Все большую значимость приобретает распространение аудио- и видеоконтента в виде цифровых потоков, то есть стриминг. Именно с ним многие специалисты связывают основные перспективы развития радиовещания. Заметен интерес к этому направлению и со стороны производителей оборудования и ПО: в последние годы на профессиональных выставках и конференциях демонстрируются решения, ориентированные именно на организацию виртуального вещания.
Главное преимущество интернет-вещания перед FM — возможность создать радиостанцию в кратчайшие сроки и без серьезных инвестиций. Есть и еще ряд выгодных технических отличий:
- Глобальность. Интернет-радио можно слушать везде, где есть интернет. FM-вещание сильно ограничено возможностями территорией покрытия и мощностями радиопередатчиков.
- Интерактивность. Коммуникация с аудиторией на FM-радиостанции ограничена телефонными звонками, опросами, общением в соцсетях и мессенджерах. В случае онлайн-радиостанции обратная связь более детализирована: слушатель подключается и сразу имеет возможность «лайкнуть» программу или трек, написать комментарий – то есть может реально влиять на эфир и выбирать тот контент, который ему нравится.
- Персонализация. Какие бы исследования не проводились социологами – фокус-группы, опросы или голосования, в случае с FM создатели радиостанций могут лишь примерно понять, кто их слушает. Аудитория несколько размыта. С интернет-вещанием ситуация прямо противоположная. Чтобы подключиться к потоку, необходимо отправить запрос на сервер. Таким образом, по IP-адресу можно определить географическое положение, а по заходу из социальных сетей при регистрации – всю информацию из профиля. Тут начинается самое интересное, потому что можно не только «подгонять» контент под слушателей, но и привлекать соответствующих рекламодателей – это открывает дополнительные возможности для таргетированной рекламы. Рекламодателю предлагается не абстрактная аудитория, а конкретный персонализированный слушатель.
Своя интернет-радиостанция – по шагам
2. Договориться об услугах с интернет-провайдером.
3. Разработать онлайн-плеер или программу для вещания.
4. Установить сервер в офисе/дома или приобрести/арендовать сервер в дата-центре.
5. Установить и настроить ПО.
6. Организовать удаленный доступ к серверу.
7. Решить проблему обработки звука.
8. Подключить и настроить инструменты сбора статистики.
9. Потом уже думать про контент.
Плееры и потоки
Радио слушают через онлайн-плееры, открывающиеся непосредственно на странице радиостанции, через локально установленные на компьютеры программы, с помощью мобильных или специальных приложений. При создании плеера для онлайн-радиостанции можно добавлять необходимый функционал: забрендировать его, добавить кнопки, рекламу, дополнительные окна, бегущие строчки, поле для фидбека.
Слайд из доклада Оксаны Бекетовой, инженера технической поддержки компании «Тракт»
Вещание в интернете предполагает распространение потоков. Потоковая раздача контента – это последовательная передача пакетов данных от раздачи к слушателю. Схематично представить процесс подключения можно таким образом: слушатель нажимает «play» и направляет запрос – пакет направляется в ответ. При передаче возможны некоторые потери, особенно при низкой скорости интернета. Но они нечасто приводят к качественному изменению итогового сигнала – каждый слушатель получает свой поток.
Затраты на содержание
FM-радиостанция тратит огромные средства на эксплуатацию, покупку и обслуживание оборудования, передатчиков, содержание штата, аренду офисов и платит эту сумму вне зависимости от количества слушателей и объема аудитории. На начальном этапе существования онлайн-радиостанции количество расходов обычно растет с количеством слушателей – это можно прогнозировать и просчитать заранее при составлении бизнес-плана. Интернет-радиостанция отдает потоки разного качества для каждого слушателя и собирает информацию о том, какими плеерами пользуется аудитория и с какого устройства. Технические возможности позволяют определить требования к исходящему траффику, посчитать его процент, определить затраты. Со стороны слушателей все гораздо проще – расходы равны ежемесячной оплате за интернет.
Передатчики
Обработка звука: нужен ли процессор при создании онлайн-радиостанции?
Нужен. Без обработки звук будет «проседать», отсутствовать глубина звучания. Аппаратный процессор – наиболее затратное звено в данной цепи. Но учитывая, что у интернет-радиостанций бюджеты обычно скромные, то решением можно считать использование программных аналогов процессоров. Есть ряд программных решений по обработке звука, таких как Digispot II, Z/IP Prostream, Omnia A/XE, Z/IP Stream 9X/2.
Также стоит определиться с подачей звука на канал:
- Живой эфир – эфир из студии, живой разговор людей
- Автовещатель – вещание по подготовленному листу или робот-вещатель
- Релей – узел пересылки, через который идет раздача уже готового линка всем, кто к нему подсоединяется. То есть используя релей, можно ретранслировать радиостанции в локальные сети и увеличивать пропускную способность онлайн-радиостанции.
Cхемы организации интернет-радио
Простой вариант организации интернет-радио / Слайд из доклада Оксаны Бекетовой, инженера технической поддержки компании «Тракт»
Есть еще пара схем функционирования онлайн-радиостанции.
Классический вариант: из студии поток идет через сервер раздачи, а потом – к слушателям.
Классический вариант организации интернет-радио / Слайд из доклада Оксаны Бекетовой, инженера технической поддержки компании «Тракт»
Комбинированный вариант: вещание радиостанции идет из «облака», то есть из эфирной станции, которая установлена на виртуальном сервере. В таком случае переключение на живые эфиры из студии происходят по расписанию или по команде. Редактор также имеет возможность подключаться по веб-интерфейсу.
Комбинированный вариант организации интернет-радио / Слайд из доклада Оксаны Бекетовой, инженера технической поддержки компании «Тракт»
Готовые пакеты услуг
Управление этими сервисами может осуществляться через веб-интерфейс. Его использование в техническом и функциональном плане намного проще подключения через удаленный доступ. Журналист/диджей может сам редактировать расписание, делать склейки, следить за эфиром, добавлять новые материалы, войстреки в базу данных и осуществлять администрирование.
При подготовки материала был использован доклад инженера технической поддержки компании «Тракт» Оксаны Бекетовой, который был озвучен на фестивале «Вместе медиа — 2016». | ||