На фестивале кино виртуальной реальности EMC VR Film Festival / Фото: Виктор Вытольский
Тем приятнее, что Россия в целом и Москва в частности если и не впереди планеты всей, то уж точно — «в тренде». Первый фестиваль кино виртуальной реальности EMC VR Film Festival прошел в Москве с 17 по 19 июня. За три дня его посетило более 1800 зрителей, которые на протяжении 30 сеансов смогли увидеть 35 художественных и документальных фильмов со всего мира.
Мы побывали на мероприятии, поговорили с его организаторами и посетителями, но главным нашим собеседником стал идейный вдохновитель и программный директор EMC VR Film Festival Георгий Молодцов:
Георгий Молодцов, программный директор EMC VR Film Festival / Фото: Виктор Вытольский
— Во всем мире кинофестивали в формате 360° существуют в виде побочных программ или маленьких внеконкурсных показов. Отдельных фестивалей с самостоятельной программой, куда люди могли бы приходить на сеанс как в обычный кинозал и вместе смотреть одно и то же кино, практически нет. Есть кинофестивали, в которых эти экспириенсы идут сами по себе — то есть каждый приходит и самостоятельно включает какой-либо фильм. Мы же решили сделать кинофестиваль, соединив традиционную форму киноискусства фестивального формата с технологической возможностью одновременного показа, — рассказал директор фестиваля.
Георгий Молодцов, программный директор EMC VR Film Festival / Фото: Виктор Вытольский
По его словам, программа мероприятия собрана из трех основных блоков. Первый — международная панорама, это 12 фильмов, сделанных крупнейшими студиями: ZDF, ARTE, VRSE, Baobab и так далее. Это картины, «засветившиеся» на международных фестивалях и представляющие собой «верхушку айсберга» VR-кино, наиболее известную людям в индустрии.
Отдельно сформирована конкурсная программа из 18 фильмов международных и российских независимых студий. Здесь представлены действительно интересные картины и решения, многие из которых созданы известными и успешными режиссерами игрового кино в рамках израильской лаборатории VR-кино под менторством нашего собеседника. Они сняли эти фильмы в течение полутора месяцев и в мае представили их в израильском павильоне Каннского фестиваля. Одна из работ даже попала во внеконкурсную программу «Next».
На фестивале кино виртуальной реальности EMC VR Film Festival / Фото: Виктор Вытольский
Третья программа включает в себя фильмы, снятые в рамках студенческой лаборатории Московской школы кино. У ее участников было всего 2,5 недели на съемки и неделя на завершение фильма. По словам Георгия Молодцова, в итоге получись очень любопытные работы с яркими творческими решениями, им удалось сферически осмыслить пространство вокруг камеры и эмоционально погрузить в него зрителя за счет сюжета и истории. 29 июня окончательные версии этих работ будут представлены в МШК, тогда же будут подведены итоги конкурсной программы фестиваля.
На фестивале кино виртуальной реальности EMC VR Film Festival / Фото: Виктор Вытольский
Современные «очки виртуальной реальности» могут быть построены на базе разных технологий. Наибольшее распространение в последнее время получили решения, состоящие из смартфона, отвечающего за демонстрацию видео, и специальных очков, создающих требуемый 3D-эффект за счет раздельного показа изображения для каждого глаза. При большом количестве плюсов в случае массовой демонстрации VR-фильмов у такого варианта есть один большой минус — сложность синхронизации воспроизведения на каждом из устройств.
На фестивале кино виртуальной реальности EMC VR Film Festival / Фото: Виктор Вытольский
Техническая система фестиваля была построена на базе проекта VR-Cinema российской VR-лаборатории «Interactive Lab», разработанного для презентации известного автомобильного бренда. Весь просматриваемый на фестивале контент изначально был загружен на каждый телефон, далее удаленно — через сервер подавалась команда на синхронный запуск того или иного файла. Звук транслировался через колонки, расположенные в зале. Таким образом, все зрители начинали смотреть фильм одновременно.
На фестивале кино виртуальной реальности EMC VR Film Festival / Фото: Виктор Вытольский
Кроме того, система VR-Cinema способна вести удаленный контроль над температурой и уровнем заряда батарей телефонов, чтобы заранее предупредить о перегреве смартфона или необходимости поставить его на зарядку. В качестве очков виртуальной реальности использовались устройства Samsung Gear VR. Частые паузы между показами обусловлены тем, что телефоны необходимо было подзаряжать, а также давать им «отдохнуть», чтобы избежать перегрева. Тем не менее, технические сложности не испугали организаторов — им удалось осуществить самый массовый одновременный VR-кинопросмотр в России с участием 62 зрителей. Причем все просмотры были бесплатными — чтобы попасть на них, необходимо было просто зарегистрироваться.
На фестивале кино виртуальной реальности EMC VR Film Festival / Фото: Виктор Вытольский
Между просмотрами мы «поймали» вечно занятого оргвопросами программного директора фестиваля и смогли задать ему несколько вопросов.
— Многие фестивали декларируют для себя некую цель, а иногда даже — миссию. У вас есть такая? Например, «заставить всех отказаться от классического кино и перейти в VR»?
— Наш проект помогает популяризировать VR среди массовой аудитории. Обычно такие мероприятия проходят в рамках закрытых коммерческих маркетинговых презентаций, куда людей приводят, чтобы они потом что-то купили. Здесь же мы хотели просто показать возможности виртуальной реальности, развлечь и увлечь зрителя кино будущего — таким, каким оно будет выглядеть буквально через несколько месяцев или лет, в зависимости от того, насколько быстро эта технология придет к нам.
Георгий Молодцов, программный директор EMC VR Film Festival / Фото: Виктор Вытольский
У всех у нас есть телефон, все что нужно — это очки, которые сейчас может позволить себе каждый. Но как в свое время кино не убило театр, а телевидение не убило кино, VR — это новая ниша того, как человек себя развлекает, куда погружается и получает новые эмоции. Наша цивилизация развивается, нам необходимо больше адреналина, больше соучастия и вовлечения. VR — это просто ответ на этот внутренний человеческий запрос: быть глубже в том, что происходит вокруг тебя, там где ты не можешь присутствовать.
— Вы не только показываете VR-кино, но еще и снимаете его. Расскажите немного о технической стороне вопроса: какая техника используется для создания 360° фильмов?
— Съемка 360° может осуществляться «полукустарным» способом или профессиональным. На данный момент в мире очень мало технологических решений, которые бы позволяли получить универсальные изображения высокого качества. Сейчас все варианты — это такие компромиссы, где нужно лавировать между размером камеры и качеством материала на выходе. Либо камера состоит из множества объективов, смотрящих в разные стороны и имеющих перехлестный материал друг с другом, что позволяет сшить их в единую сферическую проекцию. Либо это большая камера с более высоким качеством изображения, но имеющая проблемы на швах.
После того, как сферическое изображение снято, вы собираете этот материал в специальной программе, которая сшивает его в сферу, а затем, используя очки виртуальной реальности и обычный монтажный монитор, собираете этот материал в историю. Любопытно, что насыщенность сферического изображения настолько высокая, что достаточно 20–30 минут просмотра, чтобы полностью погрузиться и испытать такое же количество информационного обогащения, как и в обычном полнометражном фильме.
На фестивале кино виртуальной реальности EMC VR Film Festival / Фото: Виктор Вытольский
Тем временем, фестиваль продолжал свою работу — настало время и нам приобщиться к миру кино в формате 360°. Когда дело касается высоких технологий и различных технических решений, очень часто кинематографисты увлекаются зрелищностью и забывают о драматургии. Так, после появления дешевых моделей коптеров на рынке, YouTube и Vimeo заполонили кадры с видовыми кадрами, снятыми с высоты и не несущими какой-либо глубокой смысловой нагрузки.
Однако наши опасения относительно VR развеялись после того, как мы посмотрели несколько фильмов из фестивальной программы. Так, например, в документальном фильме «Переселенцы» (The Displaced), созданном компанией VRSE совместно с ООН для привлечения средств на сборы гуманитарной помощи для беженцев, сферическое пространство камеры действительно драматургически оправдано, позволяя зрителю оказаться на месте героев и испытать на себе, все то, что они чувствуют.
На фестивале кино виртуальной реальности EMC VR Film Festival / Фото: Виктор Вытольский
Мы присоединились к зрителям и решили на себе опробовать погружение в мир виртуальной реальности. После того как все надели очки, черный экран смартфона неожиданно сменился на анимационное изображение мультфильма «Вторжение» (его снял режиссер «Мадагаскара» Эрик Дарнелл). Забавная короткая история про кролика и вторжение инопланетян помогла акклиматизироваться в мире VR, после чего другие короткометражки не казались такими уж странными.
Если не обращать внимания на разное качество представленных фильмов, ограниченное разрешением экрана гаджетов и возможностями VR-камер, мы столкнулись только с двумя проблемами: у меня неожиданно от перегрева отключился смартфон, а у нашего фотографа — запотели стекла в очках. Но нам оперативно помогли волонтеры фестиваля, которые ходили между зрителями и моментально «приводили в чувство» всю аппаратуру. Возраст зрителей колебался от 10 до 60 и выше — и дети и бабушки с энтузиазмом надевали очки, чтобы погрузиться в другое измерение.
На фестивале кино виртуальной реальности EMC VR Film Festival / Фото: Виктор Вытольский
Нам новый опыт понравился, но делать выводы о перспективах VR-кино только на основе собственных впечатлений мы, конечно же, не могли. Потому решили задать паре зрителей простейший вопрос, который обычно задают друг другу люди после совместного просмотра кино: «Ну, как вам?»
Екатерина Абрамова, зритель: «Очень непривычно, когда зависаешь над картинкой — видишь одновременно вверх и вниз, обзор на 360 градусов. После того как снимаешь очки, нужно немного времени, чтобы привыкнуть к реальности. Если бы в кадре было движение, то думаю, я давно бы вылетела со стула. Если появятся фильмы в таком формате, фантастические или документальные, было бы очень интересно посмотреть их дома в очках».
На фестивале кино виртуальной реальности EMC VR Film Festival / Фото: Виктор Вытольский
Евгения Лаврова, зритель: «Я бы не сказала, что такое кино легко смотреть. Даже спустя полчаса просмотра голова кружится от переизбытка впечатлений. Потому что такое ощущение, что ты находишься буквально на месте событий. Да, это очень здорово, я думаю в будущем это применимо где-нибудь в медицине — при работе с симуляторами, обучении оперированию. Или, например, работе со сложными механизмами. Это очень интересная тема. Я не в первый раз вижу подобное кино, об этой технологии уже давно слышала. Первый раз шлемы VR увидела на выставке роботехники в Сокольниках, там они были представлены даже в продаже. Было бы здорово купить такое устройство себе для дома. Но, конечно, долго в нем фильмы не просмотришь, это тяжело».
Очевидно, что мы не сразу привыкнем к кино в формате 360°, но по статистическим подсчетам зрительский интерес к VR уже достаточно высок. По словам Анастасии Аниченковой, менеджера по маркетингу EMC — IT-гиганта, выступившего в качестве соорганизатора EMC VR Film Festival, VR уже обгоняет технологию 3D:
Анастасия Аниченкова, менеджер по маркетингу EMC / Фото: Виктор Вытольский
— Что касается сегмента VR, то только за декабрь 2015 года люди загрузили 18 петабайт данных, это гигантский объем, который растет в геометрической прогрессии и, по мнению аналитиков, он увеличится как минимум в 60 раз. Это свидетельствует о том, что индустрия VR уже вышла за пределы традиционных Adopters сфер, таких как игровая и развлекательная. Сейчас VR используется уже везде — в школах (например, на уроках об окружающем мире), в медицине (при обучении хирургов), в космической сфере, строительстве и так далее.
Известная аналитическая компания «Голдман Сакс» оценивает аудиторию VR-индустрии минимум в 24 млн. пользователей, что позволит одной киноиндустрии извлечь чистой прибыли в 750 млн. долларов. Сейчас VR — это пока роскошь, хотя как технология она гораздо дешевле 3D и всего остального. Одним из доказательств того, что VR победит является то, что уже технология доступна рядовому пользователю в отличие от 3D.
На мой взгляд, Россия, c достаточно хорошо развитыми IT, с талантливыми программистами и режиссерами может иметь преимущества в этой сфере. Когда мы беседовали с международными экспертами по VR-кино, некоторые из них говорили, что документальная съемка и кинематографические приемы, свойственные российскому кино, очень хорошо подходят под формат VR. Поэтому я искренне надеюсь, что помимо бизнес-сегментов, VR будет развиваться и в сфере искусства.