«Одними визуальными эффектами не обойтись – атмосферу создают детали»

Подготовка к съёмкам «Он – дракон» шла больше двух лет. Сначала визуальным оформлением фильма занимался художник Сергей Февралёв («Орда», «Белый тигр», «Белый ягель»), но реализовать его идеи пришлось другому художнику – Григорию Пушкину («9 рота», «Кухня в Париже», «Поддубный»), который вместе с командой построил на площадке в Москве все ключевые элементы фэнтезийного пространства.

 

Выход на замену

Художник-постановщик Григорий Пушкин

Художник-постановщик Григорий Пушкин
 
Я пришёл на проект, когда он был не то, что тёпленький, а в самом разгаре. К тому моменту художник Сергей Февралёв уже год рисовал эскизы, разрабатывал художественную среду, создавал город, в котором в начале фильма живёт главная героиня. Параллельно несколько художников работали на студии визуальных эффектов CGF, разрабатывая эскизы компьютерной графики для «Он – дракон». Я столкнулся с тем, что мне нужно было поменять стилистический и производственный векторы, найти новые моменты в новом сценарии, но основные решения, которые придумали Тимур Бекмамбетов, художники с CGF и другие мои предшественники, в фильме остались.

Устройство черепа

Мы все примерно понимаем, что такое сказка и фэнтези, но Тимур и его команда придумали абсолютно уникальные визуальные решения. И одно из них – это замок дракона. По сценарию, главный герой живёт в гигантском черепе своего древнего предка. Одна такая деталь сразу выделяет эту историю из сотен ей подобных.

Кадр из фильима «Он – дракон»

Кадр из фильима «Он – дракон»
Мне сразу было понятно, что нужно ноу-хау. У такого материала, как кость, своя структура, он по-своему пропускает свет, так что главной проблемой для нас была фактура. Мы решили провести тесты разных современных материалов и потратили на них довольно много времени и финансов. Оказалось, что материалы, которые хорошо вели себя в тестах, в более крупных масштабах не производят нужного нам впечатления. Как все гениальные решения, наше оказалось простым: мы вернулись к тому, с чего начинали – пенопласту, но обработали его особым секретным способом, который позволил получить искомый эффект.

Съемки в болгарской пещерем

Съемки в болгарской пещере
Высота замка-черепа в фильме превышает сто метров, а мы возвели на площадке лишь небольшой фрагмент высотой «всего» семь метров и площадью около 130 квадратных метров – это собственно пещера, где живет дракон Арман, вернее, его человеческое воплощение в лице актёра Матвея Лыкова.

Помимо пенопласта при создании декорации использовались также дерево и фанера. В стенах пещеры может быть до пяти слоев. Это такая сложная конструкция, что она не поддается адекватным чертежам и описаниям.

На съемках фильма «Он – дракон»

На съемках фильма «Он – дракон»
 
Отдельно мы создали ещё один элемент черепа – пятиметровый «зуб дракона», с которого падали вниз Матвей Лыков и Мария Поезжаева.

Кадр из фильма «Он – дракон»

Кадр из фильма «Он – дракон»
 
Эту сцену можно увидеть в трейлере.

 

Сказка в интерьере

Их было много разных, есть, например, интерьеры в фэнтезийном средневековом городе – деревянные палаты. У нас ранее средневековье в фильме, примерно век VII-IX, но пространство целиком выдуманное. Оно опирается на древнерусскую стилистику с кельтскими, германскими, скандинавскими, восточными и другими элементами.

Декорация пещеры для фильма «Он – дракон»

Декорация пещеры для фильма «Он – дракон»
 
Деревянные компоненты пространства, которых, естественно, много, мы сначала хотели тоже делать из пенопласта, но потом нашлись умельцы, способные вырезать абсолютно любой орнамент бензопилой! Так что витые столбы и все прочие элементы деревянного декора в фильме – настоящие.

На съемоченой площадке фильма «Он – дракон»

На съемоченой площадке фильма «Он – дракон»
 
Также на площадке был построен и деревянный драккар – корабль викингов – в реальную величину.

 

Озеро в павильоне

 

Нами было сделано ритуальное озеро, на котором снималась сцена свадьбы – её можно увидеть в трейлере. Озеро, созданное на площадке, составляло примерно четверть от размера, заявленного в фильме, но всё равно создавать бассейны такого масштаба на съёмочной площадке мне ещё не приходилось. Его водоизмещение составило 300 тонн!

На съемках фильма «Он – дракон»

На съемках фильма «Он – дракон»
 
Главная сложность лично для меня была психологического плана. Если бы бассейн протек, под угрозой оказалась бы не только судьба проекта, но и жизни его создателей, поэтому к вопросам гидроизоляции мы подошли с максимальной тщательностью.

На съемках фильма «Он – дракон»

На съемках фильма «Он – дракон»
Для начала был выбран абсолютно ровный и цельный участок пола без внешних элементов – торчащих шляпок «саморезов» и прочего. Рама бассейна была сварена из железа, её стенки сделаны из дерева, все швы покрыты несколькими слоями гидроизоляционных материалов, внутрь был постелен полиэтилен. Вся эта работа заняла у нас больше двух недель. Бассейн стал еще и локацией для трюкового эпизода: сюда с волной брызг спускали лодку с героиней Марии Поезжаевой, имитируя её похищение драконом.

 

Нужные люди

Индар Джендубаев не только режиссёр по специальности, он освоил многие профессии в кино – помимо прочего, он сам ещё и замечательный художник, и разговаривает очень понятным мне языком: тут же рисует раскадровки и любые элементы, которые хочет видеть в декорациях. Мы понимали друг друга без слов.

Режиссер фильма «Он – дракон» Индар Джендубаев (в центре)

Режиссер фильма «Он – дракон» Индар Джендубаев (в центре)
 
С художниками по компьютерной графике мы были на связи каждый день, всё-таки я воплощал в основном их задумки. Совместная работа не прекрастилась и с окончанием съёмок, нам нужно было сообща решать, как совместить виртуальные и реальные красоты фильма, чтобы наши декорации не казались скромными заплатками на их роскошных планах.

У меня самого был один помощник и люди, которые нанимались под конкретные задачи. Во время павильонных съёмок в Москве, например, было задействовано около 25 бутафоров.

Подбор реквизита

Ещё на раннем этапе работы над фильмом было понятно, что реквизита понадобится много, и что покупать или самостоятельно делать предметы в Москве экономически нецелесообразно.

На съемках фильма «Он – дракон»

На съемках фильма «Он – дракон»
 
Мы отправились в Индию, в северный штат Раджастан, и там две недели собирали в разных городах нужные нам предметы. Мы, например, приобрели очень хорошие двери, которым лет по двести-триста, сундуки и утварь, а также ковры и ткани для костюмов и декора. Одними визуальными эффектами не обойтись – атмосферу фильма создают разные детали.

 

 
Григорий Пушкин 
 
Художник-постановщик. Закончил художественный факультет ВГИКа. Участвовал в создании картин «Свои», «Сибирь. Монамур», «9 рота», «Кухня в Париже», «Поддубный». Сделал около 300 рекламных роликов (в том числе, для Tuborg, Pepsi, Ford, LG, IKEA, American Express) и музыкальных клипов (для Аллы Пугачевой, Жанны Фриске, группы «Сплин» и пр.). Работал в Турции, Индии, Хорватии, Англии, Италии, на Кипре, Мальте и в Одессе.
 
 
 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *