Мастер: Ксавье Долан

Автобиографичность

Кадр из фильма «Я убил свою маму» (2009) / Фото: REZO Films
Кадр из фильма «Я убил свою маму» (2009) / Фото: REZO Films

Ксавье Долан — один из тех режиссеров, что активно черпают вдохновение в личном опыте, переплавляя не только собственные эмоции и впечатления, но и целые эпизоды из своей жизни в творчество. Например, неспокойный, бунтарский подростковый период, взросление без отца и трудные отношения с матерью вдохновили Долана на дебют — поставленную всего лишь в девятнадцать лет картину «Я убил свою маму». Схожие мотивы чуть позже отразились в «Мамочке».

Долан — открытый гомосексуал, и некоторые его герои, в том числе те, которых играет он сам, также являются представителями ЛГБТ. Склонность режиссера активно использовать свою жизнь в качестве источника вдохновения дает злым языкам повод обвинять его в нарциссизме. Ожидаемо, что Долана это совершенно не смущает.
 

Крупные планы

Крупные планы в фильмах Ксавье Долана

Пожалуй, важнейший элемент визуального стиля Долана — крупный план. В работе с ним режиссер зашел настолько далеко, что в картине «Это всего лишь конец света» совершил редкий и смелый эксперимент — почти всю картину построил на крупных планах.

Для Долана исключительное значение имеют эмоции, внутренние переживания героев в пограничные жизненные моменты, и лучшим способом передать их, а заодно спровоцировать у зрителя сочувствие, он считает пристальное вглядывание в лицо, глаза, мимику. Тут, конечно, надо отдать должное и тонкой работе операторов Долана (его постоянный соавтор начиная с «Тома на ферме» — Андре Тюрпен) и высокому мастерству актеров, ведь далеко не каждый актер способен выдерживать крупные планы, да еще и в таком количестве и с таким эмоциональным накалом.
 

Визуальная симметрия

Симметричная композиция в фильмах Ксавье Долана

Еще один визуальный элемент, благодаря которому формируется характерная атмосфера фильмов Долана — это частая работа с симметричной композицией. С одной стороны, она придает определенное визуальное изящество и гармонию. С другой — подчеркивает ощущение странности и условности происходящего.

Вместе с тем во многом именно симметрией обусловлена особая герметичность, целостность картин Долана, поскольку она задает систему визуальных повторений, перекличек и рифм, подчеркивает взаимосвязь разных фрагментов истории.
 

Взгляд в спину

Съемка в спину в фильмах Ксавье Долана

Наряду с братьями Дарденн или Дарреном Аронофски Долан постоянно использует такое построение кадра, когда камера снимает героя со спины. Чаще всего в движении и длинным кадром. Такой прием тоже способствует погружению в действие и сближению с героем, идентификации с ним, поскольку зритель оказывается в положении присутствующего рядом, буквально «дышащего в спину».

Техника обычно используется в переломных для героя эпизодах и подчеркивает состояние напряжение, важность и интимность момента. Например, в «Томе на ферме» персонаж Долана движется к неизвестности, неизбежным и трудно предсказуемым событиям, которые невозможно контролировать.
 

Slow Motion

Рапид в фильмах Ксавье Долана

Долан — большой любитель слоу-моушна, и один из немногих режиссеров, в чьих руках эта техника действительно удается и смотрится органично. В большинстве случаев к замедлениям он прибегает для двух целей. Во-первых, чтобы сильнее подчеркнуть значимость того или иного момента. То есть рапид, подобно микроскопу, позволяет выявить то, что скрыто в привычном течении времени («время крупным планом»).

Во-вторых, слоу-моушн у Долана это всегда эстетически изящно (вспомним подобные сцены в «Воображаемой любви» или «И все же Лоранс») — Долан как бы призывает зрителя глубже проникнуться самоценной красотой мгновения. При этом зачастую рапидные сцены несколько выбиваются из повествования, нарушают привычное течение драматургии, намеренно создавая ритмический контрапункт. По мнению одних это в итоге создает ощущение сумбура, тогда как другие считают, что это придает долановским историям особую выразительность.
 

Цвет

Цвет в фильмах Ксавье Долана

Как мы уже говорили, стержень кинематографа Долана — это эмоции и внутренние переживания. Еще один инструмент передачи этих вещей — цвет. А поскольку в фильмах Долана встречается едва ли не вся гамма испытываемых человеком чувств, цвета в его картинах очень много, а цветовые сочетания могут быть самыми радикальными и дикими. Или же наоборот — может доминировать какой-то один цвет, чаще это красный, желтый, зеленый.

Особенно стоит отметить работу Долана с цветным светом. Порой он решает целые сцены в каком-то определенном цветном свете, маркируя специфическое состояние или характер героя. Отметим, что в списке любимых картин Долана (и очевидных источников вдохновения) числятся «Безумный Пьеро» Жан-Люка Годара и «Шепоты и крики» Ингмара Бергмана, фильмы, известные своим нестандартным и уникальным цветовым решением.
 

«Четвертая стена»

Кадр из фильма «Мамочка» (2014) / Фото: Les Films Seville
Кадр из фильма «Мамочка» (2014) / Фото: Les Films Seville

Продолжая тему условности, отметим, что Долан регулярно подчеркивает ее, прибегая к разрушению «четвертой стены». Его герои не боятся прямого взгляда в камеру (то есть невербального «контакта» со зрителем) и даже могут напрямую обращаться к аудитории с комментариями сюжета. Другой яркий пример преодоления «четвертой стены» — знаменитый фрагмент из «Мамочки», когда главный герой «раздвигает» руками границы кадра, с квадратного 1:1 до более привычного 1.85:1. С помощью подобного обнажения условностей кинематографа Долан передает идею внутреннего освобождения героя.
 

Музыка

 

Сцена из фильма «Воображаемая любовь» (2010)

И еще одна ключевая составляющая кинематографа Долана — это музыка. Классика, поп-хиты, экспериментальные композиции используются режиссером в таких количествах, что порой критики приходят к выводу, что меломан в Долане доминирует над кинематографистом. Такая точка зрения обоснована, даже сам режиссер признается: «Часто бывает, что я слушаю песню и думаю: „Она идеально подходит для картины“. И я пишу сцены вокруг определенных песен».

Долан считает музыку неотъемлемой спутницей кинематографа, сопровождавшего его еще до появления звука, а потому не видит препятствий к максимально широкому ее использованию. Для него это «голос фильма», позволяющий полнее выразить эмоции персонажей и суть истории.

Вероятно, любовью к музыке обусловлено и то, что некоторые эпизоды в долановских картинах решаются буквально как клипы (режиссер, кстати, снял несколько музыкальных клипов, например «Hello» для Адель). Они могут не только нарушать общий ритм, но и иметь собственную эстетику, контрастирующую с остальным фильмом, и строиться не как некое повествование, а в клиповом духе, то есть как набор сменяющих друг друга отвлеченных образов, визуальных метафор. Это и еще один пример тяготения к условности, и лишнее подтверждение того, что для Долана важнее не «правильная» драматургия, а передача состояний и чувств.
 

 


Обложка: режиссер Ксавье Долан / Фото: Aurore Marechal / ABACAPRESS / ТАСС

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *