Как звучат «Паразиты»?

Южнокорейский фильм режиссера Пон Чжун Хо стал сенсацией. Он победил не только на крупных международных фестивалях, но и стал обладателем нескольких статуэток премии «Оскар» в номинациях «Лучший фильм года» и «Лучший международный фильм». Успех его формируется несколькими кинематографическими элементами. Но одним из самых важных является звуковое оформление. Мы предлагаем вам подробнее разобрать нюансы звукового дизайна в оскароносной картине.

Во время работы над звуковым оформлением фильма «Паразиты» (2019) / Фото: Neon / CJ Entertainment
Во время работы над звуковым оформлением фильма «Паразиты» (2019) / Фото: Neon / CJ Entertainment

 

Контраст и детали

Первые звуки, над которыми команда Ральфа Тэ-Юнг Чой (Sound Supervisor и Re-Recording Mixer всех фильмов режиссера) начала работать, — звуки дверей, которых в доме немало. Это звук железных ворот снаружи, входной двери в дом, раздвижных ворот в зале, дверей, ведущих в гостиную, раздвижной двери для входа в подземную секретную комнату и звук стеклянной двери, выходящей из подземной парковки.

Ральф Тэ-Юнг Чой«Мы использовали звук двери, чтобы показать разницу между имущими и неимущими», — говорит Ральф Тэ-Юнг Чой.

Чтобы сделать метафору более явной, невозможно было ограничиться лишь звуками дверей. В полуподземном доме бедной семьи Кимов много окружающего шума. Он проникает в интерьерные сцены так, что мы ни на минуту не забываем о бедности. С улицы постоянно доносится шум проезжающих машин, соседей, а также звуки уличных торговцев и лай собак.

А дом Паков, напротив, тихий. Мы не слышим никаких посторонних шумов: лишь издалека доносится пение птиц. Кстати, дом богатой семьи строился специально для съемок фильма. Даже постройка дома-декорации для имитации богатой жизни наверняка обошлась создателям в пару миллионов долларов.

Декорация дома для фильма «Паразиты» (2019) / Фото: Neon / CJ Entertainment
Декорация дома для фильма «Паразиты» (2019) / Фото: Neon / CJ Entertainment

За счет деталей создавалась и звуковая драматургия фильма. Так, для секретного подвала, саунд-дизайнеры сделали звук воды, которая течет по трубам, и записали тональный гул, похожий на дуновение ветра. Кроме того, румтон подвала в каждой сцене был адаптирован под психологическое состояние персонажа.
 


[Внимание, спойлер!] Например, когда Ki-woo (Ву-сик Чой) возвращается в подвал, чтобы убить Geun-se (Парк Мен Хун), вместо музыки звучит нагнетающий румтон, чтобы выразить психологическое состояние персонажа.

 


Однако хоть дом и был построен на заказ, он скорее выполнял визуальную задачу. Звук приходилось создавать Ральфу и его команде:

Ральф Тэ-Юнг Чой«Для диалога в доме Парков мы использовали долгую реверберацию, чтобы было слышно, что дом очень большой, — вспоминает Чой. — Но поскольку изготовленный на заказ дом был построен из дерева, звуковые эффекты с площадки нам не подходили. Там не было мраморных и цементных поверхностей, показанных в фильме.

Мне пришлось выкручиваться. Я использовал дополнительные ревербераторы и записывал фоли-шумы, чтобы сделать правдоподобным, например, звук шагов».

На съемках фильма «Паразиты» (2019) / Фото: Neon / CJ Entertainment
На съемках фильма «Паразиты» (2019) / Фото: Neon / CJ Entertainment

Наиболее явный контраст можно услышать в сценах с затоплением «нижнего города». Для богатого дома этот дождь воспринимается как моросящий, а для бедных — настоящий потоп.

