Первый звуковой фильм
Как-то в Нью-Джерси, между 1894 и 1895 годами, в лаборатории Томаса Эдисона был записан небольшой видеоролик. Уильям Диксон, коллега Эдисона, использовал кинетофон (или кинетофонограф) для съемок видео под названием «Экспериментальный звуковой фильм Диксона». Оно интересно нам тем, что параллельно также осуществлялась запись звука. Этот фильм — пионер звукового кино.
Экспериментальный звуковой фильм Диксона
Хоть этот прототип и был крайне интересен, он все еще не справлялся с вышеназванными задачами. Кстати, ролик дошел до нас далеко не в первозданном виде. Из-за технических неполадок запись восстановили только в 1998 году.
«Немое» кино и новые изобретения
Спустя несколько лет случился «бум» кинематографа. Индустрия привлекала своей новизной. Тогда все смотрели «немые» фильмы. Кстати, узнать краткую историю создания кинематографа как индустрии можно в другом материале нашего портала.
Удивительно, но зрители редко смотрели «немое» кино без музыкального сопровождения. В камерных залах часто находились пианисты, которые играли на протяжении всей картины. В России их прозвали таперами от французского слова «tapeur» — стукач. Для больших залов и вовсе нанимали оркестр.
Чарли Чаплин на съемках / Фото: AP / TASS
Это было дорого, ведь помимо затрат на съемки фильма приходилось также платить музыкантам. Поэтому изобретатели вновь обратились к идее звукозаписи. На этот раз они попытались записать звуковую дорожку не на внешний носитель вроде цилиндра, а прямо на кинопленку.
В 1919 году три немецких изобретателя запатентовали триэргон — систему записи звука на кинопленку оптическим методом. Технология Йозефа Энгеля, Ганса Фохта и Йозефа Массоле решила проблему синхронизации и длительности записи. Но недостаточное усиление все еще не позволяло громко хлопнуть дверью, оставив немое кино не у дел.
Решение проблемы усиления поступило от американского изобретателя Ли де Фореста. В 1906 году он изобрел аудион, который позволял усиливать слабый аудиосигнал, что как раз нужно было для появления полноценного звукового кино.
Ли де Форест / Фото: The Granger Collection, New York / TASS
К 1922 году американец усовершенствовал триэргон и создал свою компанию «Фонофильм». Для нее он даже снимал фильмы.
Среди работ были комедийные стэндапы того времени:
«Несколько мгновений с Эдди Кантором» (1923)
Концертные записи:
Фонофильм Фореста (1928)
И водевили:
Водевиль (1923)
Де Форест рассказывал о своем изобретении голливудским студиям, однако они не были заинтересованы в этой технологии. Тогда киноиндустрия имела конвейерный тип производства и внедрение новой технологии могло «убить» большую доходность кино. Так размышлял Голливуд до тех пор, пока одна студия все-таки не решилась пересмотреть свои взгляды на будущее индустрии.
Первый полнометражный звуковой фильм и конец эпохи немого кино
В 1925 году Warner Bros. Entertainment, Inc. вложились в новую технологию, основанную на предшествующих изобретениях. Но витафон им нужен был скорее для записи музыки, а не диалогов. В 1926 году состоялась премьера фильма «Дон Жуан», где прозвучало много музыки.
Сцена из фильма «Дон Жуан» (1926)
Однако даже громкий успех первого фильма с записанной музыкой не убедил индустрию в том, что пора покончить с немым кино. Никто не хотел рисковать и разоряться на новое оборудование. И даже актерам это не нравилось, ведь они никогда не говорили в кадре. Но Warner Bros. Entertainment, Inc не отчаивались и в 1927 году выпустили фильм, который положил конец эпохе молчания.
Сцена из фильма «Певец джаза» (1927)
«Певец джаза» планировался, как и «Дон Жуан», лишь с музыкальным сопровождением. Но небольшая импровизация Эла Джонсона понравилась студии, и ее оставили в картине.
Сцена из фильма «Певец джаза» (1927)
Несмотря на привычные тогда карточки с репликами, «говорящие» эпизоды навсегда изменили историю кинематографа. В «Певце джаза» речь прозвучала настолько естественно и необходимо, что немое кино потеряло смысл. Это доказывает и международных успех: фильм заработал почти $3 млн с бюджетом около 500 тысяч.
Именно 6 октября, дату премьеры этой картины, считают днем появления звукового кино. Дальше это было уже делом времени. Fox Film Corporation начали записывать новостные хроники со звуком, что стало прототипом телевизионных сводок новостей.
Заставка Fox Film Corporation
Развитие звукового кино
Звуковое кино постепенно занимало рынок, а художники искали новые возможности для творчества. Многим артистам было трудно принять приход звука в кинематографе. Например, Чарли Чаплин долго оставался верен музыкальному сопровождению и актерской игре, а советские режиссеры Всеволод Пудовкин, Сергей Эйзенштейн и Григорий Александров и вовсе опубликовали на эту тему заявку «Будущее звуковой фильмы»:
«Первый период сенсаций не повредит развитию нового искусства, но страшен период второй, который наступит вместе с увяданием девственности и чистоты первого восприятия новых фактурных возможностей, а взамен этого утвердит эпоху автоматического использования его для „высококультурных драм“ и прочих „сфотографированных“ представлений театрального порядка. Так использованный звук будет уничтожать культуру монтажа».
Далее Технологии звукового кино развивались постепенно. Появились многоканальные системы, где количество каналов увеличивается с каждым годом. Dolby Atmos, например, может работать с 68 каналами.
О Dolby Atmos
Художников современные технологии также не обижают. Системы звукового кино позволяют создавать звукозрительные контрапунты и влиять звуковыми эффектами на драматургию картины, а диалоги становятся отдельным авторским приемом режиссеров. Такой долгий путь звукового кино от первых наработок Эдисона до многоканальной записи и огромных кинотеатров определенно стоил того.
Обложка: кадр из фидьма «Певец джаза (1927) / Warner Bros.