«Парк Юрского периода» (1993)
В основе сюжета, написанного одним из самых неоднозначных писателей в кинематографе Майклом Крайтоном, – безумная мысль американских ученых о том, как разбудить мертвую цивилизацию динозавров. Было решено вывести их для начала 90-х кажущимся фантастическим методом клонирования, причем каким-то до сих пор неизвестным науке способом с помощью комара. Но сделать из них «Диснейленд» Юрского периода – это было лишь вопросом времени.
Кадр из фильма «Парк Юрского периода» (1993)
Главными «героями» первой части франшизы стали тираннозавры и велоцирапторы. Сам Спилберг говорил, что хотел снять «”Челюсти” на суше». Учитывая, что режиссер не умеет искать легких путей, он, сам не понимая, как вообще можно создавать реалистичных динозавров на экране, обратился к Стэну Уинстону, когда-то сделавшего чужих и терминатора. Тот, конечно, согласился, но, как позже признался, Уинстон понятия не имел, как это сделать. В результате после кропотливой работы над концепт-дизайном фильма, который создавал Крэш МакКрири, Стэн позвал на помощь еще одного известного в индустрии спецэффектов аниматора Фила Типпета.
Эскиз тираннозавра для фильма «Парк Юрского периода» (1993)
Тут надо сделать паузу и напомнить, что гигантских монстров к 1993 году никто почти не делал, и многие прибегали или к двойной проекции (как в «Миллионе лет до нашей эры»), или к аниматронике (как в тех же «Челюстях»), или к классике, то есть к кукольной мультипликации, как в «Кинг Конге» (и 1933 года, и его поздних вариациях, созданных в XX веке). Поэтому задача перед супервайзерами спецэффектов – создать наиболее приближенных к реальности динозавров – стояла, мягко говоря, непростая. В 1993 году не то что такой профессии «супервайзер спецэффектов» не существовало, не было даже стопроцентно подтвержденных данных у ученых, как могли передвигаться ти-рексы.
Но было ясно главное: Спилберг совершенно точно не хотел пугать зрителей кукольными методами, как он уже делал на «Челюстях». И хотя во время создания «Парка Юрского периода», по его словам, он вдохновлялся «Кинг Кингом» 1933 года, режиссер понимал, что ему предстоит создать новые невероятные ранее спецэффекты. На этапе предпродкшна он все еще сомневался в технологии разработки гигантских рептилий, но когда мастера спецэффектов показали ему пробный двухминутный мультфильм, в котором бегали искусственно созданные твари, Спилберг решил окончательно, что аниматроника будет присутствовать лишь в эпизодах. Легенда гласит, что, когда Типпет увидел этот черновой ролик, то воскликнул: «Моя профессия вымирает!»
На съемках фильма «Парк Юрского периода» (1993)
В «Парке…» динозавры должны были быть объемными и в полный рост. Для создания визуальных эффектов, компоуза, go-motion-технологии и обработки кадров была завербована компания ILM. Результат оказался выше всех ожиданий. В Industrial Light & Magic проработали такие детали, как пыль, ветви деревьев и брызги, а так как половина фильма проходит под дождем и ночью, то основным элементом для создания спецэффектов стал свет, под которым должны были стоять в итоге динозавры.
На съемках фильма «Парк Юрского периода» (1993)
Чтобы актеры, в особенности дети, могли представлять своих врагов, некоторые из монстров получили макет в полный рост. Например, тираннозавр имел несколько воплощений: каркас с мордой и хвостом, компьютерное изображение, модель из глины в полный семиметровый рост и платформу, разработанную для аэрокомпаний, которая могла бы изображать движение макета. Для крупных планов был сделан макет головы, который умел дышать (пар идет не только из пасти, но и из ноздрей животного), открывать рот (с механическим языком) и страшно вращать глазами.
Кстати, про язык существует отдельная история. Помните нападение рапторов на кухне? Когда эту сцену увидел научный консультант фильма Джек Хорнер, он обрушился на аниматора Типпета с критикой по поводу того, что динозавры не умели высовывать язык. Но это как раз из тех случаев, когда художественный вымысел оказался важнее исторической правды.
