С 2017 года к 9 мая в интернете появляются новые видеоклипы под хэштегом #месяцмай. Об истории проекта рассказывает продюсер и режиссер Анна Потапова:
— Вся история началась очень спонтанно. Мы не ожидали, что она примет такие масштабы. Изначально была задача снять клип для Юлии Паршуты «Месяц май». Но когда мы начали работу, появилась идея привлечь к съемкам еще больше знаменитостей, чтобы дать и им возможность рассказать в кадре военные истории своих родственников.
На съемках проекта #месяцмай: продюсер и режиссер Анна Потапова, продюсер Михаил Самылов / Фото: Марк Ермилов
Мы разослали много предложений — первоначально хотели найти хотя бы шесть человек. Но сразу же откликнулось 20 артистов! Ведь нет в России такой семьи, которую бы не затронула война. Мы поняли, что нужно снимать всех, рассказать все эти истории.
Когда мы запустили в сеть клип на песню «Месяц май», за первые три дня получили 33 миллиона просмотров. Мы совсем не рассчитывали на такой охват: у нас полностью отсутствовал рекламный бюджет, мы не раскручивали ролик. Песня сразу попала в топ iTunes, а хэштег #месяцмай вышел в тренды по данным Яндекс и Google.
Клип Юлии Паршуты в рамках проекта #месяцмай
Но все эти цифры — не просто просмотры для нас. Ведь зрители тоже начали рассказывать истории своих бабушек и дедушек. Они создавали ролики, используя наш фирменный заявочный план: герой поднимает голову, идут титры, и он рассказывает историю. Отклик, кстати, мы получали не только от молодого поколения, но и от старшего, и даже от самих ветеранов — для нас это особенно ценно и важно.
Спустя год, анализируя всю обратную связь, мы поняли что проект можно и нужно повторить. Мы взяли новый трек, который исполнил Саша ST «Жизнь без войны» и сняли, по сути, короткометражный фильм.
Клип на песню «Жизнь без войны»
В этом году исполняется 75 лет со дня снятия блокады Ленинграда — и мы решили взять эту тему. Да, конечно, есть много замечательных фильмов об этом, но нам, как и в прошлые два года, важно показать эти истории через призму лидеров мнений. Ведь эта тема должна быть известна молодому поколению. Сейчас многие молодые ребята почти ничего знают о блокаде Ленинграда и Второй мировой войне. А мы хотим, чтобы они знали и помнили. В этом году клип будет на песню Басты и нашей главной героини – Дианы Мелисон.
Михаил Самылов, продюсер проекта, также выполняющий режиссерские обязанности, также рассказал, каким образом на проект удалось привлечь столько людей:
— Пусть отклик и был хороший, не все звезды, которых бы мы хотели видеть на площадке, сразу соглашались участвовать в проекте. Но после того, как мы предлагали им посмотреть информацию про их дедов и прадедов — кто и где воевал, как складывалась их судьба и так далее, — люди с нами снова связывались и подтверждали свое участие в проекте.
После участия многие артисты звонили своим друзьям и коллегам — и они тоже присоединялись к проекту. Бывали и случаи, когда во время съемок участники так проникались теми аутентичными эмоциями, что просто начинали рыдать. Например, Ида Галич, посмотрев свой первый кадр первого съемочного дня, сразу заплакала. Я спросил: «Неужели мы плохо сняли?», а она ответила: «Нет, это просто очень сентиментально. Я не ожидала, что это будет так сильно».
Виктория Боня, когда увидела в реквизите чулки, вспомнила что ее бабушка ходила в таких же и это ее тоже очень сильно растрогало. Много подобных чувств люди испытывают у нас на площадке. Не все знали историю своих прадедов, и для них тоже оказалось очень важным это узнать и проникнуться этой атмосферой.
Но как же шла подготовка к съемкам такой непростой для независимого продакшна истории? Анна Потапова продолжает.
— Все время существования проекта над ним работает одна съемочная группа. Мы уже третий год вместе ждем апреля, чтобы приступить к съемкам, и в мае выпустить результат наших трудов в интернет. Поиск локации в этом году был особенно сложный. Так как у проекта нет серьезного финансирования, мы не можем себе позволить везти всю съемочную группу в Санкт-Петербург. Поэтому мы в Москве искали локацию, напоминающую военный Ленинград. Спасибо настоятелю Кириллу, который не отказал нам в возможности снимать в прекрасном храме, которому уже больше 300 лет. Эти брусчатка, стены, постройки очень напоминают Ленинград и подходят нам для создания нужной атмосферы.
На съемках проекта #месяцмай / Фото: Марк Ермилов
Также не могу не выразить отдельную благодарность все артистам, участвующим в проекте. Несмотря на плотные графики, они находят время и приезжают на съемки, делая это совершенно бесплатно. Да, никто из артистов не получает гонорар. Здесь мы все отдаем дань уважения людям, прошедшим и выигравшим войну.
Каждый год для клипа выбирается новая песня, участвуют разные артисты. Но одна главная героиня остается неизменной — это Диана Мелисон. В этом году она также исполнила главную роль:
— Моя героиня — безумно смелая и сильная девчонка. Несмотря на всю боль, страх, она отважно сражается с обстоятельствами и всеми трудностями войны. Я сама из Санкт-Петербурга, поэтому в школе на уроках истории мы особенно глубоко изучали тему войны и блокады. Я читала очень много литературы, учила стихи на эту тему, участвовала в тематических постановках. Мы были волонтерами, ходили к ветеранам и помогали им. От них я тоже слышала множество трогательных, искренних историй, которые попадали прямо в сердце. Поэтому мне не пришлось сильно вживаться в роль, чтобы как-то особенно понять чувства своей героини.
Михаил Самылов размышляет, как работает их с Анной режиссерский тандем и в чем высшая цель проекта в целом:
— С Анной мы работаем с самого начала. Правда, на первом и втором проекте она была продюсером, но потом так включилась в работу, что сейчас большее количество сценарных идей — ее авторства. С этого года я сам попросил Анну быть не только продюсером проекта, но и режиссером. Мне нравится, что у нас на площадке есть как мужской, так и женский взгляд — мы обращаем внимание на разные детали и дополняем друг друга. Я знаю, что нужно показать, чтобы результат оценили мужчины, она знает что важно увидеть женщинам. Такой подход, как мне кажется, хорош для подобных проектов.
На съемках проекта #месяцмай: продюсер Михаил Самылов, продюсер и режиссер Анна Потапова / Фото: Марк Ермилов
Мы изначально не очень фокусировались на том, чтобы придать проекту образовательную направленность, но получилось так что, люди вдохновлялись на то, чтобы больше узнать о своих родственниках, о войне и ее последствиях. Зрители стали чаще посещать порталы памяти и узнавать больше о своих родственниках, прошедших войну.
В силу популяризации темы Второй мировой войны, многим эта тема начинает казаться замыленной. Мы же хотим посмотреть на нее под новым углом, при этом передав всю суть. Ведь если постоянно обновлять взгляд на тему, то мы не дадим угаснуть интересу к ней. Каждая история участника второй мировой — полноценное кино с настоящими героями.
Трейлер нового клипа проекта #месяцмай
Обложка: на съемках проекта #месяцмай / Фото: Марк Ермилов