Ральф Тэ-Юнг Чой«Это закон природы — вода течет сверху вниз. Дождь, падающий на богатый дом в парке, нормальный. Однако вода, стекающая в дом бедных Кимов, становится настоящим бедствием. Семья покидает богатый дом и следует за струящейся дождевой водой вниз. Звуковое оформление варьируется в зависимости от локации сцены, но сохраняется в объеме. В частности, звук струящейся дождевой воды — это метафора, которая заставляет семью Кимов еще больше отчаиваться.

Прибыв в полуподземный дом Кима, мы подчеркнули звук непрерывного дождя, который протекает через окна, в то время как обратный поток воды из туалета ясно представляет их социальный класс и рассказывает о жизни под землей. В доме ниже нормы. Ниже уровня моря.

Большинство звуков воды и дождя были записаны в Южной Корее, а также добавлены из библиотек, которые мы приобрели», — делится Ральф Тэ-Юнг Чой.

 

Саспенс через тишину

На съемках фильма «Паразиты» (2019) / Фото: Neon / CJ Entertainment
На съемках фильма «Паразиты» (2019) / Фото: Neon / CJ Entertainment

По словам Ральфа, зрители нервничают, когда не слышат громких звуков и музыки. Так и есть, ведь ухо легко адаптируется к звуковой среде и в тишине даже мельчайшие детали будут слышны. Этим-то умело и пользуются саунд-дизайнеры, чтобы пощекотать нам нервы. Тот самый воздушный тон, похожий на дуновение ветра, который сопровождает психологическое состояние персонажа, — как раз выполняет эту функцию.

Ральф Тэ-Юнг Чой«Чтобы создать странное, неприятное чувство, — говорит Ральф, — нужно использовать звуки, которые не являются естественными и знакомыми. Тогда мы будем испытывать тревогу и напряжение.

Для создания таких странных и новых звуков-тонов я использую фильтры или эквалайзеры, а затем накладываю эти спроектированные звуки друг на друга. Иногда нужно поиграть с длительностью звука — увеличить ее или уменьшить. А также добавляю „воздух“ в звук с помощью реверберации».

 

Максимальное погружение

Финальный микс был сведен в формате Dolby Atmos, так что окружающие «бедный дом» звуки разместили в боковых, задних и потолочных динамиках. Это словно поместило зрителя в дом Кимов.

Чой потратил 12 недель на фильм «Паразиты»: восемь на редактирование звука и звукозапись, две — на сведение Pre-Dub для Dolby Atmos и еще две — на финальный микс с режиссером Пон Джун Хо. «Мне нравятся все функции консоли AMS Neve DFC 3D, но мне особенно нравятся его фильтр, эквалайзер и компрессор», — говорит Чой.
 

Звуковые эффекты в фильмах Бонг Джун Хо

Погружению также способствует музыка композитора Чон Джэиль. Для того, чтобы не допустить ошибок в сведении, Ральфу Тэ-Юнг Чой была предоставлена временная музыка.

Ральф Тэ-Юнг Чой«Для сведения в формате Dolby Atmos музыкальный директор мне предоставил несколько стэмов, — уточняет Чой. — Режиссер Пон Джун Хо активно использует музыку в своих фильмах. Я был звуковым супервайзером и звукорежиссером перезаписи на всех его картинах и знаю, что он понимает ограничения рассказа истории через диалоги и звуковые эффекты. Поэтому он знает, что может донести эмоции до публики с помощью музыки.

Я считаю, что „Паразиты“ — это лучший пример того, как Пон Джун Хо использует музыку. Так что я всегда приветствую вызов режиссера и стараюсь сводить музыку с целью максимального эмоционального повествования от звука».

«Паразиты» — это первый южнокорейский фильм, получивший «Оскар» в номинациях «Лучший фильм» и «Лучший международный фильм», а также первый южнокорейский фильм, в принципе получивший «Оскар». Напомним, что режиссерская черно-белая версия картины будет в российском прокате с 8 по 15 марта.
 

 


Обложка: кадр из фильма «Паразиты» (2019) / Neon / CJ Entertainment

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *