Директор Института звукового дизайна, саунд-дизайнер и композитор Василий Филатов
Саунд-дизайнер — создатель звуковых эффектов в кино и видео. Когда на экране что-то взрывается, трансформируется, собирается в пучок или распадается на части, в общем, происходит нечто невероятное и фантастическое, то, что в реальной жизни обычно не происходит, для озвучания данного фрагмента подключается саунд-дизайнер.
Дизайнер звука ищет и совмещает различные фактуры (звуки), создавая у зрителя ощущение реалистичности происходящего на экране. Вы, скорее всего, прекрасно знаете, как звучит лазерный меч джедая или выстрел космического бластера. Да-да, тот самый «пиу-пиу». Eсли звук эмоционально совпадает с происходящим на экране, это вызывает доверие зрителя, позволяет ему погрузиться в историю. Это, в свою очередь, и есть вовлечение зрителя.
Чрезмерно «яркий» саунд-дизайн заставляет зрителя обратить внимание на качество и многообразие звуковых эффектов, в то время, как он должен тщательно следить только за историей, разворачивающейся на экране. Поэтому в работе саунд-дизайнер нередко балансирует между выступающим собственным эго и задачей быть незаметным.
Сегодня создавать оригинальный звук необходимо не только для фильмов и роликов, но и для анимированных визуальных элементов любого характера — заставок телевизионных роликов, логотипов, предшествующих появлению фильма, любой движущейся графики.
В этом уроке мы обсудим саунд-дизайн к анимационному логотипу презентации шоу «Mercedes S-Class».
Работу над звуковым оформлением логотипа можно условно разделить на две части: анализ визуального материала и само производство, которое включает запись, обработку и сведение. В начале своей работы саунд-дизайнер пересматривает ролик снова и снова, чтобы придумать и представить, как будет звучать результат. Во время подготовки определяем, какой инструментарий потребуется для реализации идей — нужно ли выезжать и записывать звуковые фактуры где-нибудь в лесу/ на стройке/, арендовать студию синхронно-шумового озвучания, или будет достаточно ограничиться студийной звуковой библиотекой.
- Dark Air («темная», тяжелая фактура)
- Electric (электрические импульсы)
- Digital Worms (металлические движущиеся частицы)
- Digital (цифровые фактуры)
- Explosion (взрыв)
Первый слой — Dark Air
Первый слой — Dark Air в ролике «Logo explosion». Видео предоставлено Sound Design Institute
Слой второй — Electric
Заключительная часть слоя Electric — водяная фактура. Мне кажется, что электричество, энергия здесь может находиться в жидком состоянии. Разумеется, все это полная фантастика, но почему бы не использовать данную фактуру, если она придает новые нотки происходящему на экране?
Продолжая работать по концепции максимальной детализации, не упускаем из виду финальный момент, когда логотип будто прорисовывает невидимое перо. Подчеркиваем эту часть вспышками электричества.
Второй слой — Electric в ролике «Logo explosion». Видео предоставлено Sound Design Institute
Третий слой — Worms
Вообще, советую сохранять интересные фактуры. Никогда не знаешь, где и что тебе может пригодиться.
Третий слой — Worms в ролике «Logo explosion». Видео предоставлено Sound Design Institute
Четвертый слой — Digital
Четвертый слой — Digital в ролике «Logo explosion». Фото предоставлено Sound Design Institute
Слой пятый — Explosion
Для хлопка используем звуки новогодних хлопушек, усиленных длинной реверберацией. Удар как бы двойной — это характерная библиотечная фактура. «Хвост» реверберации также взят из библиотеки (это имитация взрыва атомной бомбы), усиленная генератором субгармоник.
Пятый слой — Explosion в ролике «Logo explosion». Видео предоставлено Sound Design Institute
Финальный результат
Финальная версия ролика «Logo explosion» со всемим слоями. Видео предоставлено Sound Design Institute
Если работа вам нравится и вы получаете от нее удовольствие, то время пролетает незаметно. На создание данного логотипа у меня ушло всего несколько часов. Добиться такой скорости работы помогают собственные пресеты эффектов, разрабатываемые в течение длительного времени работы над другими проектами, а также собранная звуковая библиотека и другие наработки. Кроме скомпилированных звуков из различных, а также из собственной библиотеки, я записал и использовал звук рвущейся бумаги — до сих пор использую этот авторский метод для создания звуков электричества. В работе со звуком могут пригодиться самые простые предметы, которые у вас прямо под рукой, стоит лишь подключить фантазию и поэкспериментировать. Так что еще раз — экспериментируйте и сохраняйте все интересные звуки, которые вы создаете в течение всего времени работы над любыми проектами.
Совет на будущее: точно подобранная или созданная по весу, текстуре, детализации, синхронности, фактура создает иллюзию реальности происходящего.
Задание
Присылайте свои работы на , и вы непременно получите комментарии, а может и какой-нибудь приятный сюрприз – не ограничивайте фантазию, все зависит только от вас!