Революционные технологии
Земекиса можно назвать главным сторонником и популяризатором motion capture. «Полярный экспресс» стал первым фильмом, все герои которого были созданы с помощью этой технологии, причем Тому Хэнксу она позволила исполнить сразу пять ролей. Тогда же Земекис стал одним из первых и самых убежденных защитников цифрового кино, предоставляющего, по его словам, неограниченную свободу авторам. После затянувшегося и местами спорного эксперимента с motion capture Земекис продолжил опыты с визуальными эффектами и цифровыми технологиями в традиционном кино. Без них в «Экипаже» Дензелу Вашингтону не удалось бы перевернуть падающий самолет, а Джозефу Гордону-Левитту в «Прогулке» пройтись по канату между башнями-близнецами.
Сам Земекис, комментируя свою любовь к технологиям, не устает повторять, что любые технические приемы и визуальные эффекты должны использоваться как инструменты раскрытия характеров и драматургии. «Спецэффекты должны работать на историю, — убежден режиссер, — а не быть зрелищем ради зрелища». При этом желательно, чтобы эффекты не были заметными для зрителя: «Любой фокусник всегда использует несколько техник для создания качественной иллюзии. Мы, кинематографисты, в этом практически не отличаемся от эстрадных волшебников. Мы жонглируем различными техническими приемами и стремимся сделать так, чтобы зритель не понял, в чем тут фокус». Наконец, еще один момент, которым Земекис объясняет свою страсть к технологиям — это любовь к актерам: «Технологии упрощают процесс производства, а значит, у меня остается больше времени на работу с артистами».
Ретромания
Любопытен метод, которым Земекис показывает реальных знаменитостей. Они фигурируют лишь эпизодически, мы слышим их голоса, видим их фрагментарно, но никогда в лицо, если только не используется хроника. Именно так в «Я хочу держать тебя за руку» присутствуют битлы, в «Смерть ей к лицу» — россыпь икон американской поп-культуры от Мэрилин Монро до Энди Уорхола, а Элвис Пресли и Джон Кеннеди в «Форресте Гампе». Исторические фигуры таким образом становятся частью фона судеб главных героев, причем последние даже умудряются ненароком повлиять на первых. «Прогулка», кстати, в этом плане исключительна — знаменитый канатоходец Филипп Пети в исполнении Джозефа Гордона-Левитта является здесь главным героем и присутствует на экране на протяжении всей картины.
Длинные открывающие кадры
В отличие от большинства нынешних режиссеров Голливуда Земекис остается сторонником съемок длинными кадрами. Если средняя длинна кадра голливудского фильма сегодня варьируется от 4 до 6 секунд, то у Земекиса она, как правило, не меньше 8 секунд. Например, в «Что скрывает ложь» средняя длина кадра — 7,1 секунды, в «Экипаже» — 7,9 секунд, в «Прогулке» — 8,9, в «Изгое» — 9,5, а в «Форресте Гампе» — и вовсе 10,8. Такой прием отвечает убеждению режиссера, что кино, прежде всего, искусство повествовательное, а значит, требующее определенного, достаточно размеренного монтажного ритма. Длинный кадр, снятый подвижной плавной камерой, позволяет зрителю глубже впитать атмосферу пространства. А кроме того для Земекиса — это ещё один инструмент создания зрелищности, поскольку неизменно связан с виртуозной хореографией и сложным действием. В «Прогулке» к этим причинам добавилось 3D, как известно, плохо сочетающееся со стремительным монтажом.
Также длинный кадр у Земекиса — это неизменный способ начать фильм. Все его картины открываются сложно устроенными кадрами, продолжительностью от 1 до 3 минут. Техника позволяет сразу же втянуть зрителя в происходящее («Я хочу, чтобы аудитория растворялась в фильме»), создать интригу и атмосферу, а заодно дать необходимую информацию о героях и сюжете. Яркий тому пример — 2-минутный открывающий кадр «Назад в будущее», вводящий нас в мир доктора Эмметта Брауна (что интересно, сам Док при этом ещё долгое время будет оставаться за кадром). Схожим образом Земекис открывает «Подержанные автомобили», «Смерть ей к лицу», «Форреста Гампа», «Прогулку».
Добавим, что именно возможность создавать сколь угодно длинные кадры и при этом добиваться самых невероятных движений камеры привлекли Земекиса к цифровой 3D-анимации. Впечатляющие кадры, снятые «виртуальной камерой» и физически невозможные в традиционном кино, можно найти и в «Полярном экспрессе», и в «Беовульфе», и в «Рождественской истории». До них цифровые технологии позволили Земекису создать знаменитый открывающий кадр «Контакта», в котором за три минуты реконструируется устройство вселенной.
Визуальная повествовательность
Подход Земекиса к визуальному решению во многом сформировался под влиянием картин классического Голливуда и «нового Голливуда». Кроме относительно длинных кадров у него вряд ли можно выделить какую-либо характерную визуальную технику. На протяжении всей карьеры в кино Земекис сознательно стремится «снимать настоящее голливудское кино», понятное широкому зрителю и не обремененное «напускной интеллектуальностью». Отсюда главный принцип, которого придерживается режиссер, выстраивая изобразительное решение: «Каждый кадр — это часть фильма, и каждый кадр является отражением жизни». Соответственно, визуальное решение должно быть, прежде всего, жизнеподобным. Вдобавок, по словам Земекиса кадр обязательно должен нести информацию, которая бы двигала сюжет и давала всё новую характеристику героев. Поэтому большое внимание автор уделяет говорящим деталям и актерской игре. После выхода «Назад в будущее» режиссер с гордостью говорил о том, что ему удалось снять фильм, в котором нет ни единого лишнего кадра, поскольку каждый отвечает вышеназванному принципу.
Герой не от мира сего
Центральный герой кинематографа Земекиса — безумец. В хорошем смысле этого слова. Романтическая натура, которой тесны рамки обыденной действительности, ищущая (или случайно находящая) приключения, взрывающие серые будни. Такова одинокая писательница дамских романов, попадающая в джунгли Колумбии («Роман с камнем»). Таков сумасшедший профессор, раскидывающий подростков по пространственно-временному континууму («Назад в будущее»). Таковы чокнутый антропоморфный кролик («Кто подставил кролика Роджера»), обаятельный аутист, творящий историю («Форрест Гамп»), астроном, убеждающая весь мир в существовании инопланетян («Контакт»), современный Робинзон Крузо («Изгой») и канатоходец, отваживающийся перейти между нью-йоркскими башнями-близнецами («Прогулка»). Последний, кстати, в фильме так и признается: «Да, я абсолютно сумасшедший».
Человек и машина
Редкий фильм Земекиса обходится без одного из главных фетишей американской культуры — транспорта. Причем у режиссера он выполняет сюжетообразующую функцию. «Назад в будущее» был бы невозможен без знаменитого модифицированного DeLorean, «Кто подставил кролика Роджера» — без говорящего такси Бенни, «Полярный экспресс» — без волшебного поезда, «Экипаж» — без самолета, а «Контакт» — без инопланетного устройства для космических путешествий. Для Земекиса подобная техника — это не просто средства передвижения, но свидетельства человеческого гения, способного преодолевать пространство, время и даже рамки реальности.
Гром и молнии
Духоподъемный саундтрек