9 февраля 2020 года пройдет 92-я церемония вручения наград премии «Оскар» за заслуги в области кинематографа. В этой статье мы расскажем об особенностях звукового оформления в фильмах-номинантах на «звуковые» премии «Оскар-2020». Кстати, если вы так и не поняли разницу между номинациями за «Лучший звук» (sound mixing) и за «Лучший звуковой монтаж» (sound editing), — приглашаем вас ознакомиться с другим нашим материалом.
«Джокер»
«Лучший звук»: Том Озанич, Дин Зупанчич и Тод Мейтленд «Лучший монтаж звука»: Алан Роберт Мюррей |
Пожалуй, самый нестандартный «супергеройский» фильм выделяется именно за счет противопоставления «кричащим» картинам, где герои в маске и плаще спасают мир. Фильм Тодда Филлипса напротив, завлекает погружением в темную атмосферу Готэма и еще более темную голову Артура Флека.
Кадр из фильма «Джокер» (2019) / Фото: Warner Bros.
Безусловно, огромную роль в звуковом оформлении играет детализированный саунд-дизайн и аккуратное сведение. Вот несколько деталей из рабочих будней команды.
«Два приятеля из магазина клоунов приходят к нему в гости. Внезапно дверь Артура издает зловещий скрип. Мы видим уже Джокера с белым лицом и пугающей внешностью. Это переходит во внезапное насилие, которое превалирует в сцене», — вспоминает Мюррей.
Нам кажется, что все хорошо — это обычный визит старых знакомых после трагедии. Однако спокойная атмосфера разваливается еще до насильственных действий Артура. Саунд-дизайнеры нам словно намекают этим звуком — сейчас что-то пойдет не так.
Сцена из фильма «Джокер» (2019)
Кстати, звукам убийства Алан выделил особую роль:
«Мы хотели добиться ужасного звука удара ножниц в глаза. И также хотели добиться реалистичного звука удара головой о стену. Я записал этот звук в своем собственном доме и при этом оставил несколько вмятин на моей стене. Поместил несколько контактных микрофонов на другую сторону стены, чтобы передать более реверберирующий звук. Также мне помог микрофон Neumann M / S, которым я пользовался последние пять лет. Мне хотелось погрузить аудиторию в этот момент ужаса и жестокости».
Именно детализация и поиск тонких звуковых фактур позволил «Джокеру» стать тихим, но жестоким и драматичным фильмом о суперзлодее.
Говоря о звуковом оформлении «Джокера», отметим музыку композитора Хильдур Гуднадоттир (Hildur Guðnadóttir), которая также писала саундтрек для «Чернобыля». Кстати, она тоже номинант премии «Оскар-2020» в категории «Лучший композитор». Ее музыка дала определенные оттенки всей звуковой картине, без которых фильм смотрелся бы иначе.
«1917»
«Лучший звук»: Марк Тейлор и Стюарт Уилсон «Лучший монтаж звука»: Оливер Тарни и Рэйчел Тейт |
Фильм, который поразил всех операторской работой, вправе удивить и замечательной работой со звуком. Например, когда вы видели, чтобы на актерах было закреплено сразу несколько микрофонов во время съемок?
На съемках фильма «1917» (2019) / Фото: Universal Pictures
«На каждом из исполнителей главных ролей было закреплено три микрофона, чтобы записать разные акценты дыхания, экипировки и шагов», — отмечает Стюарт Уилсон.
Также была проделана колоссальная работа над формированием «звукового хаоса» так, чтобы он не надоел зрителю. Однако если в «Джокере» хаос был городской, то в «1917» — военный.
«Герою непонятно, откуда летят пули, так что мы старались передать это ужасное ощущение и зрителям.
Мы также усердно работали над многослойность звуков. Это нужно было, чтобы публика не устала. После каждого крупного события мы смягчали звуковой ландшафт, чтобы затем снова его усилить, подчеркнув напряженность», — говорит Оливер Тарни.
Тарни также рассказал, почему было важно использовать раритетное оружие для записи, что также сильно повлияло на аутентичность картины и вовлеченность зрителей.
На съемках фильма «1917» (2019) / Фото: Universal Pictures
«Актеры играли настолько естественно, что было бы нелепо иметь оружие с „голливудским“ звучанием. — продолжает Тарни. — Нам повезло записать оригинальное вооружение времен Первой Мировой войны. При этом мы не хотели слишком сильно обрабатывать записи, поэтому в этих звуках есть грубая и бесхитростная честность. В 1917 году молодых и неопытных людей отправляли на „ничейную землю“ только с винтовкой и штыком. Эта уязвимость резко контрастирует с огромной мощью и весом артиллерийских снарядов».
