Как «взорвать» логотип?

В мире визуальных искусств звук занимает далеко не последнее место. Конечно, если вы пришли в галерею насладиться картинами, то лучше всего это делать в тишине. Но в кино, на телеэкране, в любых видеороликах в Интернете звук занимает половину внимания зрителя. Команда главного звукорежиссера (саунд-супервайзера) — это звукоинженеры, звукотехники, шумооформители, звукорежиссеры перезаписи. И представители магической профессии, которая объединяет в себе элементы всех предыдущих — саунд-дизайнеры. Об их работе и пойдет речь.

Директор Института звукового дизайна, саунд-дизайнер и композитор Василий Филатов

Саунд-дизайнер — создатель звуковых эффектов в кино и видео. Когда на экране что-то взрывается, трансформируется, собирается в пучок или распадается на части, в общем, происходит нечто невероятное и фантастическое, то, что в реальной жизни обычно не происходит, для озвучания данного фрагмента подключается саунд-дизайнер.

Дизайнер звука ищет и совмещает различные фактуры (звуки), создавая у зрителя ощущение реалистичности происходящего на экране. Вы, скорее всего, прекрасно знаете, как звучит лазерный меч джедая или выстрел космического бластера. Да-да, тот самый «пиу-пиу». Eсли звук эмоционально совпадает с происходящим на экране, это вызывает доверие зрителя, позволяет ему погрузиться в историю. Это, в свою очередь, и есть вовлечение зрителя.  

Чрезмерно «яркий» саунд-дизайн заставляет зрителя обратить внимание на качество и многообразие звуковых эффектов, в то время, как он должен тщательно следить только за историей, разворачивающейся на экране. Поэтому в работе саунд-дизайнер нередко балансирует между выступающим собственным эго и задачей быть незаметным.

Сегодня создавать оригинальный звук необходимо не только для фильмов и роликов, но и для анимированных визуальных элементов любого характера — заставок телевизионных роликов, логотипов, предшествующих появлению фильма, любой движущейся графики. 

В этом уроке мы обсудим саунд-дизайн к анимационному логотипу презентации шоу «Mercedes S-Class». 

Работу над звуковым оформлением логотипа можно условно разделить на две части: анализ визуального материала и само производство, которое включает запись, обработку и сведение. В начале своей работы саунд-дизайнер пересматривает ролик снова и снова, чтобы придумать и представить, как будет звучать результат. Во время подготовки определяем, какой инструментарий потребуется для реализации идей — нужно ли выезжать и записывать звуковые фактуры где-нибудь в лесу/ на стройке/, арендовать студию синхронно-шумового озвучания, или будет достаточно ограничиться студийной звуковой библиотекой.
 

В работе я группирую сотни звуковых дорожек в несколько смысловых группах, чтобы микшировать финальный материал, используя не более пяти-восьми фейдеров одновременно. В данном видео множество мелких элементов, и это стало отправной точкой в формировании концепции озвучания с максимальной детализацией звуков. Было понятно, что одной фактуры будет явно недостаточно, но при этом с количеством нельзя и переборщить. Так, в данной работе я объединил все фактуры в 5 слоев: 
 
  • Dark Air («темная», тяжелая фактура)
  • Electric (электрические импульсы)
  • Digital Worms (металлические движущиеся частицы)
  • Digital (цифровые фактуры)
  • Explosion (взрыв)
Названия я привык писать на английском — при экспорте материала звуки попадают в нашу студийную бибилиотеку, и их проще искать вместе с остальными зарубежными звуковыми эффектами.
 

Первый слой — Dark Air

В нем отчетливо слышна комнатная реверберация. Металлический призвук дает возможность «услышать» визуальные границы: частицы в видео разлетаются и, точно отталкиваясь от невидимых стен, отскакивают обратно к центру. Финал слоя — «сворачивающийся» звук лампы из библиотек LFO.


Первый слой — Dark Air в ролике «Logo explosion». Видео предоставлено Sound Design Institute

 

Слой второй — Electric

Теперь рассмотрим второй слой.  В его основе – звук рвущейся бумаги, смешанный с фактурой из студийной библиотеки. Он создает иллюзию электрического поля вокруг логотипа. Увеличение громкости подчеркивает насыщенность кадра и усиливает эффект присутствия элементов.

Заключительная часть слоя Electric — водяная фактура. Мне кажется, что электричество, энергия здесь может находиться в жидком состоянии. Разумеется, все это полная фантастика, но почему бы не использовать данную фактуру, если она придает новые нотки происходящему на экране? 

Продолжая работать по концепции максимальной детализации, не упускаем из виду финальный момент, когда логотип будто прорисовывает невидимое перо. Подчеркиваем эту часть вспышками электричества.


Второй слой — Electric в ролике «Logo explosion». Видео предоставлено Sound Design Institute

 

Третий слой — Worms

В данном слое я использовал металлические фактуры для создания более накаленного звучания. Высокочастотные резкие звуки и дикая панорама. Обычно я избегаю резкого неоправданного панорамирования звуков — ведь здесь нет каких-то особенных частиц, которые бы направлялись то в одну, то в другую сторону и выделялись на фоне остальных. Но звуком мне захотелось подчеркнуть хаотичность движения микрообъектов – панорама оказалась хорошим инструментом. В слое также использован шум листьев и звон металлических колокольчиков, записанных для студийной библиотеки звуковых эффектов несколькими годами ранее. 

Вообще, советую сохранять интересные фактуры. Никогда не знаешь, где и что тебе может пригодиться.


Третий слой — Worms в ролике «Logo explosion». Видео предоставлено Sound Design Institute
 

Четвертый слой — Digital

Так как ролик вообще о цифровом мире, а Mercedes (согласно концепции презентации) — автомобиль будущего, то я начал искать цифровые звуки. В ход пошли паразитные шумы и цифровые помехи. Оставлять в чистом виде такие звуки было не интересно — они уже были использованы мной в нескольких роликах — так что я обработал их с помощью гранулярного эффект-процессора Thesis2. Для усиления эффекта появления максимального количества частиц я подмешал звуки листвы в деревьях во время сильного ветра. 


Четвертый слой — Digital в ролике «Logo explosion». Фото предоставлено Sound Design Institute

 

Слой пятый — Explosion

Больше всего в этой заставке мне нравится визуализация частиц. Но не стоит забывать о ярком акценте — взрыве и распаде элементов. Взрыв схематически можно разделить на 3 части: удар, хлопок и взрывная волна. Так как действие происходит в воображаемом пространстве, то нет привязки ни к размеру частиц, ни к месту действия, нам достаточно представить, что взрываемый объект находится на некотором расстоянии от нас и создать взрыв такого размера, какой по-вашему будет подходить к картинке.

Для хлопка используем звуки новогодних хлопушек, усиленных длинной реверберацией. Удар как бы двойной — это характерная библиотечная фактура. «Хвост» реверберации также взят из библиотеки (это имитация взрыва атомной бомбы), усиленная генератором субгармоник.


Пятый слой — Explosion в ролике «Logo explosion». Видео предоставлено Sound Design Institute

 

Финальный результат

Как видите, даже небольшой визуальный логотип может обрести весьма яркий голос, если приложить к этому некое усилие. Хотя изначально меня попросили просто «немного добавить звуков», результат превзошел ожидания. 


Финальная версия ролика «Logo explosion» со всемим слоями. Видео предоставлено Sound Design Institute

Если работа вам нравится и вы получаете от нее удовольствие, то время пролетает незаметно. На создание данного логотипа у меня ушло всего несколько часов. Добиться такой скорости работы помогают собственные пресеты эффектов, разрабатываемые в течение длительного времени работы над другими проектами, а также собранная звуковая библиотека и другие наработки. Кроме скомпилированных звуков из различных, а также из собственной библиотеки, я записал и использовал звук рвущейся бумаги — до сих пор использую этот авторский метод для создания звуков электричества. В работе со звуком могут пригодиться самые простые предметы, которые у вас прямо под рукой, стоит лишь подключить фантазию и поэкспериментировать. Так что еще раз — экспериментируйте и сохраняйте все интересные звуки, которые вы создаете в течение всего времени работы над любыми проектами. 

Совет на будущее: точно подобранная или созданная по весу, текстуре, детализации, синхронности, фактура создает иллюзию реальности происходящего. 

Задание

По ссылке вы найдете пак из сэмплов, с помощью которых необходимо озвучить анимированный логотип.
Присылайте свои работы на , и вы непременно получите комментарии, а может и какой-нибудь приятный сюрприз – не ограничивайте фантазию, все зависит только от вас!  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *