человек на Земле»Кадр из сериала «Последний человек на Земле»

12. Самое важное, чтобы у вас как у автора был ответ, оправдание, почему ваш антигерой такой. Потому что если вы сами не будете понимать его внутреннюю проблему и сами не будете его любить, разделять его точку зрения в данной ситуации вашего мира, то этого не сможет сделать и зритель. Не обязательно говорить прямым текстом, почему ваш антигерой именно такой. Не нужно расшифровывать, главное, чтобы вы понимали и с этой точки зрения рассказывали историю. Например, ответ на вопрос, почему Фил Миллер такой, дается в последней серии первого сезона. Младший брат нашего героя — космонавт, что может быть хуже? Фил Миллер — человек, который с детства был номером два, чтобы он не сделал. Его брат — космонавт. Это самое высокое, что можно было бы придумать.

Кадр из сериала «Последний человек на Земле»Кадр из сериала «Последний человек на Земле»

Поняв это, наверное, можно понять все проступки нашего антигероя. Судя по всему, у него было очень тяжелое детство. Таким образом, держа в голове всю историю, создателям удавалось держать некую грань. Он хороший человек, но ему не повезло в жизни. Всегда нужно придумывать оправдание своему герою, почему он такой. Не нужно оправдывать его грубость или неряшливость — это его характеристики. Но надо четко понимать, почему он таким стал и почему вы хотите рассказать эту историю этого антигероя, какая ваша авторская позиция. Авторская позиция «Последнего человека на Земле» в том, что те, кто в обычной жизни плохие, глупые, неудачные, несчастливые, в условиях конца света оказываются самыми нормальными и правильными на фоне вроде бы успешных, счастливых, добрых и порядочных людей, которых они встречают. Так, эти, казалось бы, прекрасные и отличные люди выгоняют Фила Миллера, оставляя его умирать в пустыне. Экстремальные обстоятельства расставляют всё на свои места. Мы не знаем этой авторской позиции, она не пишется в титрах. Герой в ситкомах не меняется, но нам все больше раскрывают его до кульминационной точки, когда приоткрываются причины его поведения.

Анна Смольнякова на мастер-классе прошел в рамках «Дня знаний» / Фото: Виктор ВытольскйАнна Смольнякова на мастер-классе в рамках «Дня знаний» / Фото: Виктор Вытольскй
 

  Анна Смольнякова

Креативный продюсер, редактор, сценарист, куратор факультета «Сериалы» и преподаватель факультета сценарного мастерства академии Wordshop. Работала над сериалами «Корабль» (1 и 2 сезоны), «Окрыленные», «Медиум», «Счастливы вместе» (4–5 сезоны) и другими.
 

 

Мастер-класс прошел в рамках «Дня знаний», организованного Академией коммуникаций Wordshop и Фондом сценаристов КИТ при информационной поддержке tvkinoradio.ru

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *