У работы телеведущего всегда была своя специфика. Например, у первых представителей профессии в ходу была зеленая помада и такие же румяна для лица. Именно зеленый цвет на черно-белых телеэкранах позволял добиться нужной яркости образа, тогда как красные оттенки сильно искажали телекартинку, делая губы ведущих абсолютно черными.
Расцвет профессии пришелся на 1960-е, когда появилась вторая государственная программа и, помимо новостных сводок «с полей» и трансляций военных парадов, в эфир стали выходить научно-популярные передачи и развлекательные программы. Такие телеведущие, как Игорь Кириллов, Сергей Капица, Валентина Леонтьева и Ангелина Вовк, которых тогда называли «дикторами Гостелерадио», стали чуть ли не главными звездами в масштабах страны. Стать телеведущим было очень непросто, приходилось проходить очень жесткий отбор и соответствовать крайне строгим стандартам.
Диктор Центрального телевидения Ангелина Вовк берет интервью у юных гимнасток / Фото: Александр Яковлев / ТАСС
Сегодня, когда на пульте телевизора уже не хватает кнопок для все новых и новых телеканалов, «порог входа» в профессию значительно снизился и попробовать стать телеведущим может практически каждый человек.
Что делает телеведущий
Телеведущий — это лицо телеканала, человек, который формирует его бренд и непосредственно общается со зрителем. Телеведущие ведут новостные и информационные программы, берут интервью и развлекают зрителей в различных ток-шоу и игровых передачах. В соответствии с форматом меняется и типаж ведущих. Если для выпуска деловых новостей нужен строгий диктор в классическом костюме, то на кулинарное шоу со звездами с большей охотой возьмут жизнерадостного толстяка в поварском колпаке.
Базовые требования
Если вы хотите стать телеведущим, прежде всего, вы должны забыть о стеснении и робости. Эта работа подразумевает общение с многомилионной зрительской аудиторией, и никакой скованности в вас быть не должно. Преодолеть природную скромность и зажатость хорошо помогают актерские курсы и опыт выступления на публике в театральных кружках или клубах ораторского мастерства.
Фото: rawpixel.com
Широко распространено заблуждение, что у телеведущего обязательно должна быть привлекательная внешность и спортивная фигура, но на самом деле это далеко не главное. На телевидении можно встретить много самых разных типажей — вспомните хотя бы знаменитого ведущего прогноза погоды на НТВ — Александра Беляева, который своей обворожительной улыбкой и природной иронией затмевал всех молодых и длинноногих конкуренток с других телеканалов.
Телеведущий Александр Беляев перед началом съемок программы «Прогноз погоды» на канале НТВ. Фото ИТАР-ТАСС/ Александр Бундин
Для телеведущего гораздо важнее внутренняя харизма, чувство юмора, умение импровизировать и четко поставленная грамотная речь без серьезных дефектов. Последнее — действительно важно. Крайне редко телеканалы готовы пробовать на роль ведущих людей с заиканием, картавостью или тихим голосом. Но даже эти недостатки можно перебороть, поработав с хорошим логопедом и преподавателем вокального мастерства.
Образование
Путь в профессию начинается с соответствующего образования. На заре нового российского телевидения многие ведущие приходили в профессию практически случайно: Валдис Пельш, окончивший филфак МГУ, попал в «Угадай мелодию» после знакомства с Владом Листьевым на концерте «Несчастного случая», а Тимур Кизяков, получив права вертолетного летчика и диплом инженера МЭИ, пришел в профессию, временно подменяя заболевшего друга, который писал сценарии для телевидения. Но сегодня пройти конкурентный кастинг на роль ведущего без профильного образования почти невозможно.
Фото: rawpixel.com
Наибольшие шансы предоставляет обучение по специальности «тележурналистика». Самые авторитетные позиции здесь занимают МГУ, МГИМО, РГГУ, ГИТР, МИТРО и Останкинский институт телевидения и радиовещания. Помимо этого, в крупных городах вроде Москвы и Санкт-Петербурга есть много краткосрочных курсов и коммерческих школ-мастерских, которые готовят тележурналистов.