«Однажды в… Голливуде»
«Лучший звук»: Майкл Минклер, Кристиан П. Минклер и Марк Улано «Лучший монтаж звука»: Уайли Стейтман |
«Однажды в… Голливуде» Квентина Тарантино стал, пожалуй, классическим фильмом-осмыслением творческого пути. Предаваясь романтизму, события в картине Квентина разворачиваются в 1969 году, что уже ставит сложную задачу звукорежиссерам. Например, работа над рекламными джинглами и записями того времени.
Вот, что отвечает Уайли Стейтман на вопрос, приходилось ли им перезаписывать все старые джинглы самим?
Запись звука для фильма «Однажды в… Голливуде» (2019) / Фото: Sony Pictures
«99% записей были оригинальными. Все радио- и музыкальные записи принадлежали Квентину, и он этим гордится. Режиссер лично искал архивы и нашел аудио, которые объединят этот период. Мы улучшили всего пару джинглов на станциях и время от времени исправляли радиопередачи, чтобы это имело больший смысл с точки зрения нашей временной шкалы».
Немало времени заняла и работа над записью ретро-автомобилей.
«На производстве было восемь автомобилей, которые водили главные герои, — продолжает Уайли. — Отдел транспорта дал нашей команде всего один день, чтобы записать автомобили на улице Spahn Ranch. Мы использовали пять установок для записи, но мы уложились. За день мы записали библиотеки Cadillac Coupe De Ville Рика, Volkswagen Karmen Ghia Клиффа, Porsche 911 Джея Себринга, MG TD Романа Полански, грузовика Чарли „Twinkie“ и грузовика Ford Galaxie. Creepy Crawler — автомобиль, на котором семья Мэнсонов подъезжает к дому Рика на Cielo Drive».
Запись звука автомобиля для фильма «Однажды в… Голливуде» (2019) / Фото: Sony Pictures
Однако уникальность звукового оформления не только в ретро-записях. Звуковой департамент также отлично поработал над саунд-дизайном, подчеркнув определенные звуки, тем самым создав звуковую драматургию.
«Работа над Creepy Crawler была задачей саунд-дизайнеров, — рассказывает Уайли. — Вообще у этой сцены есть несколько точек синхронизации, где звуки должны органично слиться с музыкой и диалогом. Например, когда Рик смешивает „маргариту“ и выключает блендер, вы слышите, как едет машина.
Все три наших саунд-дизайнера работали над созданием прототипа с оригинальными звуковыми фактурами, которые основаны в основном на сломанных деталях двигателя или интересных тонах и вибрациях. Обработка этих звуков и является результатом звучания этого автомобиля, который выглядит устрашающе и играет свою злую роль в фильме».
«К звездам»
Лучший звук: Гэри Ридстрем, Том Джонсон и Марк Улано |
Марк Улано, работающий над последней картиной Квентина Тарантино, также приложил руку к фильму «К звездам» с Брэдом Питтом в главной роли, однако если в «Однажды в Голливуде» главной особенностью был саунд-дизайн вкупе с ретро-звуками, то «Ad Astra» избрал другой путь.
Звук в фильме «К звездам» (2019)
«Джеймс (Джеймс Грэй — режиссер фильма, — прим. tvkinoradio.ru) говорил о реалистичном, но одновременно и психологическом подходе к звуку. Звук ставит вас на место персонажа, которому вы сопереживаете. Это был основной подход, который мы использовали для всего звукового оформления», — говорит Гэри Ридстрем, который работал в качестве звукового редактора, саундвайзера по звуку, саунд-дизайнера и звукорежиссера перезаписи.
Это сложно было воплотить, учитывая, что главный герой почти не говорит, в отличие от того же «Марсианина».
Кадр из фильма «К звездам» (2019) / Фото: Francois Duhamel / 20th Century Fox
«История на самом деле о парне, который мало разговаривает, — продолжает Гэри. — У Роя есть внутренний монолог, поэтому со звуковым ландшафтом мы делали разные вещи вроде loop-диалогов из других частей фильма. Мы хотели как можно глубже проникнуть в голову Роя».
Помимо звуков, которые выражают эмоциональное состояние главного героя, нельзя списывать креативность в создании Foley-шумов в космическом пространстве:
«В качестве записи шагов по лестнице Международной космической антенны в начале фильма я использовал тяжелые снежные ботинки и записал один трек с контактным микрофоном внутри ботинка под моей пяткой, пытаясь зафиксировать воздействие целого тела. Затем мы записали еще один трек, чтобы дать немного больше атаки и ощущения поверхности. Этот реалистичный слой был записан с помощью старого-доброго Neumann KMR81. Я чувствовал, что это более органичный подход, чем делать это за один дубль», — рассказывает шумовик Хейки Косси.
«Ford против Ferrari»
«Лучший звук»: Пол Мэсси, Дэвид Джаммарко и Стивен А. Морроу «Лучший монтаж звука»: Дональд Сильвестр |
И снова о машинах. Безусловно, для звукового департамента фильма главной проблемой была качественная запись старинных автомобилей.
«У нас были микрофоны на корпусе коробки передач и коробках передач, которые давали нам скрипы и различные внутренние звуки», — говорит саунд-дизайнер и звукорежиссер перезаписи Дэвид Джаммарко, добавляя, что они записали дополнительные классические автомобили «в качестве основы, после чего дополняли эти звуки».
На съемках фильма «Ford против Ferrari» (2019) / Фото: Merrick Morton/ 20th Century Fox
Немало проблем доставила и сцена заезда в Ле-Мане.
«Мы провели очень много времени, работая над финальным миксом заезда в Ле-Маном. Мы экспериментировали с балансом адреналина и азарта в гонках и спокойными частями. Нам нужно не только не перегружать аудиторию, но и поддерживать интерес и звуковую перспективу, в конечном итоге достигая кульминации», — поясняет Пол Мэсси.
Не обошлось и без экспериментов при записи диалогов.
«Мы закрепили петлички DPA 60 как на актерах, так и на машинах, хотя обычно такие микрофоны не используют для диалоговых сцен. Они нужны для записей, где окружающий шум достигает уровня шума реактивного двигателя, но из-за того, что автомобили были слишком громкими, этот микрофон идеально подошел», — уточняет Стивен А. Морроу.
«Звездные войны: Скайуокер. Восход»
«Лучший монтаж звука»: Мэтью Вуд и Дэвид Аккорд |
Легендарная киноэпопея подвела определенную черту с выходом последнего большого эпизода. Очевидно, что в таком фильме есть место, где развернуться саунд-дизайнеру. Вот, например, как Мэтью и Дэвид нашли звуки для разрушенной «Звезды Смерти».
«Мы просто начали записывать все внутри контейнеров, чтобы передать атмосферу этого очень естественного, металлического, жуткого звука, — рассказывает Дэвид Аккорд. — Это звучало идеально для данной сцены».
Также настоящим вызовом стал поиск новых звуков во вселенной «Звездных войн». Специалистам приходилось оглядываться на работу знаменитого звукорежиссера Бена Бертта, который создал многие из иконических звуков оригинального фильма.
«Если мы собирались создать новый звук истребителя TIE, то сперва мы изучали рецепты Бена, а уж затем делали это, добавляя свои ингредиенты», — продолжает Дэвид.
Кадр из фильма «Звездные войны: Скайуокер. Восход» (2019) / Фото: Disney
Смерть Кэрри Фишер в 2016 году также стала проблемой, поскольку специалистам нужно было «дать голос» персонажу. Для этого Мэтью Вуд изучил неиспользованные кадры и отрывки из предыдущих фильмов. Из них и были собраны реплики, которые прозвучали в фильме.
«Мы использовали записи из эпизодов „Пробуждение силы“ и „Последний джедай “, а также закулисные кадры, которые у нас были. Это сложно, но мы чувствовали, что хотим сделать это хорошо, чтобы отдать свою дань уважения Кэрри Фишер», — отмечает Мэтью.
Источники:
- hollywoodreporter.com,
- asoundeffect.com,
- indiewire.com,
- asoundeffect.com,
- medium.com/@enhancedmedia,
- filmmakermagazine.com,
- asoundeffect.com,
- medium.com/@enhancedmedia,
- goodmorningamerica.com,
- asoundeffect.com,
- motionpictures.org.
Обложка: запись звука автомобиля для фильма «Однажды в… Голливуде» (2019) / Sony Pictures