Мастер: Гай Ричи

Гай Ричи
Гай Ричи, режиссер
 

Мир криминала

Мастер: Гай Ричи / Мир криминала

По словам самого Гая Ричи, фильмом, определившим его судьбу, является «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид» — стилизованный вестерн о двух легендарных бандитах Дикого Запада с обилием драк, перестрелок, погонь и с зашкаливающей крутостью Пола Ньюмана и Роберта Рэдфорда. Ричи взял на вооружение многие элементы этой картины, и прежде всего — криминальный мотив. Его героями становятся преступники самого разного калибра, от уличной шпаны до крупных мафиози и от цыган до русских олигархов. Правда, если на раннем этапе творчества Ричи был поглощен механизмом разборок внутри криминалитета, то начиная с «Шерлока Холмса» режиссер меняет фокус и делает своими героями тех, кто борется с «плохими парнями»: сыщиков и шпионов. В последних фильмах Ричи продолжает отдавать дань уважения «Бучу Кэссиди и Санденс Киду», делая истории в формате «бадди-муви» — бороться со злом сподручнее в тандеме.

 

Мозаичная драматургия

Мастер: Гай Ричи / Мозаичная драматургия

Гая Ричи многое роднит с Квентином Тарантино, вплоть до того, что британца называют «копипастой» своего американского коллеги. Сходства, прежде всего, касаются подхода к драматурги. Как и у Тарантино, большая часть картин Ричи — это многофигурные действия с несколькими пересекающимися сюжетными линиями. Отличие, пожалуй, состоит в том, что у Ричи разные истории собираются в единую конструкцию не столько благодаря отдельным сквозным элементам, сколько косвенно влияя друг на друга на протяжении всего повествования. По этой же причине у Тарантино нелинейную историю постфактум не так трудно выстроить в хронологическом порядке. У Ричи же перекрестный монтаж обрывков сюжетов, флэшбеков и флэшфорвадов эту задачу затрудняет. И хотя режиссеру не раз ставили в упрек некоторую невнятность историй, сам он, по крайней мере в ранних картинах, очевидно этого не смущался, ведь в том и заключалась его задача — воссоздать на экране хаотичное состояния мира.

 

Визуальная стилистика

Мастер: Гай Ричи / Визуальная стилистика

Подобно Дэвиду Финчеру, Майклу Бэю и некоторым другим режиссерам, пришедшим в кино в 90-е годы, Гай Ричи начинал со съемок рекламных роликов и музыкальных клипов. По собственным словам он воспринимал этот опыт, как способ приобрести необходимые практические навыки. В итоге виртуозное владение азбукой приемов, типичных для клипов и рекламы, определило визуальную эстетику фильмов Ричи. Можно выделить несколько излюбленных техник режиссера (сигментированный экран, рапид, параллельный монтаж), но скорее стоит говорить о целом комплексе инструментов, которые он использует подобно жонглеру. 

Характерным примером может служить сцена игры в покер в дебюте «Карты, деньги, два ствола». Ритмично сменяющиеся кадры длинной в 1-3 секунды сняты то статичной, то панорамирующей камерой, при этом пропорции объектов в кадре искажены. Динамика действия подчеркивается рапидом, цейтрафером и стоп-кадрами. Для передачи смятения проигравшегося героя используется резкий переход на крупный план, контра-зум, деформирующий фон, технология крепления камеры на актера body mount, многократная экспозиция и под занавес ракурсная съемка. 

Другой яркий пример — открывающая сцена «Большого куша». Сочетая разные техники монтажа — джамп-кат, клиповый монтаж, визуальное совпадение, стоп-кадр — и работы камеры — съемка с рук, зум, ракурсы — режиссер не только получает динамичный изобразительный ряд, но и умудряется всего лишь в две минуты уместить экспозицию, завязку и вступительные титры. Титрам, кстати, Ричи вообще уделяет особое внимание, делая их почти в каждом фильме самостоятельным и, что большая редкость, увлекательным эпизодом. 

Любопытно, что сложный комплекс приемов, с помощью которых будет решена сцена, как правило, формируется Ричи инстинктивно прямо на съемочной площадке. Сам режиссер говорит об этом процессе так: «Я твердо верю, что нервничать заранее по поводу того, что тебе предстоит снимать, — крайне плохая идея. Я никогда не знаю, что мы будем снимать в тот или иной съемочный день, тридцати секунд хватает, чтобы сориентироваться. Человеческий мозг так устроен: он включается здесь и сейчас. Это подход к режиссуре, который я давно исповедую, — в нем минимум стресса и максимум ощущения момента».

Яркий пример такого спонтанного подхода можно найти в «Рок-н-ролльщике». Из-за инфекции дыхательных путей у Джерарда Батлера Тэнди Ньютон не рискнула сыграть с ним чувственную любовь, поэтому в день съемок было решено снять материал таким образом, чтобы потом нарезать его в клиповой стилистике. В итоге получилась одна и самых запоминающихся, хотя и коротких постельных сцен в истории кино.

