Оператор: Стурла Брандт Гровлен


Стурла Брандт Гровлен, оператор

 

Идея однокадрового фильма

Идея снять «Викторию» одним кадром исходила от режиссера Себастьяна Шиппера и, насколько я знаю, она была отправной точкой проекта. Себастьян хотел сделать кино, действие которого — ограбление банка — разворачивается в настоящем времени. Это была его цель, и к тому моменту, как меня пригласили на проект, она была сформирована. Честно говоря, когда мы впервые встретились и Себастьян рассказал мне о своей идее, я был настроен скептически. Но чем больше мы обсуждали, как это можно сделать, тем более уверенно я себя чувствовал, тем больше мне хотелось приступить к работе. Хотя мы никогда не были на сто процентов уверены, сработает ли наша затея, потому что то и дело в силу вступали непредвиденные факторы. К тому же у нас было всего три попытки снять фильм. Если бы на последнем дубле что-то произошло, скажем, камера сломалась или нас кто-то прервал, фильм бы просто не состоялся. Так что во время съемок мы все были немного на нервах.

 

Задача оператора

Когда мы начинали проект, у нас была куча абсолютно сумасшедших идей: погони, аварии. По ходу подготовки пришлось умерить свои амбиции и ориентироваться на какие-то более простые и реалистичные вещи. Это касалось и движения камеры — мы ориентировались на документальную манеру съемки и отказывались от такого сложного оборудования как, например, кран. Обсуждая мои задачи, мы с Себастьяном говорили о том, что я должен действовать примерно как военный оператор, то есть находиться в гуще событий. Мы не хотели, чтобы получились кадры, в которых бы чувствовалось, что они специально сделаны, спланированы — камера должна была быть естественной.

Думаю, задача любого оператора заключается в том, чтобы убрать у зрителя мысли о работе камеры, чтобы он не думал о том, кем является камера, от чьего лица мы видим происходящее и так далее. Своей работой я старался передать настроение героев, вовлечь зрителя в действие, помочь пережить то же, что переживают персонажи. Но если все-таки отвечать на вопрос, кем является камера в этой истории, то это условный шестой персонаж, участвующий в происходящем. Во всяком случае, снимая, я чувствовал себя именно так. Лайа (Коста, исполнительница главной роли — tvkinoradio.ru) как-то потом сказала мне, что во время съемок, находясь за кадром, увидела, как я смеюсь вместе с актерами — настолько сильно я был погружен в действие. Как и все, я плакал в финале — так сработала эмоциональная близость и взаимосвязь с героями.

 

Смысл длинного кадра

На мой взгляд, длинный кадр позволяет зрителю чувствовать себя более свободным, избавляет от авторского манипулирования. Вместе с тем прием добавляет реалистичности. В этом плане «Виктория», кстати, отличается от «Бёрдмэна» — действие нашего фильма происходит в реальном времени, здесь и сейчас, тогда как у Иньярриту проходит несколько дней. Длинный кадр привносит на экран магию текущего момента, во всяком случае, мы его использовали с этой целью.

 

Подготовка

Первая часть препродакшна была посвящена поискам локаций. Особенность тут состояла в том, что мы могли бы снимать только на очень небольшой территории. К тому же нужно было все согласовать и получить разрешения на съемку. Вторая часть препродакшна заключалась в репетициях, на которые ушло где-то три с половиной недели. Мы разбили фильм на десять или двенадцать частей и всей группой репетировали каждую из них по отдельности. Эта была очень интересная работа, потому что фильм постепенно раскрывался перед нами. А поскольку мы репетировали в хронологическом порядке, было проще вносить какие-то правки, что-то менять, переписывать, заново придумывать. Я бы сказал, что таким образом мы монтировали фильм, прежде чем его снять.  

 

Выбор камеры

«Виктория» снималась на Canon C300. Я уже делал с этой камерой несколько документальных картин, поэтому знаю ее очень хорошо. Нам нужна была камера, которая способная снять больше двух часов материала и которая, соответственно, может работать такое количество времени. Кроме того, она должна была быть надежной и компактной. Alexa Mini на момент съемок еще не вышла. Качество изображения GoPro нас не устраивало, а кроме того мне была необходима возможность контролировать фокус. C RED Epic возникла бы проблема замены батареи. Так что Canon C300 была для нас самым подходящим вариантом.