Главное преимущество, которое дает специализированное образование еще на этапе обучения — это возможность реальной практики на телевидении. Уже к 3-4 курсу студенты регулярно участвуют в кастингах, работают на передачах и пробуются в различные телепроекты. Практика помогает наработать обширный опыт в профессии и заручиться полезными связями.
Опыт
Большинство популярных телеведущих начинали свою карьеру в телевидении с менее ответственных ролей. Иван Демидов, завоевавший огромную популярность в роли ведущего «МузОбоза» был простым осветителем, Алексей Пиманов бессменный ведущий программы «Человек и закон», долгое время работал простым видеоинженером в Останкино, пока не получил второе высшее журналистское образование в МГУ. Но это скорее исключительные случаи — «большие» телеведущие чаще вырастают из редакторов телепрограмм и рядовых корреспондентов. Этот путь прошли практически все ведущие новостных и информационных программ: Михаил Антонов, Елена Мартынова, Мария Ситтель и Ольга Белова.
Выпуск передачи «Человек и закон»
Если вы твердо поставили себе цель стать телеведущим, то не считайте зазорным идти на самые низкооплачиваемые должности в телестудиях. На любой из них вы посмотрите на профессию изнутри и приобретете полезные знакомства.
Развитие
Телеведущий — это не просто «говорящая голова» в кадре. Вы должны суметь заинтересовать зрителя, чтобы он вернулся посмотреть на вас через неделю. Чувство юмора, широкий кругозор, способность поддержать беседу на любую тему и импровизировать в любой ситуации — ваши главные конкурентные преимущества.
Работайте над актерским мастерством, мимикой, вокальными данными и дикцией. В совершенствовании навыков правильной речи сильно помогают тренировочные скороговорки и чтение сложных технических текстов вслух. Легенда про знаменитого оратора Демосфена, оттачивавшего четкость речи при помощи камешков во рту, имеет право на жизнь и сейчас. Многие телеведущие пользуются этим приемом до сих пор.
Фото: Marcos Luiz Photograph
Немалое значение имеет и скорость речи — эфирное время стоит больших денег и умение четко и быстро донести информацию до зрителя в мире телевидения ценится очень высоко. В России первое место среди телеведущих, которые говорят быстрее всех, до сих пор с большим отрывом делят Тина Канделаки и Андрей Малахов.
Синтез профессий
Телеведущие — это не просто ходячие «граммофоны», которые красиво озвучивают тексты, подготовленные редакцией. Рынок намного выше ценит профессионалов, которые принимают участие в подготовке своих передач — ищут дополнительную информацию, готовят интересные вопросы, занимаются журналистской работой и умеют импровизировать в кадре. Только совмещение профессий ведущего и журналиста позволит в полной мере реализовать свой талант общения с аудиторией.
ЧП в прямом эфире
Очень важное качество для ведущего — умение быстро и правильно реагировать на нештатные ситуации, особенно во время прямого эфира, который не дает шанса на второй дубль. Падение софита на голову гостя в студии, внезапный поцелуй прохожего во время стендапа или обильное носовое кровотечение прямо в кадре — подобные ЧП и нелепые курьезы случаются регулярно и от того, насколько быстро и грамотно вы сможете сообразить, что делать дальше, во многом зависит успех вашей карьеры.
Кадры из фильма «Брюс Всемогущий» (2003)
Яркий пример находчивости недавно продемонстрировал ведущий одного из американских кабельных каналов. В самый разгар сводки погоды в кадре внезапно появилась его коллега, увлеченно играющая в Pokemon GO на телефоне. Ведущий не растерялся и с улыбкой сообщил телезрителям об опасности полного погружения в виртуальный мир, призвав отрываться от экрана и смотреть по сторонам даже во время погони за самым редким покемоном.
