Фильм открытия
«No comment» (реж. Артем Темников)
Дебютная игровая полнометражная картина режиссера-документалиста Артема Темникова посвящена актуальное теме — вербовке молодых людей радикальными исламистами. Главные герои — немец Томас (сменивший имя на Хамза) и капитан российской армии Алексей. Оба ведут видеодневники и оба воюют в Чечне. Друг против друга. Имея большой опыт в документальном кино, режиссер выстраивает историю художественного фильма на реальных событиях и персонажах, используя оперативную съемку спецназовцев и трофейные записи, найденные после боя в блиндаже в районе небольшого чеченского села.
Конкурсная программа
Небесный верблюд (реж. Юрий Фетинг)
«14+» (реж. Андрей Зайцев)
Нашумевшая картина о первой подростковой любви, современная интерпретация «Ромео и Джульетты», рассказанная языком поколения социальных сетей. Несмотря на нападки со стороны участников различных патриотических и православных движений, сформировавших своё представление о фильме исключительно по трейлеру, картина получила высокую оценку от зрителей и критиков. Даже Никита Михалков выступил в защиту фильма, призвав идти на него всей семьей.
«Ангелы революции» (реж. Александр Федорченко)
Свой очередной шедевр «певец локальных культур» Александр Федорченко посвятил советскому авангарду и обским уграм — такое необычное сочетание основано не на режиссерской фантазии, а на реальных событиях, произошедших в 30-е годы прошлого века. Федорченко остается верен своему принципу, соединяя документальное с игровым, культуру современную с традиционной, получая на выходе абсолютно неожиданный результат: парящие собаки с крыльями, картошка в виде сердца, Малевич и ненцы, грустные ангелы и т.д. Это, кстати, высоко оценили члены жюри «Кинотавра», вручив фильму приз за лучшую режиссуру.
«Училка» (реж. Алексей А. Петрухин)
Любопытная кинокартина про учительницу истории, взявшую в заложники целый класс. Появившаяся в прокате пару недель назад, кинолента уже получила массу противоречивых отзывов. Фильм заслуживает особого внимания, поскольку главную роль в нём сыграла бесподобная Ирина Купченко, а большая часть действия происходит в одном помещении (забаррикадированном классе), что довольно интересно разбирать со сценарной и режиссерской точек зрения.
«Клинч» (реж. Сергей Пускепалис)
Фильмы про школу становятся трендом. Не исключение и режиссерский дебют актера Сергея Пускепалиса «Клинч». В будни главного героя — школьного учителя литературы (Алексей Серебряков) — неожиданно врывается загадочная и эксцентричная девушка, которая то угрожает ему расправой, то признается в любви. Если в «Училке» героиня берет в заложники класс, то в «Клинче» пленником становится преподаватель.
«Инсайт» (реж. Александр Котт)
Свежая, еще не вышедшая в прокат, кинокартина Александра Котта. Главный герой — рабочий по фамилии Зуев (Александр Яценко), который неожиданно по непонятным причинам теряет зрение. За ним ухаживает медсестра Надежда (Агриппина Стеклова), которая постепенно помогает ему «прозрезть» (собственно так можно перевести слово insight). Это безумно красиво снятая история про слепую любовь, с картинкой, окрашенной в зелено-оранжевую гамму.
«Метаморфозис» (реж. Сергей Тарамаев и Любовь Львова)
Безупречный фильм с точки зрения режиссуры и визуального решения. Новая картина творческого дуэта Сергея Тарамаева и Любови Львовой очень сильно отличается от всех других отечественных кинолент, вышедших в 2015 году. Мистический, психологический и эстетский фильм, построенный на гармонии драмы, света и звука, обращается прямо к зрительскому подсознанию. Стоит отметить и блестящую операторскую работу Азиза Жамбакиева, и команду художников, и музыкальное оформление, и точное попадание в роли Егора Корешкова, Евгении Ткачук, Юлии Аут и дебютантки Василисы Бернаскони.
«Милый Ханс, дорогой Петр» (реж. Александр Миндадзе)
Третья режиссерская работа прославленного сценариста Александра Миндадзе получила известность еще до выхода в свет — в 2013 Минкульт РФ отказал ей в финансировании из-за «несоответствия исторической достоверности», однако вмешался Фонд кино, который и поддержал картину. Видимо министерство возмутил нетривиальный режиссерский подход к российско-германским отношениям перед Второй мировой, отраженным в фильме. Миндадзе пытается ответить на вопрос, в какой момент немец Ханс и русский Петр — инженеры, работавшие на одном стекловаренном заводе в СССР, перестали понимать друг друга и встали по разные стороны фронта. В итоге показ этого фильма на ММКФ стал настоящей сенсацией.
«Брат Дэян» (реж. Бакур Бакурадзе)
Пожалуй, это самый необычный фильм Бакура Бакурадзе. И, как правильно замечают некоторые критики, это тот случай, когда лучше не пытаться пересказывать сюжет, а смотреть фильм, ничего не зная о нём заранее, потому что описание лишь отпугнет неискушенного зрителя. Можно добавить, что в поисках «территории живого» режиссер размывает грань между реальным и выдуманным и становится одним из персонажей собственного фильма.