 

Комментарий за кадром

Еще один из любимых приемов Ричи касается звукового решения. Режиссер часто сопровождает действие закадровым комментарием одного из участников действия. Инструмент, который традиционно считается спорным и нежелательным, Ричи использует как смыслообразующий. Во-первых, с его помощью устанавливается особая доверительная атмосфера разговора со зрителем — далекий от идеала герой невольно вызывает симпатию, откровенно рассказывая о своем горьком опыте и переживаниях. Во-вторых, с помощью закадра действие приобретает субъективный характер, а значит открываются широкие возможности для стилевых изысков и допуска каких угодно условностей. Ну а кроме того, голос рассказчика служит связующей нитью между фильмами Ричи и классикой криминального жанра, где этот прием использовался особенно удачно, вроде «Леди из Шанхая», «Обнаженного города» или «Бульвара Сансет».

 

Поэзия лондонских улиц

Мастер: Гай Ричи / Поэзия лондонских улиц

Из всех кинематографистов нового тысячелетия Гая Ричи, пожалуй, можно назвать главным певцом красот британской столицы. Впрочем, «красоты» — несколько не то слово. Ричи мало интересуют традиционные панорамные виды Вестминстерского дворца или Тауэрского моста (хотя куда же без них?). Его стихия — окраины Лондона, злачные кварталы Ист-Энда, грязные улочки и подворотни, прокуренные пабы и ночные клубы, в общем, рассадники всё того же криминала. У полумаргинальных героев на подобном фоне просто нет вариантов жить иначе. Не случайно не столь важно время действия — наши дни, викторианская эпоха, свингующие 60-е — проходящее сквозь годы визуальное сходство локаций лишний раз подчеркивает крепость традиций местного криминального мира. 

 

Мачизм

Мастер: Гай Ричи /  Мачизм

Криминальная тематика накладывает и ещё один отпечаток на фильмы Ричи — в них исследуются разные грани мужской природы и места женщинам почти не остается. В то время как количество мужских персонажей обычно исчисляется десятками, героинь может быть не более двух-трех. Причем назвать их представительницами слабого пола язык не поворачивается — право на существование во вселенной Гая Ричи женщины имеют лишь постольку, поскольку играют по правилам брутального мира мужчин. Наиболее отчетливо эта концепция выражена, как ни странно, в «Унесённых» — единственной, причем провальной, мелодраме режиссера. Попав на необитаемый остров, простой рыбак учит выживанию гламурное кисо в лице Мадонны, щедро раздавая ей пинки и затрещины. 

 

Больно и смешно

Мастер: Гай Ричи / Больно и смешно

Еще одна черта, которая роднит Ричи с Тарантино — обилие насилия, окрашенного в комические тона. Режиссер, конечно, не заливает экран кровью, но, тем не менее, многим из его героев приходится пострадать. Шоковый эффект Ричи предпочитает смягчать с одной стороны оправданностью наказания, то есть персонаж, получающий увечья, как правило, их заслуживает. С другой стороны даже в самую удручающую ситуацию автор добавляет долю юмора. Например, в «Рок-н-ролльщике» русские гангстеры, собирающиеся устроить экзекуцию Джерарду Батлеру, выглядят прежде всего нелепо, а уж потом устрашающе. Отдельным пунктом стоит выделить пристрастие режиссера к рукопашным боям. Ричи, мастер карате, дзюдо и джиу-джитсу, знает в этом толк как никто другой в мире кино. Лучшее подтверждение — сцены на ринге из «Большого куша» или «Шерлока Холмса»

 

Музыка кокни

Фильмы Гая Ричи ни в коем случае нельзя смотреть с закадровой озвучкой или тем более в дубляже (если только вы не фанат Гоблина) — вы рискуете лишиться как минимум половины удовольствия. Дело в том, что воссоздавая панораму жизни лондонского дна, режиссер уделяет огромное внимание языку героев. Большинство из них общается на различных диалектах кокни или, за счет иностранного происхождения, говорит с ужасающим и презабавным акцентом. Вдобавок и те и другие щедро разбавляют речь нецензурной лексикой («Большой куш» входит в топ самых матерных фильмов в истории). Как и Тарантино, Ричи любит накручивать пространные диалоги, которые зачастую не имеют никакого отношения к сюжету, но, уподобляясь музыке, ценны сами по себе. Между прочим, не в последнюю очередь благодаря лингвистическим увлечениям Ричи сложились кинокарьеры Ника Морана, Джейсона Стэйтема и Винни Джонса (двое последних — непрофессиональные актеры, пришедшие из спорта). Ричи привлек их в «Карты, деньги, два ствола», поскольку они были своими в Ист-Энде и прекрасно владели кокни.    

 

Меломания

Гай Ричи, как и, например, Мартин Скорсезе или Уэс Андерсон, принадлежит к числу режиссеров-меломанов. В каждой его картине звучит десяток хитов, моментально оседающих в памяти. Причем вкус Ричи не знает границ: он использовал песни таких разные исполнителей, как Джеймс Браун, Oasis, The Clash, Лу Рид, The Stooges, Massive Attack, конечно же, Мадонна, но, что особенно приятно, Сектор Газа. Порой дает о себе знать и клипмейкерское прошлое Ричи — некоторые сцены режиссер целиком решает как музыкальные клипы, например, сцена в баре из «Карты, деньги, два ствола» выстроена под хит E-Z Rollers «Walk This Land». «Музыкальное сопровождение было ключевым элементом фильма. Мне кажется, в некоторых сценах музыка задавала тон, и все действия были подчинены ей», — говорит режиссер об аранжировке Дэниэла Пампертона к «Агентам А.Н.К.Л.», и эти слова применимы к любой картине Ричи.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *