Оператор: Андрей Найденов


 

Сотрудничество с режиссером

Режиссер Виктор Демент (слева) и оператор Андрей Найденов на съемках фильма «Находка» / Фото — Наталья БудкинаРежиссер Виктор Демент (слева) и оператор Андрей Найденов на съемках фильма «Находка» / Фото: Наталья Будкина
 

В совместной творческой работе есть такой момент. Очень часто и операторы, и режиссеры, даже профессионалы с опытом, не говоря уже о дебютантах, не могут точно выразить, какого результата они хотят добиться. Но на самом деле, это не проблема. Главное, чтобы у человека было видение, чтобы он четко знал, чего хочет. А уж донести свои идеи как-нибудь да удастся. Обычно пониманию режиссера и задач, которые он ставит, посвящен подготовительный период. Почти всегда смотрятся фильмы, подбираются фотографии, делаются эскизы на кастингах. В итоге методом проб и ошибок начинаешь осознавать, чего хочет режиссер — разные видения приходят к общему знаменателю.
 

Поиск визуального решения
 

Андрей Найденов на съемках фильма «Находка» / Фото — Наталья БудкинаАндрей Найденов на съемках фильма «Находка» / Фото:  Наталья Будкина
 

На «Находке» было очень много референсов. Обычно, когда есть время, я подбираю по несколько тысяч разных изображений. Какое-то одно направление в итоге выделить сложно: это и современные документальные референсы, и сделанные в живописной манере, и сложнопостановочные, специально выстроенные по свету кадры, и классические картины. То есть много чего намешивается. В «Находке» хотелось, прежде всего, сделать максимально достоверное и живое изображение, но при этом живописное. Зачастую под достоверностью имеется ввиду выхолощенное и незаметное изображение. Нам же хотелось показать красоту пространства, в котором существуют герои.
 

Как снимать натуру

Кадр из фильма «Находка»Кадр из фильма «Находка»

 
Чтобы передать в кадре живописность пространства, у каждого оператора есть свой подход, и более того, каждая картина требует нового подхода. Но если говорить о «Находке», то рецепт был такой. То, что я снимаю, должно мне нравиться. Но не просто нужно добиваться того, чтобы изображение тебе нравилось, а нужно изначально полюбить то, что ты видишь. Я не знаю, как это происходит, возможно, это элемент какого-то чуда. Так или иначе, если я со вниманием и интересом смотрю на предлагаемое пространство, оно в кадре получается красивым. Если этого внимания и интереса мне в себе пробудить не удается, то можно часами ставить свет, но ничего хорошего не выйдет. С технической же стороны тут скорее вопрос опыта, который нарабатывается годами.
 

Выбор камеры и цветовое решение

Кадр из фильма «Находка»Кадр из фильма «Находка»
 
На картине почти не использовались цветные фильтры. В современном кино к ним просто нецелесообразно прибегать. Конечно, есть ситуации, когда они нужны, но необходимого решения можно добиться и на постпродакшне. Главное, чтобы во время съемки было понимание того, каким будет изображение по цвету. На «Находке» мы изначально продумали необходимую нам палитру. Было понятно, что зимние ахроматичные пейзажи и интерьеры будут контрастировать, давая мягкий цветовой «удар», который позволит зрителю понять, когда и где происходит действие сцены.
Кадр из фильма «Находка»
Из-за того, что в фильме очень много белого цвета, мы выбрали камеру Arri Alexa. Она очень хорошо работает с пересветами и с белым. Хотя, если бы мы снимали на два-три года раньше, у нас возникли бы проблемы, потому что цифровые камеры на тот момент не были так развиты. Но даже с новыми технологиями на цветокоррекции местами было трудно добиться того, что хотелось, поскольку цвет иногда заваливался в разные стороны.
 

Работа с коптерами

На съемках фильма «Находка» — коптер и операторы подводных съемок​ / Фото — Наталья БудкинаНа съемках фильма «Находка»  коптер и операторы подводных съемок​ / Фото: Наталья Будкина
 
В целом техники на «Находке» было не много. В нескольких сценах был стедикам, оборудование для подъемных съемок и коптеры. При работе с последними моя задача заключалась в правильном и интересном мизансценировании кадра и движении камеры. Мы с этим намучились больше всего. Дело в том, что рынок коптеров только формируется, и на нем много людей интересующихся, но ещё не совсем понимающих контекст кинопроизводства, законы мизансценирования. Из-за этого у нас сменилось несколько съемочных команд по коптерам, а результата, которого мы хотели, удалось добиться только в самом конце. Впрочем, мы снимали два года назад, когда рынок коптеров только появлялся, и я не сомневаюсь, что большинство людей, которыми мы были не довольны, сейчас уже вполне могли бы справиться с нашими задачами.
 

Северные локации и влияние тяжелых условий

Кадр из фильма «Находка» Кадр из фильма «Находка» 
 
Съемки «Находки» проходили в Карелии в районе Медвежьегорска. Где-то на расстоянии 50 км от него мы выбрали несколько разных локаций. Плюс была пара локаций в Подмосковье, но это буквально – одна-две смены, которые были необходимы для сцен с воспоминаниями — для них нужна была не зима, а осень, а также другой режим.

У нас был обычный набор аксессуаров, используемых в тяжелых зимних условиях: чехлы с подогревом, пленка, которой обматывали камеру, чтобы она сама себя грела. Ниже -25° температура не опускалась, а в таких условиях работается терпимо. Единственное, были проблемы с запотеванием и отпотеванием оптики, когда мы снимали на натуре, но это вопрос логистики и продумывания последовательности съемки.

Кадр из фильма «Находка» Кадр из фильма «Находка» 
 
Процесс временами осложнялся необходимостью перемещаться по снегу, потому что мы не использовали никаких спецсредств для передвижения камеры в таких условиях. Дело в том, что нам хотелось передать движение по пересеченной местности, в плотном лесу. Снегоходы тут были бы неуместны, да и камеру на них невозможно было бы закрепить. Но как оказалось, для того, чтобы добиться ощущения глуши, достаточно снимать с дороги рядом с лесом, просто пуская актеров в нужном направлении, или, не уходя далеко, готовить заранее тропинки.
 

О разнице подходов к съемкам: «Спасение» и «Находка»

Кадр из фильма «Спасение»Кадр из фильма «Спасение»
 
«Спасение» и «Находка» — две принципиально разные картины. «Находка» — сложнопостановочное и тщательно продуманное кино. «Спасение» же было лихой и дерзкой импровизацией. Мы поехали в Гималаи с Иваном Вырыпаевым микрогруппой. И мы сознательно заранее не знали, что и как будем снимать. То есть это, конечно, не был поход «абы что снять» — мы продумывали каждую сцену, но в документальном режиме.
Кадр из фильма «Находка» Кадр из фильма «Находка» 
 
Если на «Находке» мы тщательно выстраивали каждый кадр, вместе с замечательным художником Германом Зарянкиным подбирали фактуры, то на «Спасении» мы выхватывали из окружающего пространства то, что хорошо, не требуя от реальности соответствия нашим задумкам, но формируя из нее то, что нам было нужно. Это не так сложно, как может показаться. Фокус в том, что если пространство, которое тебя окружает, тебя трогает, то и свет, и композиция, и мизансценирование естественным образом складываются в какой-то интересный результат.
 
 
Андрей Найденов

Оператор-постановщик. Обладатель наград Венецианского кинофестиваля и премии «Белый слон» за операторскую работу в фильме «Эйфория» (2006), приза «Кинотавра» за фильм «Находка» (2015). Снимал также картины: «Одиссея 1989», «Слушая тишину», «Кислород», «Гидравлика», «Дочь», «Танец Дели», «Страна хороших деточек», «Спасение», «В кейптаунском порту» и другие.
 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *