«Я — оптимист», — заявила сходу Сусанна, говоря о будущем российского киноконтента. Она отметила, что верит в потенциал российского кинематографа и в скором времени он займет лидирующее место, ведь производство уже адаптируется под новые форматы потребления.
Модератор Сусанна Альперина / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
Подтверждая свои слова, она приводит в пример выступление Константина Эрнста на NATEXPO 2019 на тему создания контента. Он рассказал, что на Первом канале будет три типа контента. Первый — классический телевизионный контент. «Телевидение будет телевидением. Да, наверное, со стареющей аудиторией. Менее толерантная, более пожилая, более спокойная аудитория будет смотреть классическое телевидение, и контент будет выстраиваться под них», — сказал Эрнст.
Второй тип — это более радикальный контент, который рассчитан для показа и в интернете, и по телевидению. Он подразумевает «более толерантную аудиторию». Это будут проекты «иногда с насилием, более откровенным сексом», но будет делаться версия для классического телевидения за счет монтажа.
Во время сессии «Российский киноконтент — производство и дистрибуция», в рамках выставки CSTB / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
Третий тип контента — только интернета. «Версия Первого канала для интернета не будет потоковой в прямом смысле вещания. Но это будет ежедневно возобновляемая система программ», — пояснил Константин Эрнст. Он также добавил, что интернет-контент Первого канала появится, скорее всего, спустя год или два, поскольку финансовые проблемы канала не позволяют его создать так быстро, как хотелось бы.
Как же изменилось производство?
Сергей Сельянов, председатель правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения, глава кинокомпании СТВ, считает, что никак. По его мнению, изменился именно контент, а не само производство. Подготовительный период, съемочный и пост-продакшн — остались без изменений.
Председатель правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения, глава кинокомпании СТВ Сергей Сельянов / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
Конечно, если говорить о развитии, то российский киноконтент значительно продвинулся: вырос общий уровень фильмов и сериалов. «Все решает вопрос индустрии. Чем она крупнее, тем больше производство меняется в своих слагаемых. С точки зрения структуры все остается на своих местах», — отметил Сергей.
Он также считает, что люди в ближайшее время все больше полюбят онлайн-кинотеатры, так как для них производится «самый горячий контент» из-за ослабленной цензуры. Это и привлекает пользователей. Еще он отметил, что на первые роли в кинопроизводстве сейчас вышел сценарист. «Сценарист, который умеет рассказывать историю зажигательно и увлекательно, — король».
Модератор Сусанна Альперина подтвердила, что история — ключевой элемент в кинопроизводстве, ведь сейчас в США даже выкупают права на экранизации статей из газет.
Основатель и соучредитель кинокомпании ArtPictures Studio, председатель совета директоров Киностудии «Ленфильм», продюсер, режиссер и актер / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
Похожей точки зрения относительно свободы придерживается и Федор Бондарчук, основатель и соучредитель кинокомпании ArtPictures Studio, председатель совета директоров Киностудии «Ленфильм», продюсер, режиссер и актер. Ссылаясь на свой текущий проект «Псих», он отметил, что снимает сериал в качестве режиссера впервые, но уже может назвать принципиальные отличия от проектов, которые предназначены для широкого проката. Обычно существуют определенные ограничения в языке, темах и других аспектах. Здесь же — совершенно иные границы творческой свободы.
Рафаел Минасбекян, генеральный директор Группы компаний ГПМ КИТ, считает, что вопреки текущим успехам и увеличению творческих свобод, достичь «зарубежных высот» своими силами довольно сложно. Он также подтвердил значимость истории и отметил: «Если сценарист — король, то шоураннер — император».
Генеральный директор Группы компаний ГПМ КИТ Рафаел Минасбекян / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
Еще Рафаел утверждает, что необходимо изменить подход к контенту, ведь зрителей «перекормили». Следует снимать «меньше, но дороже». Представитель ГПМ КИТ действительно считает, что этого результата можно достичь, если все, включая крупных игроков на рынке, договорятся.
Он также высказался относительно расходов на производство и посоветовал пересмотреть систему распределения бюджета: «Высокий бюджет нужен не для декораций, а чтобы режиссер потратил больше времени на работу с актерами. К тому же, не бывает кино без пересъемок».
Александр Котт, режиссер, сценарист и продюсер, назвал этот вопрос довольно сложным, ведь при производстве 3,5 тысяч часов киноконтента в год трудно уследить за всем. Поэтому даже 12 дней на серию иногда бывает мало. Все зависит от профессионализма команды.
Режиссер, сценарист и продюсер Александр Котт / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
Макар Кожухов, директор по контентной стратегии OKKO Entertainment/Rambler Group, предложил пробовать новые форматы, включая вертикальные фильмы. Он также поделился кейсом запуска платформы для вертикального видеосмотрения.
Директор по контентной стратегии OKKO Entertainment/Rambler Group Макар Кожухов / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
Если все участники сессии высказывали оптимистичные ожидания насчет российского киноконтента, то Влад Ряшин, основатель и генеральный продюсер кинокомпании Star Media, эту позицию не разделил. Согласно его мнению, еще рано говорить о дистрибуции российских проектов за рубежом: “Как только одна серия российского сериала будет продана за 100 тысяч долларов, тогда это можно будет назвать достойным”. А что касается российского зрителя, то Влад подчеркнул, что аудиторию нужно завлекать не специфическими форматами, а просто хорошим контентом.
Основатель и генеральный продюсер кинокомпании Star Media Влад Ряшин / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
Кто из спикеров был прав? Узнаем в ближайшие годы.
Обложка: во время сессии «Российский киноконтент — производство и дистрибуция», в рамках выставки CSTB / Фото: Екатерина Родригес Пинеда