Ханна Чапман, Аравинд Рагупати и Джим МакКуэйд на съемочной площадке фильма «Memory of a Kiss»
Все мы слышали (и притом тяжко вздыхали) слова: «Поправь это во время постпродакшна». С некоторыми моментами, конечно, так и следует поступать, однако наиболее важные задачи по организации съемочного процесса встанут перед вами на этапе планирования препродакшна. Именно планирование зачастую является «недостающим ингредиентом» во многих авторских фильмах. И, пожалуй, именно в его качестве, а вовсе не в размере бюджета, заключается основная разница между профессиональными и любительскими съемками.
Время: дефицитный ресурс
Как помощник режиссера я постоянно слежу за временем. Это просто безумие, какое количество мелочей может приводить к утечкам драгоценных минут из вашего расписания, оставляя все меньше времени на актерскую игру и съемку. Многие пункты, представленные в этой статье, попадают именно в эту категорию. Могу привести такой пример: если обед задерживается на 20 минут каждый день, а съемки длятся всего 9 дней, вы можете запросто потерять эквивалент целого утра работы.
Потерянное время становится «смертью от тысячи ран». Десять минут тут, десять минут там, и вы попадаете в своеобразный порочный круг — ваш рабочий день неожиданно превращается из двенадцатичасового в четырнадцатичасовой, а накопленная усталость приводит к всеобщей заторможенности.
Простого энтузиазма недостаточно
Я бы сказал, что некоторые кинематографисты просто-напросто не учатся. Они полагаются на свой энтузиазм и принимают желаемое за действительное, вместо того, чтобы использовать свой опыт при решении организационных вопросов. Тогда сложности, возникающие уже в процессе съемок, застают их врасплох, а вовсе не кажутся неминуемым результатом неудачно составленных планов. Давайте не будем путать любовь к кинопроизводству с верой в то, что можно просто игнорировать время, деньги и вечернюю усталость. Даже если расписание съемок продумано качественно, на площадке всегда есть широкий простор для проблем и стрессов. Совершенно неважно, что режиссер по-прежнему энергично работает, если актеры и съемочная команда уже выдохлись.
Сотрудничество
Вы можете работать с кем-то, в действительности с ним не сотрудничая. Режиссер просит оператора осветить сцену, тот выполняет свою рутинную осветительную работу, и вы начинаете съемку. Возможно, они уже давно сработались, иначе это, скорее, делегирование. Вы можете начать сотрудничество, просто обменявшись парой фраз между собой.
Режиссер может сказать: «Атмосфера должна быть холодной и жесткой». В ответ оператор демонстрирует ему свою версию площадки, свет поставлен соответственно его пониманию того, что имел в виду режиссер. Это хороший вариант. Однако я предпочитаю достаточно сильно вовлекать оператора-постановщика еще на этапе обсуждения того, как мы собираемся рассказывать историю, и не только в том, что касается света на сцене.
Время и препродакшн
Если бюджет фильма составляет, скажем, пятьдесят тысяч долларов, я думаю, что где-то 5–10% от этой суммы следует потратить на собрания по препродакшну, где будет обсуждаться общее видение проекта. На этих встречах должен присутствовать режиссер, сценарист, оператор-постановщик и основной актерский состав. Это будет в интересах любого продюсера. Коммуникация между этими людьми необходима для гладкости процесса во время продакшна и для успешной реализации видения проекта. Посвятите две трети времени вопросу о смысле и концепции фильма и разбору сценария, а в оставшуюся треть займитесь планированием работы.
Совместное планирование
Операторский цех. Сколько времени займет установка света в этой сцене? Составили ли они какой-либо план освещения, перед тем как прийти на съемочную площадку?
Режиссер. Режиссер держит у себя в голове представление о том, как должен выглядеть монтажный лист. Но если этот лист разрабатывается на ходу, то он становится сюрпризом для всех остальных. Лучше всего иметь хотя бы набросок монтажного листа, пусть и неполный.
Продюсер. Полностью ли учтены все организационные моменты? Составлено ли расписание согласно бюджету? Это очень важный вопрос.
Помощник режиссера. Если помощник режиссера берет расписание «с потолка» при составлении вызывных листов, то это тревожный звоночек. Как бы ни была развита его интуиция, и каким бы обширным не был его опыт в расчете времени, работа в вакууме — это всегда плохая идея.
Сценарист на площадке: «Вот что я имел в виду…»
- Во-первых, сценарий может быть написан не слишком хорошо, и замысел автора становится понятен, только если он лично находится рядом с текстом и объясняет его значение.
- Во-вторых, сценарий может быть сделан более или менее хорошо, но режиссер не понимает, как его надо читать.
- И в-третьих, может возникнуть такая ситуация, когда сценарий написан хорошо, и возможно режиссер даже знает, как его надо читать, но при этом не смог найти достаточно времени на подготовку и разобрать его настолько подробно, чтобы понять подтекст.
Стоит отметить, что будет честно, если именно сценарист будет человеком, который напомнит всем, что этот момент в сцене XX должен визуально или эмоционально соответствовать вот этому моменту в сцене YY, который будет сниматься неделей позже.
«На полпути» к месту съемки
Казалось бы, все устроено. Но не тут-то было. Вот несколько моментов, которые часто остаются без внимания в условиях быстрого планирования и могут сыграть против вас непосредственно в день съемки:
- Мы поговорили с самим менеджером, который будет с нами на съемке? Что он или она о нас думает?
- Обсудили ли мы в деталях весь съемочный процесс?
- Обсудили ли мы перестановку мебели?
- Договорились ли мы об отключении ледогенератора? Или кондиционера?
- Объяснили, что постоянно будем требовать соблюдения абсолютной тишины, пока мы находимся на площадке? Будет ли менеджер выполнять какую-то специфическую (шумную) работу?
- Сказали ли мы, что некоторые члены съемочной команды, возможно, будут выглядеть немного безумными и могут вести себя не так вежливо, как нам бы хотелось? Будет ли это проблемой? (Возможно, не будет, если рассказать об этом заранее)
- Обсудили ли мы парковку?
- Мы спросили можно ли использовать погрузочную площадку, которая, кажется, может быть удобной (но, как оказалось, не открывалась вот уже в течение четырех лет)?
- Выяснили ли мы, куда выносить мусор (или его нужно забрать с собой)?
- Какой момент следует обозначить как время ухода? Это будет: «Мы уже все погрузили и прибрали» или «Заканчиваем съемку и начинаем 75-минутный процесс погрузки и приборки»?
- Или, быть может, у нас есть возможность немного задержаться в случае необходимости? Как к этому отнесется менеджер, находящийся в это время на посту? Кто будет оплачивать ему эти сверхурочные часы?
- Место съемки: «Полиция логотипов»
Если это важно для съемочного процесса, необходимо решить эту задачу до того, как начнется сама съемка. Либо выберите другую локацию, либо спланируйте, как избежать попадания логотипов в кадр. И, наконец, можно сообщить декораторам, чтобы они подготовили все необходимое, чтобы «очистить» площадку и соответствующим образом изменить график.
- Место съемки: проверка на тишину
Продолжение материала читайте завтра.
Источник: filmmakermagazine.com