Что касается макетов – скажем лишь, что технология DID родилась именно на съемках «Парка Юрского периода», сейчас уже мало кто вспомнит, что расшифровывается она, как Dinosaur Input Device. Выглядит это примерно так: есть телеметрический скелет персонажа, который в малой модели ходит внутри компьютерной программы (в 1993 году еще не умели интегрировать макеты в локацию в реальном времени), каркас же механически повторяет то, что происходит внутри программы, и лишь на посте специально обученные люди переносят проволочный макет в кадр и наращивают его мясом, кожей и текстурой.
У велоцираптора было две модели. Одна глиняная, над которой работали четырнадцать кукловодов, вторая – так как он часто присутствовал в кадре и контактировал с людьми – предполагала в ней присутствие человека. «В ней» – в буквальном смысле. То есть на каскадера надевали шкуру раптора, а движения он заранее оттачивал с помощью аниматоров.
Единственным динозавром, не имевшим своей компьютерной модели или цифровых датчиков, оказался дилофозавр, капюшон которого имел свойство раздуваться. Но зато для этой рептилии было предусмотрено три головы.
Дилофозавр. Кадр из фильма «Парк Юрского периода» (1993)
Не меньшей загадкой был ответ на вопрос: «Как кричат динозавры?» Понятно, что это не Кинг Конг, но и не Годзилла. На помощь звукорежиссерам пришли палеонтологи. Каждый звук, исходящий от рептилий, был взят из живой природы. Вопль ящерицы, нападающей на Денниса, сочетает в себе крики лебедя, ястреба, гремучей змеи и обезьяны. Велоцирапторы «разговаривают» на основе языка дельфина и моржа.
В общей сложности в «Парке Юрского периода» вышло шесть минут компьютерной графики (около 50 сцен) и примерно девять минут аниматроники. В результате технология DID стала едва ли не главной на протяжении 10 лет (пока ее не сменил motion capture), а Стэн Уинстон основал одну из главных компаний мира, занимающуюся аниматроникой, Legacy Effects. По еще одной легенде, когда материал «Парка Юрского периода» увидел Джордж Лукас, он заплакал и произнес: «Создание этого фильма сравнимо с изобретением лампочки».
«Парк Юрского периода 2: Затерянный мир» (1997)
Вторая, неизбежная после успеха первого «Парка…», часть вышла спустя четыре года. Если в первой серии было 7 динозавров, то во второй их количество увеличилось до 13 особей. Нельзя сказать, что съемки прошли с меньшими заботами. Контактов с актерами, согласно сюжету, стало больше (там, напомним, мало того, что динозавры нападают на людей, так и сами люди перевозят ти-рекса в Америку), хищники стали злее и разнообразнее.
Кадр из фильма «Парк Юрского периода 2: Затерянный мир» (1997)
Из-за усложненных условий режиссеру, которым в очередной раз стал Спилберг, пришлось большую часть фильма снимать в павильонах. Для этого были искусственно созданы джунгли, по которым бродили гигантские существа. Для сцены, когда трейлер висит над пропастью, пришлось создавать огромные для 1997 года декорации с применением хромакея.
На съемках фильма «Парк Юрского периода 2: Затерянный мир» (1997)
Здесь также нашлось место всем наработкам, совершенным в первой части, съемки стали еще более зависеть от компьютеров. Например, почти полностью были исключены макеты, разве что тираннозавр имел, как и в первой части, полноразмерные макеты головы и хвоста. Причина в том, что режиссер решил как можно меньше использовать крупные планы и переключился на общие, чтобы дать понять зрителю масштабность катастрофы, произошедшей в фильме. Вследствие этого аниматроников на площадке стало меньше, зато получилось больше времени для DID-технологий. Впервые во франшизе нашел применение старый добрый силикон. В первой части из-за его отсутствия возникали сложности в сценах с дождем: то латекс набухал, то чучела пропитывались водой и их приходилось сушить чуть ли не феном. В «Затерянном мире» силиконовое покрытие шкур моделей динозавров сделало их более устойчивыми к воде.
