Задачи оператора и визуальное решение «Источника»
Работа оператора над фильмом начинается с чтения сценария. На «Источнике», как это часто бывает, сценарий многократно правили и переписывали, и последний вариант был готов буквально перед съемками. Главная задача, которую ставил передо мной режиссер — показать, с одной стороны, скучность, унылость, мрачность города и с другой — красоту природы. Многие вещи уже отражал сценарий, поэтому находить какие-то подходящие визуальные образы было несложно. Например, город мы старались показывать лишенным света, без яркого солнца, погруженным в суету, спешку, с замкнутыми пространствами. Кроме того, мы убирали из кадра всю зелень. То есть, грубо говоря, мы концентрировались на каких-то отрицательных и индустриальных моментах, создавали образ каменных джунглей. А на природе, наоборот, было много солнца и спокойствие. Вообще с погодой нам очень повезло — за все дни съемок ни разу не было дождя, а солнце выходило и пряталось ровно тогда, когда было нужно.
Препродакшн: раскадровки и репетиции
В общей сложности плотная подготовка у нас заняла около двух месяцев. По меркам большого кино это не очень много. За это время мы утрясли сценарий, нашли локации, провели пробы грима, костюма, а также репетиции. На подготовительном этапе мы также сделали раскадровки, которые для нас рисовал художник. Большинство локаций на тот момент уже определили, что нам очень помогло. В итоге удалось раскадровать почти весь фильм. Придерживаться раскадровок, правда, получалось не всегда, что, в общем-то, нормально — артисты и площадка неминуемо вносят свои коррективы.
Кадр из фильма «Источник»
Также перед съемками были и репетиции многих сцен. Конечно, не в съемочных локациях, но мы старались создать близкую к ним обстановку. Репетиции мы снимали на камеру: мне это было необходимо, чтобы понять, как работать с актерами с операторской точки зрения. Особенно это было важно в случае исполнительницы главной роли Вали Колевой, дебютантки. Нужно было понять, как с ее лицом работать визуально, как лучше светить, какие приборы использовать, откуда лучше снимать. Также было важно определить варианты грима и костюма.
Подбор локаций и декорации: мистический лес, аутентичный дом лесника и колорит провинциального города
Локации мы подбирали очень долго. Особенно это касается леса. Дело в том, что по сюжету лес у нас сказочный, так что хотелось найти какое-то необычное место. В итоге мы остановили выбор на Орловской области. Местный лес был с перекрученными деревьями, со специфическим ветром, со странными звуками. Когда мы ходили по этим местам, лесник посоветовал ничего не фотографировать, так как «бес в камеру залетит». Даже местные жители ощущают загадочность этого леса. И не зря. Когда мы снимали, нас тоже не покидало ощущение присутствия кого-то, потому что и солнце появлялось, когда было нужно, и ветер стихал и поднимался, когда мы хотели. В общем, лес абсолютно соответствовал нашему сюжету.
Дом в лесу, в котором живут наши ведьмы, строили специально: нашли полуразрушенный домик лесника, разобрали его, перенесли на два километра на поляну возле озера, собрали заново каркас, сделали пол и крышу. Мы хотели показать настоящий дом в лесу, с реальными древними бревнами, а не забутафоренными художниками декорациями.
Кадр из фильма «Источник»
Все сцены, касающиеся провинциальной жизни, мы снимали в Болхове, небольшом и очень красивом городке в Орловской области. Найти там что-то подходящее было несложно, поскольку все здания там древние и немного странные. В таких провинциальных городах с этим всегда просто, потому что жизнь там как будто остановилась, люди никуда не спешат и стараются сохранить то, что есть.
Работа оператора с режиссером, художником и операторской группой
Надежда Витальская (посередине)
То, что Надежда Витальская — дебютант в режиссуре, было заметно по тому, что она была знакома с производством в основном в теории и, представляя какие-то образы, не очень понимала, как их можно реализовать на практике. Поэтому иногда приходилось давать ей технические советы о том, что могло выйти за рамки бюджета. Впрочем, подобное часто встречается у начинающих.
Что касается операторской группы, то я стараюсь работать с людьми, которых знаю и с которыми уже работал. Например, я всегда снимаю со вторым оператором Александром Потоцким. Стедикамщков и дольщиков, если они свободны, также стараюсь брать одних и тех же. Но бывает такое, что все заняты: например, на «Источнике» была новая для меня бригада осветителей. Продюсер убедил, что это надежные, добросовестные ребята и так оно и оказалось, что бывает не всегда.