Чаще всего телеведущих преследуют оговорки, нелепые падения и приступы неконтролируемого смеха. Всегда будьте готовы к неожиданным поворотам, так как в самых сложных случаях,они могут стоить вам карьеры.
Нетипичная работа
Работа ведущего не всегда подразумевает классический студийный формат. Возможно, вам придется работать в кадре, стоя по пояс в бассейне с крокодилами или брать интервью у чемпиона по скайдайвингу прямо под куполом парашюта на высоте в пару километров.
Кадр из фильма «Брюс Всемогущий» (2003) / Фото: Universal Pictures
Особая сфера работы телеведущих — это экстренные выпуски новостей. Они требуют сосредоточения всех навыков журналиста. Внештатные ситуации, требующие срочного выхода в эфир, как правило, носят трагический характер — это теракты, техногенные катастрофы и природные бедствия. О них становится известно буквально за несколько минут до выхода в эфир, и ведущий зачастую вынужден работать без телесуфлера и сценария, в режиме реального времени импровизируя, чтобы максимально корректно донести информацию до своих зрителей. Такие выпуски — настоящее испытание для профессионалов и далеко не все ведущие могут с честью выдержать его.
Зарплата и перспективы
Профессия телеведущего предполагает очень большую вилку заработной платы: от 25 тысяч рублей в месяц на региональных телеканалах до 300-500 тысяч в месяц на каналах федерального охвата. При этом средняя заработная плата тележурналистов в России в 2018 году держалась на планке в 63 тысячи рублей.
Фото: rawpixel.com
Размер гонорара в большой степени зависит от статуса телеканала, популярности телепроекта, в котором задействован ведущий, и масштаба зрительского интереса к нему. Телеведущие также получают надбавки за нередкую сверхурочную работу и прирост зрительской аудитории. Именно поэтому даже зарплаты телеведущих одного и того же канала могут отличаться в разы. Такие звезды Первого канала, как Дмитрий Нагиев или Иван Ургант могут получать в рамках одного телепроекта от 1,5 до 4 миллионов рублей в месяц, тогда как зарплата «рядовых» ведущих «Вестей» колеблется от 300 до 500 тысяч. Зарплаты зарубежных звезд отличаются в десятки раз. Например, знаменитая Опра Уинфри зарабатывает в месяц до 23 миллионов долларов.
В целом, успех в профессии телеведущего зависит только от вас самих, а также от небольшой примеси удачи.
Обратная сторона медали
Как и всякая другая профессия, работа телеведущего имеет и «обратную», непривлекательную сторону. Популярный телеведущий всегда на виду, с первого выпуска телепроекта он становится публичной личностью в масштабах всей страны со вытекающими проблемами: назойливые фанаты, недоброжелательные комментарии в социальных сетях, завистники и насмешники — непременные спутники любого публичного человека. От того, насколько адекватно вы сможете воспринимать все это, зависит, в первую очередь, ваше душевное здоровье.
Джимми Фэллон / Фото: FA Bobo / PIXSELL / PA Images
Кроме того, ведущие телешоу и развлекательных программ очень скоро перестают принадлежать сами себе. Над их образом работают стилисты и гримеры, костюмеры строго следят за гардеробом, а начальство вписывает в рабочий контракт пункты, серьезно ограничивающие личную свободу. Например, известных шоуменов нередко заставляют скрывать свою личную жизнь (и даже семейные отношения), чтобы удержать у экранов аудиторию противоположного пола. Телеведущие крупных проектов становятся заложниками своего образа и после смены работы, зачастую, не могут найти себя в новом формате из-за предрассудков работодателей и зрительской аудитории.
Ксения Собчак / Фото: Артем Геодакян / ТАСС
С другой стороны, высокая известность становится вашим капиталом и способствует успешному развитию карьеры. Как только люди начнут узнавать вас на улице, рекламодатели наперебой станут приглашать вас прорекламировать их товар или сняться в новом проекте с заманчивыми гонорарами.
Обложка: в эфире программы «Вечерний Ургант» / Фото: пресс-служба Первого канала