Не спасти: бракованный звук
Плохо записанный звук – явный показатель некачественного производства. У высокобюджетных фильмов есть возможность заново выстроить весь звук с полным дубляжом и эффектами, но инди-фильмы редко могут себе такое позволить. В документалистике, особенно в интервью, если звук пропадает или искажается, такие съемки невозможно использовать. Поэтому вложитесь в звукооператора. А если вынуждены работать самостоятельно, проверяйте батарейки перед съемкой, прихватите запасные, слушайте звук в нормальных закрытых наушниках (а не во вкладышах!). Полагаться на микрофон камеры – почти всегда плохая идея, но держитесь ее, если это единственный способ записать звук для дубля. Я видела монтажеров документальных фильмов, которым пришлось использовать субтитры, хотя, конечно, это уже крайние меры.
Поправимо: небольшие проблемы с экспозицией
Цифровые технологии творят чудеса. Десять лет назад мне пришлось отказаться от использования дубля с недостаточной экспозицией, что было очень печально, поскольку это была съемка встречи на Рождество. Достижения в области цветокоррекции сейчас позволяют использовать подобные дубли. Очевидно, что намного труднее исправить сцены с избыточной экспозицией, но даже в таких случаях мы можем спасти материал, без которого обойтись нельзя.
Не спасти: плавающая экспозиция среднего плана
Моя самая большая техническая мозоль – когда оператор-постановщик меняет экспозицию среднего плана прямо во время съемки. Хотя это можно исправить с помощью установки ключевых кадров. Такая работа кропотлива и отнимет много времени. В большинстве случаев ошибок можно было избежать, немного подумав перед началом съемки. Это частая проблема для фильмов направления cinema verite, в которых команда работает быстро, не имея времени для планирования. Я была на нескольких подобных проектах, знала, что съемки трудны, но также понимала, что сцена, где экспозиция на одну или две ступени отличается от нужной, может быть исправлена позже при цветокоррекции. Часто я узнаю о том, что эпизоду будет нужна коррекция именно в тот момент, когда оператор-постановщик меняет настройки экспозиции. Можно убить полдня на то, чтобы придумать, как потом это смонтировать. Либо потратить на работу всего час, если на съемках потратили пять минут, чтобы изначально сделать все правильно. Если этих пяти минут нет, то оператору-постановщику лучше выбрать оптимальные настройки цветовой температуры и выдержки и оставаться с ними до конца. Если выходит немного темнее или светлее, чем надо, то мы после сможем поправить. Даже небольшой расфокус поддается корректировке.
Поправимо: дрожание камеры
Однажды я монтировала короткий документальный фильм о женщине, проходящей курс лечения от рака. В нем была важная сцена, где ее охватывает паника из-за опасности рецидива. Большая часть была снята друзьями режиссера, но именно для этой сцены он нанял профессионального оператора. Я не знаю, может быть, он выпил три банки энергетиков перед съемками, но кадры получились нервными, непродуманными, плохо охватывающими пространство, ни одного взгляда из-за спины. Однако само содержание было слишком сильным, отказаться от такого невозможно. Так что мне пришлось с этим работать. Я сделала глубокий вдох и принялась за дело. Идея была в том, чтобы использовать безумную природу кадров для иллюстрации панического душевного состояния главной героини. Теперь это одна из моих любимейших сцен в кино.
Не спасти: если сняли не то
Или еще просьба: «Можете добавить больше сцен с (тут было названо имя подростка-сердцееда в эпизодической роли)?» Ответ: «Простите, но нет. Их не существует – вы читали сценарий?»
Так что постарайтесь предугадать, какие кадры точно понадобятся до того, как вы доберетесь до монтажа.
Поправимо: разные мелкие неприятности
Свидетельницей другого чуда я была сама: выездной продюсер однажды вернулся со съемок интервью, и оказалось, что кадры непригодны, или мы так предполагали. Это был важный контент, мы знали, что знаменитость никогда не согласится на повторное интервью. Все выглядело так, словно проблема была в переносе данных с оригинальных карт на диски. Продюсер делал эту операцию сам. Кажется, что сначала он перенес данные на основной носитель, а во время копирования на запасной носитель установил вторую карту в основной слот. Проще говоря, дискам пришлось прыгать взад-вперед, переключаясь между чтением и записью. Из-за того, что процессор и устройство переноса выполняли много задач одновременно, в файлах появилось много случайных ошибок.
Работа в видеоредакторе Avid
Наш звездный помощник режиссера монтажа выполнил фокус (предупреждаю – далее технические подробности): «Поскольку все компьютерные методы открыть файл подразумевают попытку проверить данные по всей длине файла и загрузку его в память целиком, мы не могли открыть клип в Avid или утилите от Canon. Тем не менее, коль скоро камера не может загрузить весь файл целиком, а только пытается воспроизвести его с того места, где находится, это позволило снова загрузить файл обратно на поврежденные карты, обмануть камеру и воспроизвести отрывки с дрожанием и замираниями. «Камера» воспроизводила то, что у нее получалось прочитать, и замирала на поврежденных участках. Используя карту захвата для HD-SDI, я нажимал «запись» в Avid и «воспроизведение» на камере, получив контент в Avid таким старомодным методом».
Нэнси Новак (Nancy Novack) Монтажер. Фильмы, над которыми она работала, получили множество наград Emmy и Peabody, Dupont и George Polk. В ее фильмографии – игровые картины «Мальчишки» и «Бросок на 10 ярдов назад», а также документальные «Южные обычаи», «Ферма: 10 лет спустя» и «Когда рушатся плотины: Реквием в четырех актах». |
Источник: moviemaker.com