Кадр из фильма «И грянул шторм»
Фронт работ был обширным, по словам Хана, из 1100 кадров, примерно в половине так или иначе присутствовала сгенерированная компьютером вода. Все натурные съемки нуждались в доработке – добавляли снег, дождь или их смесь, чтобы создать эффект штормовой мглы.
На первом этапе планирования и превизуализации были сделаны раскадровки. Кевину Хану были нужны указания для каждого кадра. Его, в частности, интересовало, понадобится ли съемка с карданным подвесом, будут ли работы в бассейне. Превизуализация оказалась особенно важной из-за плотного съемочного графика.
В итоге на складе верфи «Fore River» в Квинси, Массачусетс, был построен внушительный бассейн размером 36.5 на 25 метров с глубиной четыре метра и общим водоизмещением 3 000 тонн. Для съемок взяли четыре спасательных лодки береговой охраны CG36500. Одну расположили на подвесе, другую использовали в бассейне, третью – на открытой воде, четвертая пригодилась для интерьерных кадров. Также были построены полноразмерный макет корпуса «Pendleton» и точная копия его машинного отделения, которую можно было затапливать. 12-метровым макетом танкера занимался еще один супервайзер Марк Хоукер со своей командой.
Кадр из фильма «И грянул шторм»
По сюжету герои падают в воду, вытягивают друг друга, перемещаются по лестницам. Все необходимое для этого было устроено в бассейне. Но в распоряжении группы была также гидравлическая установка, которая позволяла манипулировать лодкой с более внушительной амплитудой, чем удавалось достичь в бассейне.
Кадр из фильма «И грянул шторм»
«Мы поняли, – рассказывает Кевин Хан, – что у нас довольно много съемок среди океанских волн, которые будет очень сложно моделировать вручную для каждого дубля». Поэтому самого сначала создавались длинные дубли с волнами в программе «Flowline», которую использовали для моделирования воды.
В «Flowline» генерировали разные состояния океана: большие и короткие волны, виды поверхности с вертолета. Масса вариантов понадобилась для сцены спасения моряков. В итоге получилось нечто вроде «библиотеки волн», в которой содержалось множество полезных для монтажа и анимации дублей.
Кадр из фильма «И грянул шторм»
Это было удобнее, чем подход такого типа: «О, мне нужен такой-то тип волн, возьму-ка я камеру с лодкой и пойду, помотаюсь по океану, выискивая подходящую, – рассуждает Хан. – У нас было переключение между непосредственно анимацией и генерированными кадрами». Для дублей использовали комбинацию из PRMan и V-Ray.
В разное время суток вода выглядит, разумеется, по-разному, и было настоящим вызовом постоянно отвечать на вопрос: «Это настоящая ночь или ночь, как в кино?» Например, во многих ночных кадрах есть три больших фонаря на лодке. В жизни при таком освещении море будет видно всего на метр за бортом. Это не очень киношная картинка и совсем неинтересная, особенно, если требуется поразить зрителя гигантскими волнами. Так что специалисты по графике «позволили себе чуть больше».
Для супервайзера спецэффектов, считает Хан, важно рассуждать с точки зрения оператора-постановщика, который старается показать как можно больше пространства в ночное время. Одно дело, если в кадре есть лунный свет со всеми его отражениями на воде, но в данном случае – речь о штормовой погоде. Для графики – это интересная задача. В конце концов основным стало общее отдаленное освещение, равномерно разливающееся сквозь воду.
Дневные кадры также были трудными. Все привыкли видеть воду в ясные солнечные дни, когда тучи создают живописные тени. Но на съемках часто получалось, что поверхность океана – скучная и плоская. И поэтому трудно было обойтись без впечатляющих бликов при обработке картинки. По словам Хана, настоящим подспорьем в работе оказались ролики из YouTube от виндсерферов, выходящих в море при сумасшедших штормах.