— (Заливается смехом) Спасибо. Вы правы на все 100%. В нашем бизнесе дело так и обстоит, чаще всего кастингом занимаются женщины. В ассоциации, в которой я работаю, подавляющее большинство — это дамы.
— Почему же вы выбрали эту профессию?
— А как становятся кастинг-директорами в Великобритании, если у них нет такого бэкграунда за плечами, как у вас? Надо закончить какое-то специальное учебное заведение?
— Хм… У меня ни разу не спрашивали об этом. Я окончил институт, где учился на экономиста. Потом работал преподавателем в обычной школе, и, кстати, этот опыт работы со школьниками очень помог мне в моей профессии.
Кастинг-директор Фрэнк Моиселл / Фото: Юлия Шиманская
Но все равно, чтобы стать серьезным кастинг-директором, вам обязательно нужно получить высшее образование. Вот, например, мои родители учились в ирландском ВУЗе, и им не удалось получить хорошее знание английского языка. Но у меня получилось. У меня две основные профессии: финансист и школьный учитель — специального образования кастинг-директора у меня нет. Но если вы спрашиваете, как в эту в наш круг попадают другие люди, то есть еще одна «лазейка» — через актерские профессии. Но это совсем другая история.
— Мы с вами встречаемся на фестивале Subtitle, где профессионалы киноиндустрии рассказывают о разных методах самопрезентации актеров — от self-tape и showreel до просто грамотно составленного резюме. Что важнее из этого набора инструментов для вас?
— Здесь надо соблюсти такой порядок презентации актера. Сначала — хорошее резюме (CV), это первый этап для артиста, чтобы его заметили. Базовая общая информация, на которую в первую очередь смотрят кастинг-директора — это ваша фотография с неким набором знаний, умений и опыта.
На фестивале Subtitle / Фото: Юлия Шиманская
Вторая ступень — это showreel, он очень важен как для артиста, так и для его работодателя. У людей разное мнение о шоуриле. Но, тем не менее, он необходим. И еще очень важно то, как его делать. Хороший showreel должен длиться около двух — максимум пять минут. Дольше его никто не будет смотреть. Поэтому нужно в эти несколько минут вложить все самое лучшее, что может рассказать об актере. Это могут кусочки ваших работ, фрагменты видеоклипов. Важно, чтобы в него входили ваши работы за последние три — пять лет. Игра с партнером — это тоже хорошо, но вы должны быть на переднем плане.
Следующий шаг — это уже self-tape. Он не менее важен, чем два предыдущих. Если вы хотите участвовать в проекте, здесь тоже нужно очень хорошо подготовиться, нужно отлично сыграть на камеру, но некоторые начинающие актеры забывают об этом. Я бы не советовал использовать технологию «селфи». Даже если вы снимаете на айфон, то ни в коем случае не держите телефон вертикально, только горизонтально.
То есть иерархия именно такая: сначала резюме и, если ваше портфолио понравится, то надо представить шоурил. Если и он понравится отборщикам, то будьте готовы к тому, что вам пришлю небольшой фрагмент сценария, сценку, которую вы должны выучить и сыграть на камеру — сделать self-tape.
Мастер-класс на фестивале Subtitle / Фото: Юлия Шиманская
— Вам не кажется, что showreel — это очень субъективная история? То есть у актера может быть сколько угодно друзей, которым виднее, в каких фильмах он особенно ярок, но он все равно выберет те фрагменты, которые нравятся именно ему самому.
— Нет, мне кажется, что хороший актер всегда знает себе цену, знает, где он хорош, а где не очень. Но все равно ему обязательно нужны люди, которым он доверяет, которые могут дать ценный совет.
— Я видел много актерских шоурилов, которые делали профессиональные монтажеры. И часто бывает так, что монтажер «заигрывается» и делает так, что сам ролик бывает важнее, чем актер в нем. Получается чуть ли не видеоклип, в котором все хорошо: мощная музыка, кадры клеятся на сильную долю — но за этой красотой не видно артиста.
— У всех разное на этот счет мнение, но я много раз говорю о том, что музыка не должна доминировать. Но, например, мне присылали видеопрезентацию, в одном из фрагментов которого девушка поет на камеру. Это можно включить куда-нибудь в конец шоурила, но все равно надо понимать, что этот ролик об артистке, а не о музыке.
Мастер-класс на фестивале Subtitle / Фото: Юлия Шиманская
— Часто случается, что вы видите шоурил или self-tape, приглашаете актера, а вдруг оказывается, что в реальности это совсем другой человек?
— Да, конечно, такое бывает.
— Я вспоминаю пример из фильма «Большой куш», где Брэд Питт играет цыгана. Ну какой из него цыган? Однако смотришь на экран и понимаешь, что лучшего цыгана не придумать.
— Действительно, это правда. Потрясающий фильм. Но вы же понимаете, что Брэд Питт — профессионал высокого класса, поэтому ему доступно такое неожиданное перевоплощение. Это называется «талант».
Мастер-класс на фестивале Subtitle. Фрэнк Моиселл / Фото: Юлия Шиманская
— Вот вы говорите, что в шоуриле артисту надо максимально раскрыться. А что делать актеру, если он традиционно играет в одном амплуа?
— Есть такие артисты. Но я в таком случае говорю, что надо использовать свое амплуа на все 100%. Лучше быть первым в своем образе, чем последним в непривычных для него ролях.
— Не могу не спросить про международные проекты. Если в одном фильме играют представители Германии, Франции, России, как тогда набирается каст? И что делать, если у русского актера обнаруживается сильный акцент: в данном случае это плохо или хорошо?
— Это не столько вопрос об актерах, сколько о времени. Раньше мы вполне могли взять на роль русского, например, болгарина, и никто бы этого не заметил. Но времена меняются. Зачем нам менять россиянина на представителя другой страны, если я вижу сейчас во время фестиваля Subtitle очень профессиональных талантливых русских актеров, которые готовы играть в британском фильме и при этом не комплексовать насчет акцента или упорно заниматься, работать над своей речью.
Мастер-класс на фестивале Subtitle. Фрэнк Моиселл / Фото: Юлия Шиманская
Я раньше этого не знал, я очень благодарен Джерри и Ричарду (Майкл Джерард МакКарти и Ричард Кук — продюсеры фестиваля в Москве — прим. tvkinoradio.ru) за то, что они привезли меня в Москву. Так как я много работаю над телесериалами, то теперь я буду знать, где мне взять настоящего сильного русского актера, а не искать человека «похожего на русского». Мне интересен аутентичный материал. Российские актеры очень легко входят в рабочий процесс и сразу понимают, как играть. Я уже сейчас собрал внушительное количество портфолио людей, которые могут мне пригодиться на моих европейских проектах. Я признателен фестивалю за то, что он показал мне прекрасных российских исполнителей. Мне они нравятся, я хочу с ними работать.