 

Съемочная группа

Съемки были сложными в плане логистики и организации работы группы. На площадке со мной работал гаффер, в команду которого входило, кажется, семь человек. У меня был фокус-пуллер, который следовал за мной на протяжении всей съемки, кроме сцен в машине, в лифте и некоторых других. Ему, бедняге, приходилось садиться на велосипед и следом за нами переезжать от локации к локации. Звуковой цех состоял из шести или семи человек, рассеянных по всей территории съемок. Ну и Себастьян на последнем дубле старался следовать за нами, насколько это было возможно. Но во время дублей он почти не взаимодействовал со мной и актерами. Он абсолютно нам доверял и знал, что мы справимся со своими задачами. Несколько раз он подавал нам какие-то знаки, например, чтобы предупредить, что где-то проходит человек, которому нежелательно попасть в кадр, или что нам нужно ускориться.

Наши действия были тщательно продуманы и отрепетированы. Хотя в то же время мы оставили место и для импровизации как со стороны актеров, так и с моей стороны. Работая с ними, я все больше и больше начинал чувствовать себя как актер, что передавалось и в характере движения камеры, и в степени вовлеченности в действие.

 

Свет, цвет и графика

Со светом все было довольно хитро, потому что я хотел иметь возможность направлять камеру куда угодно. Моя концепция была довольно проста: я хотел перейти из теплой красно-желтой ночи в холодное синее утро. Для этого мы использовали внутрикадровые источники света, например, лампы, вывески, рекламные щиты, а по ходу действия меняли их оттенки. В каких-то сценах мы добавляли свет к уже существующему, в каких-то наоборот делали меньше.

На постпродакшне мы провели цветокоррекцию, чтобы сделать изображение более ярким, насыщенным и мягким. В некоторых местах использовали графику. Например, в сцене на крыше были убраны облака и добавлено светлое небо, чтобы усилить ощущение наступающего утра. Также в некоторых кадрах понадобилось убрать зеркальные отражения или попавших в кадр членов съемочной группы. Местами мы стабилизировали изображение, потому что тряска камеры была излишне сильной.   

 

Мода на длинные кадры и однокадровое кино

Длинный кадр, не говоря уже об однокадровом фильме — вызов для любого кинематографиста. Это сложная задача, подразумевающая серьезную логистику и требующая более тщательного планирования, чем обычно. Кроме того, это вещь непредсказуемая, поскольку включает огромное количество всевозможных факторов. В этом смысле длинный кадр может быть способом реализации амбиций. Главное, что дает такое прием — ощущение реальности. Если не ошибаюсь, Годар сказал, что монтаж — это ложь. Я, конечно, не считаю, что нужно отказаться от монтажа, но все-таки длинный кадр как ничто другое обнажает действительность, выявляет реальность, не позволяет скрыть ее за склейкой. Видимо, такой подход сейчас многими востребован.

 

Значение награды Берлинского кинофестиваля

Получить «Серебряного медведя» для меня было абсолютной неожиданность и большой честью. Я был ужасно рад уже тому, что «Виктория» попала в основной конкурс Берлинале, а уж награда просто не вписывалась в мое представление о мире. Конечно, приз очень много значит для меня. Если говорить о практических последствиях, то «Серебряный медведь» открыл мне многие двери, я уже получил огромное количество предложений и сейчас работаю в довольно напряженном графике. К тому же недавно другой фильм, который я снимал, «Бараны», получил в Каннах награду «Особый взгляд». Так что для меня это какой-то совершенно сумасшедший год. Но если мне предложат снять еще один однокадровый фильм, я думаю, что откажусь. Не хотел бы заработать амплуа однокадрового оператора, тем более, что в мире кино есть великое множество других возможностей.
 

 
 

  Стурла Брандт Гровлен

Оператор
Обладатель «Серебряного медведя» Берлинского кинофестиваля-2015 за выдающиеся художественные достижения («Виктория»). Работал над фильмами: «Соглашение», «Песни для Алексис», «Виктория», «Бараны» и другими
 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *