На телеканалах вас никто не ждет
Снимают сериалы и кино не каналы и не кинотеатры. Снимают телестудии, продакшн-компании – смысл везде один и тот же. Это фирмы разного калибра, разных мощностей, разных финансовых возможностей, но они все они занимаются одним делом – производством контента. Вот в эти студии вам и надо идти.
Как найти подходящую продакшн-студию
Но если вы думаете, что на студии вас готовы встретить с распростертыми объятиями, здесь вы тоже ошибаетесь. И там вас не ждут. Сходите на любой форум, пресс-конференцию или круглый стол, посвященные сценаристам. Вас будут упорно уверять, что всем нужны хорошие идеи и красивые сценарии. Однако, поговорите с этими же людьми в частном порядке без микрофонов, вас ждет большое разочарование. Вы никому не нужны.
Возникает закономерный вопрос: зачем продакшн-студии говорят одно, а по факту выходит кардинально противоположная ситуация? Все дело в том, что в России существует огромное количество людей, профессионально пишущих сценарии на хорошем русском языке и зарабатывающих на этом вполне реальные деньги. По разным оценкам, их от нескольких сотен до трех–четырех тысяч. Они знают все продакшны, регулярно там пасутся и заваливают продюсеров различными заявками.
Что писать
Сериалы бывают двух типов: небольшие и длинные. Это, конечно, неправильные названия, но точно передающие смысл и классификацию. Минисериалы – это, как правило, продукт до 24 серий. Это или вертикально-горизонтальные, или жестко горизонтальные сюжеты. То есть линейная история с одними и теми же героями, которая начинается в первой серии и заканчивается в последней. Или как «Нюхач» или «Доктор Тырса»: это небольшой сериал, где есть горизонтальная арка, но в каждой серии раскрывается одно дело или существует один законченный сюжет. Такие минисериалы – самые лакомые и вкусные как для сценаристов, так и для продашн-компаний. Написание одной серии может стоить от 150 тыс. до 400 тыс. рублей, а вместе с гонораром, почти наверняка, такой проект принесет вам славу, почет, эфиры на главных каналах в прайм-тайм и «ТЭФИ». Но история не знает случаев, когда начинающий сценарист сразу пишет минисериал и тут же попадает в обойму элитных писателей.
Поэтому если вы хотите освоить эту профессию, то у вас есть шанс зайти в бизнес с другого конца. А именно через длинные сериалы. Это, чаще всего, какая-то мелодраматическая история, серий на 700, или вертикальная задумка, которая продолжается более 40 – 50 серий (по нынешним временам это довольно долго) и благосклонно принимается публикой. Структура подразделений на таком проекте действует следующим образом: есть главный автор (или тот, кто придумал идею). В случае если это лицензионный продукт, то это один сценарист, который отвечает за российскую адаптацию зарубежного формата.
На такие сериалы нанимают много людей со стороны, которые пишут отдельные эпизоды. Туда попасть значительно проще, чем на минисериалы. Но и денег там меньше. От 20 – 25 тысяч за эпизод для дневных докудрам, типа «Не ври мне» или «Семейные тайны», до 80 – 120 тысяч за часовой эпизод в праймовой линейке («часовым эпизодом» на языке сценаристов называется серия, длящаяся от 46 до 52 минут, не считая рекламы. – Прим. tvkinoradio.ru).
Работа на таких длинных проектах не проще, чем на минисериалах, но, как уже было сказано, оказаться в них легче, потому что для таких сериалов характерна постоянная текучка сценаристов из-за небольших гонораров. Для старта это отличный шанс, но долго работать в таких телешоу практически невозможно.
Дорожите связями с большими авторами
Существуют ситуации, когда основной сценарист пообещал заказчику 24-серийний скрипт, но по разным причинам не успевает и тогда зовет на помощь своих друзей, чтобы те написали пару эпизодов. Для этого вам нужны хорошие связи, которые не так просто найти.
Что вам не надо делать и чего стоит бояться
Второе. Будьте готовы к тому, что на основе заявки вас могут пригласить на собеседование. Но вы должны понимать, что вас ожидает совершенно иной вариант развития событий, чем вы себе это представляли. Банальная кража заявки продюсерами – это довольно распространенный случай. Если у вас блестящая идея для сериала, то почти гарантировано, что у вас её своруют, и вы об этом узнаете в последнюю очередь. Есть определенные способы защиты от этого, но всё это от лукавого, потому что идеи и заявки в России законом никак не защищены.
Самый распространенный способ защиты – это посылка из главпочтамта со штампом, указывающим дату, на ваш домашний адрес. В этом случае, получив конверт, вы не должны его вскрывать до критического случая, иначе ваш сценарий в суде может стать сфабрикованной уликой. Считается надежным способ выкладывания ваших текстов на различные профильные сайты, но варианты мошенничества в таких случаях очень велики.
С идеями же всё еще хуже. Если она понравится, то ее тут же могут дать писать другим авторам. Вы никогда не сможете доказать, что вы это придумали. Причем это не только российский случай, такое происходит во всем мире, включая Голливуд (в США, конечно, все немного проще. Там авторы не ходят по продакшнам, вместо них просителями оказываются агенты и юристы).
Пишите и читайте
В Америке это нормальная практика, когда молодой сценарист, вышедший из соответствующего учебного заведения, пишет несколько лет «в стол». Создав 30 – 40 сценариев, из которых, дай бог, один окажется более-менее вменяемым и интересным для продюсеров, вы сможете начать свой профессиональный путь.
Будьте внимательны. Будьте бдительны. Профессия сценариста телесериалов – это не санаторий, совершенно точно. Это очень жесткий конкурентный бизнес, как и любое дело, в котором крутятся большие деньги.
Удачи!