Новое на проекте: анаморфотная оптика и выработка
«Источник» был для меня первым полнометражным кинофильмом, поэтому для меня некоторые вещи были в новинку. Например, это был первый проект, на котором я работал с анаморфотной оптикой. У нас были хорошие объективы Hawk, дающие очень пластичное и убедительное киноизображение даже без обработки. Особенность работы с ними была в том, что нужно было привыкнуть к более широкому формату кадра и, соответственно, к иному построению композиции.
На съемках фильма «Источник»
Кино, в отличие от телепроектов, снимается не по 8-10 минут за смену, а от 4 до 6 минут. Это давало возможность больше поработать с кадром, светом, с телегой, со стедикамом, пообщаться больше с режиссером и артистами. Соответственно было больше возможностей потворить: с большей выработкой, как правило, уже не до творчества.
Техника и оборудование: камера, оптика, свет, стедикам и коптеры
«Источник» я снимал на RED Epic. Эту камеру мы взяли, потому что в нескольких кадрах хотелось использовать рапид, а возможность снимать 320 кадров в секунду есть только у нее. Правда, на рапидных кадрах пришлось использовать обычные объективы, а не анаморфотные.
Анаморфотные объективы Hawk я выбрал, потому что они, на мой взгляд, дают наиболее пластичное изображение для большого экрана. Современные объективы, например, Master Prime и Compact Prime, мне не очень нравятся из-за того, что их изображение слишком правильное: правильная резкость, правильное боке. Старая оптика, вроде Hawk, дает более живое и интересное изображение.
На съемках фильма «Источник»
По световым приборам набор был достаточно стандартный для всех: Kino Flo, а также динамический свет для сцен дискотеки. Самые большие съемки были в лесу, где, за исключением ночных сцен, я искусственное освещение почти не использовал. Было только солнце, отражатели, чтобы подсветить, и рамы, чтобы оттенить. Единственное, было несколько моментов, когда мы начинали снимать днем и уходили в вечер: вот тогда приходилось поддерживать свет искусственными источниками. Но на цветокоррекции все равно это пришлось красить в вечер, потому что использование искусственного света в таких ситуациях видно.
На съемках фильма «Источник»
Стедикам понадобился, потому что некоторые кадры невозможно было снять без него. Например, для некоторых пробежек мы ставили стедикам на квадроцикл и ездили так по лесу. Что касается телеги, то я взял Magnum — она универсальная и надежная. Также достаточно много мы полетали на коптере: есть кадры над озером, над лесом, над Болховым. При наличии компактных камер, которые дают изображение достаточного качества, и операторов, которые хорошо летают и хорошо снимают, это отличное решение.
Съемки таймлапсов: постановка задачи и ночевки в лесу
За теми таймлапсовыми сценами, которые есть в фильме, нужно было гоняться: ловить солнце, облака, погоду. У основной группы на это времени не было. Так что мы нашли человека, который специализируется на съемках таких кадров. Перед ним поставили задачи, выбрали места, а дальше он уже сам ездил и снимал. У него своя камера, свой слайдер, программируемые поворотные головы. Для съемок ему пришлось ночевать в колокольнях, в лесу, чтобы поймать рассвет. При этом многие таймлапсы, к сожалению, не подошли по сюжету и не вошли в фильм: то из-за погоды, то из-за объектов. С моей стороны тут главное было правильно поставить задачу. Если задача поставлена правильно и правильно понята, то в итоге получаешь именно те кадры, которые нужны.
Самые сложные кадры «Источника»
На съемках фильма «Источник»
Другой момент связан с финалом. Это был единственный раз за все съемки, когда природа подкинула нам трудностей. Финальную сцену мы снимали в Крыму на скале. Заранее продумали кадр, определились, куда поставим камеру, где будет свет, куда каскадеры посадят актрису, потому что просто так до этого места добраться было нельзя. Приезжаем в пять утра — идет снег, все затянуто туманом, и никакого солнца из-за мыса, как мы хотели, не появляется. Как-то сняли общие планы, с ними было попроще. Закончили смену, через два часа у меня самолет, надо ехать, и тут вдруг расходятся облака, появляется солнце, небо становится красивым, вода чудесно бликует… В общем, режиссер с художником просят снимать. Делать нечего — десять минут подготовки, пять минут съемки, и мы получили красивый кадр с героиней на скале.
Роман Бурденюк Оператор. Работал над фильмами: «Адъютанты любви», «Закрытая школа», «Закрытая школа», «Источник» и другими. |