Образ: от психов до скромняг
Кадр из фильма «Джокер» (2019) / Фото: Warner Bros.
Хоакину Фениксу удалось избежать актерского проклятья, которого он опасался в начале творческого пути — за ним не закрепилось устойчивого амплуа, он не стал актером одного образа и тем более актером одной роли. Если оглянуться на его фильмографию (чуть больше тридцати полнометражных картин), то она впечатляет своим разнообразием, обилием перевоплощений и диапазоном. И, тем не менее, ряд характеристик, роднящих многих его героев все-таки выделить можно.
Прежде всего, Фениксу отлично удаются персонажи с психическими расстройствами: это работы и в «Джокере», и в «Мастере», и в «Гладиаторе». В подобных ролях выражается экспрессивная, бурная, жесткая, надломленная, подчас зловещая сторона дарования Феникса. Рука об руку с такими лентами идут роли характера скорее эксцентричного, например, во «Врожденном пороке» или «Тебя никогда здесь не было».
Сцена из фильма «Гладиатор» (2000)
Но есть в его фильмографии и образы противоположные, где актер тих, интеллигентен, мягок, скромен и нежен. Ярчайший пример — роль в драме «Она». Впрочем, и тут присутствует характерный для Феникса мотив одиночества, аутсайдерства, внутренней неустроенности и депрессивности.
Сцена из фильма «Она» (2013)
Метод Станиславского
Феникс не любит разводить пафос вокруг своих ролей и о подготовке к ним говорит с подозрительной легкостью: «Я просто читаю сценарий, перекидываюсь несколькими фразами с режиссером, выхожу на площадку и делаю свою работу. И так каждый раз». Честно говоря, звучит не очень-то убедительно, с учетом того, что о тщательности его подготовительных действий ходят легенды.
Любопытно, что Феникс не имеет специального актерского образования и не верит в популярный в Голливуде актерский «метод», основанный на осовремененной версии системы Станиславского. Но по факту работает он именно в этом русле. Причем с редкой самоотдачей.
Кадр из фильма «Джокер» (2019) / Фото: Warner Bros.
Феникс отмечает, что создавая новый образ, стремится уйти от себя, трансформироваться: «Я актер. И моя работа заключается в том, чтобы становиться тем, кем я не являюсь». Дистанцируясь от личных особенностей, он примеряет на себя иной голос, интонации, походку, жесты, осанку, мимику. Через подобные тонкие нюансы актер и рассказывает историю своего персонажа. Приведем несколько примеров.
В фильме «Переступить черту» Феникс играет легендарного кантри-исполнителя Джонни Кэша. Не имея, казалось бы, со своим прототипом особых внешних сходств, Феникс сумел достоверно воплотить музыканта, не только копируя его манеру пения и характерные мимику и жесты. Он также не расставался с гитарой (на которой специально для фильма научился играть), а на площадке перестал откликаться на собственное имя, реагируя только на инициалы Кэша J.R. Такова была глубина вживания Феникса в образ.
Сцена из фильма «Переступить черту» (2005)
За год до «Переступить черту» он снялся в картине о пожарных — «Команда 49: Огненная лестница». Для роли здесь актер поступил в Балтиморскую пожарную академию, прошел необходимые тренировки, изучил изнутри все тонкости опасной профессии, закончил обучение и даже какое-то время ездил на вызовы с отрядом пожарных и участвовал в тушении.
Для драмы «Не волнуйся, он далеко не уйдет» Феникс не только изучал все о своем герое, парализованном карикатуристе Джоне Каллахане, но и узнал детали его восстановления в реабилитационном центре, что позволило «разработать своеобразную хореографию движений». При этом отдельной сложностью было научиться ловко передвигаться на инвалидном кресле и, как ни странно, лежать.
Трейлер фильма «Не волнуйся, он далеко не уйдет» (2018)
Вспомним и про Джокера. Да, Феникс проигнорировал комиксную мифологию своего героя, зато он тщательно исследовал его характер: судьбы пациентов с психическими нарушениям и даже литературу о расстройстве, вызывающем неконтролируемые приступы смеха. Этот смех, кстати, был одной из наиболее сложных задач для актера — чтобы «найти» несколько его разновидностей и воспроизвести их, Феникс изучил десятки видео о людях с синдромом Туретта и потратил несколько месяцев на репетиции.
Но, пожалуй, самым масштабным и экстравагантным опытом погружения в роль для Феникса стало мокьюментари «Я все еще здесь». В этом фильме он играл самого себя. Но, скажем так, иную версию себя. Актер публично заявил об уходе из кино и старте карьеры хип-хоп исполнителя, отрастил бороду, приобрел специфическую бубнящую манеру речи и малоадекватное поведение. В таком состоянии Феникс провел полтора года, после чего признался, что это был лишь образ для экспериментальной картины.
Сцена из фильма «Я все еще здесь» (2010)
Эксперименты с внешностью и весом
Голливудским звездам не в новинку «играть» с собственным весом, вспомним хотя бы эксперименты Джареда Лето, Мэттью МакКонахи или главного спеца в этом деле Кристиана Бэйла. Не отстает от них и Феникс.
Так для роли бывшего моряка, а ныне алкоголика с поствоенным синдромом в «Мастере» актер сбросил порядка 14 килограммов, а образ Джокера вынудил потерять и вовсе 24 килограмма. Всю подготовку и весь съемочный период этой картины Феникс сидел на строгой диете, составлявшей 300 килокалорий в день.
Кадр из фильма «Мастер» (2012) / Фото: The Weinstein Company
Впрочем, «Джокер» был не первым опытом столь жесткого голодания. Ранее такая же диета у актера была на «Марии Магдалине», где Феникс играл Иисуса Христа. И наоборот, для каких-то ролей Фениксу приходилось набирать вес. Так для убедительности образа профессора философии в «Иррациональном человеке» актеру понадобилось отрастить живот — от ухищрений со специальными имитирующими накладками Феникс отказался.
Кадр из фильма «Мария Магдалина» (2018) / Фото: Universl Pictures
Также он набирал внушительный вес для «Гладиатора» и «Тебя никогда здесь не было». Сам актер отмечает, что такие вещи как голод или насыщение позволяют лучше понять чувства и ход мысли героев, а изменение веса дает новые инструменты в плане пластики. В том же «Джокере» в этом можно прекрасно убедиться.
Сцена из фильма «Тебя никогда здесь не было» (2018)
Разумеется, помимо веса актер идет и на другие преобразования собственной внешности. В «Мастере» он хотел добиться эффекта постоянной специфической ухмылки. Для этого актер воспользовался услугами дантиста, который нацепил ему на зубы скобы и жгуты, не дававшие челюсти разомкнуться. Постоянные изменения прически и растительности на лице (будь то взъерошенная борода или аккуратные усы) в подобном контексте кажутся и вовсе чем-то самим собой разумеющимся.
Импровизация
Еще одним следствием методики Станиславского можно считать склонность Феникса к импровизации, когда вжившись в образ, актер начинает делать что-то, что не прописано в сценарии, но является органичным поведением героя. По словам актера, он порой и сам не знает что может сделать на площадке в пылу игры.
Кадр из фильма «Мария Магдалина» (2018) / Фото: Universl Pictures
Пожалуй, одной из самых диких «выходок» подобного рода стало разрушение части декорации на съемках «Мастера».
В сцене в тюрьме Фениксу необходимо было выразить саморазрушительную, звериную энергетику своего героя. Актер ориентировался при этом на поведение диких животных, оказавшихся в клетках. Крушить декорации (конкретнее — унитаз) он при этом не планировал, но исполнительский кураж завел туда, куда завел. Зато режиссер Пол Томас Андерсон остался сценой так поражен, что, разумеется, включил ее в картину.
Сцена из фильма «Мастер» (2012)
Другой пример сильной импровизации можно найти в «Джокере». Породившая множество фанатских теорий сцена, где в очередном приступе отчаяния герой забирается в холодильник, на самом деле была спонтанным актом Феникса. Решение было неожиданным для группы, но, как справедливо замечает оператор фильма Лоуренс Шер, «смешным и жутким одновременно».
Сцена из фильма «Джокер» (2019)
Любопытно в этом контексте сравнение, которое привел режиссер «Марии Магдалины» Гарт Дэвис: «Работа с Хоакином подобна работе с прекрасным диким животным, которому необходимо оставлять свободное пространство, чтобы его сырая, естественная и искренняя сила могла проявиться».
Обложка: актер Хоакин Феникс / Zuma/TASS