На съемках фильма «Парк Юрского периода 2: Затерянный мир» (1997)
Существует еще одна деталь, которую можно найти при медленном просмотре картины. Когда Ник несет детеныша ти-рекса в трейлер, электрический кабель, волочащийся за моделью, предательски выдает роботизированное чучело. Таких примеров, связанных с нестыковками в сюжете, с меньшим, чем в первой части, вниманием к деталям и попросту сценарными ошибками в «Затерянном мире» полно. Причина, конечно, в сумасшедшей гонке. «Парк Юрского периода» стал одним из первых примеров алчности продюсеров. Раньше они были едва ли главными людьми на площадке, но в 90-е годы прошлого столетия, когда стало понятно, что кино может приносить выручку размером с миллиард и выше, их аппетиты стали несовместимы с рассудком.
«Парк Юрского периода 3» (2001)
Мы не можем знать наверняка, но, скорее всего, к третьей части Спилбергу стали неинтересны динозавры. В 2001 году вышел последний фильм классической трилогии, режиссерское кресло которого занял Джо Джонстон. Компьютерные технологии к тому времени зашли настолько далеко, что описывать их практически бесполезно.
«Мир Юрского периода» (2015)
Новый фильм, вышедший на экраны 11 июня 2015 года, хочется назвать продолжением франшизы, но не получится. Да, книгу написал все тот же Майкл Крайтон, но над ее сценарным воплощением трудился целый коллектив авторов, которые работали над фильмами «Восстание Планеты обезьян» и «Безопасность не гарантируется». Режиссер «Безопасности…» Колин Треворроу после настояния Спилберга стал постановщиком нового «Юрского периода». Сюжет стал больше похож не на триллер, а на что-то среднее между «Индианой Джонсом» и «Годзиллой» с футуристическим наклоном, недаром одним из его разработчиков значится Фрэнк Маршалл, известный по «Индиане Джонсе и Храму судьбы» и трилогии «Назад в будущее».
А что же динозавры? Впервые с 1993 года перед создателями фильма стала задача создать то, чего не может быть, а именно: речь идет о динозавре, которого не было. По сюжету, ученые создали из генов нескольких рептилий нового сверхдинозавра Индоминуса Рекса –больше, сильнее и умнее предыдущих. И, кстати, единственным из героев, являющимся мостиком между новым фильмом и классической трилогией, стал тот самый генетик из первого «Парка Юрского периода» Генри Ву в исполнении Би Ди Вонга.
В этот раз съемки проходили не только в легендарных локациях Гавайев, но и в Новом Орлеане, где был построен весь антураж Главной улицы «Мира Юрского периода». После урагана «Катрина» декорации пришлось возводить на месте разрушенного парка аттракционов практически с ноля.
Динозавры не только стали больше, но и их количество возросло. Теперь они бегают огромными стадами, летают и плавают. Могучие апатозавры, пластинчатые стегозавры, гребнеголовые паразауролофы или рогатые трицератопсы – всех не перечислишь. Созданием новых монстров занялся все тот же Фил Типпет под руководством все того же консультанта Джека Хорнера. Ученый уже после первого «Парка Юрского периода» занялся исследованием, в результате которого мир узнал, что ближе всех к динозаврам из существующих животных стоят… курицы. Отсюда много «куриного» в нынешних монстрах, начиная с первого кадра.
За спецэффекты все так же отвечает Industrial Light & Magic. Пожалуй, компьютерные технологии выросли настолько, что анимированным персонажам скоро начнут давать «Оскар», тем не менее Треворроу настаивал на использовании макетов и аниматроники. 22 года спустя после выхода первой части франшизы никто не отменял аниматоров, хотя сегодня их труд, скорее, используют для постановки света и выстраивания композиции. Ходят рассказы, что некоторые части велоцирапторов, например, их головы, использовались и для того, чтобы разыгрывать членов съемочной группы.
В завершение скажем, что Треворроу настаивал не только на использовании, казалось бы, вышедшей из моды механики, но и на снятии всего фильма на 65-милиметровую пленку. Таким образом, новый «Юрский парк» был снят не просто для кинотеатров IMAX, но и на аппаратуру IMAX в разрешении 2:1. И этот факт объясняет всю позитивную точку зрения: пока живы динозавры, технологии будут востребованными.