Организация кинопроизводства: частые ошибки и простые правила (Часть 2)

Продолжение. Начало материала вы можете найти по данной ссылке.

 

О хлебе насущном: организация питания

Очень важно обеспечить команду и актеров едой. Чем более плотный у вас график, тем важнее становится этот элемент планирования. Организация питания необходима, чтобы все оставались сытыми и довольными, и этим нельзя заниматься в последний момент.

Кулинарные предпочтения у всех разные, часто они варьируются от безупречных до смехотворных — причем у одного человека. Это делает все это несколько сложнее, но всегда есть возможность расспросить людей и организовать все, что им необходимо, что они хотят, на что у них нет аллергии.

Организация питания — это то, что должно идеально работать в течение всего дня. Причем предлагать нужно еду, позволяющую оставаться в фокусе и сохранять энергию. Лично я считаю, что поедание чипсов по несколько пачек за раз не отвечает этому требованию.

 

  • Напитки и кофе — всем и каждому
Давайте начнем с напитков. Вода является очевидным выбором. Необходимо обеспечить достаточно воды, чтобы все смогли продержаться до конца дня с учетом локации съемки. Если дни жаркие и влажность высокая, воды потребуется больше, чем в прохладных условиях. Важно иметь достаточно льда, чтобы охлаждать напитки в течение дня. Иногда холодный напиток на десятом часу рабочей смены может быть критичней, чем все иные факторы.

Кофе — надежный источник кофеина. Классическая ошибка заключается в том, чтобы принести столько этого напитка, что всем кофеманам достанется по одной чашке в начале дня, но не больше. Любители кофе, которых я знаю, как правило, продолжают пить его в течение всего дня. Не лишайте этих людей их привычной дозы кофеина.

Организация питания является той сферой, которая легко производит большое количество отходов. Если хотите заранее обеспечить чистоту на площадке, организуйте доступный всем источник питьевой воды и многоразовые бутылки для каждого, кто не принес свою.

Если вам приходится использовать покупные бутылки с водой, попросите ассистента написать номера на крышке каждой из них, сразу после того, как их распакуют. Я оставлял на площадке свою бутылку с водой должно быть уже сотню раз, а потом не мог найти ее среди других шести недопитых бутылок, стоящих рядом — так что я брал новую; наличие любой пометки или номера на каждой бутылке снимает эту проблему. Звучит несерьезно, но вы себе представить не можете, сколько можно сэкономить на покупной воде.

Организация питания непосредственно на площадке ограничивается тем, что может быть поставлено в формате фуршетных блюд. Протеиновые батончики, фрукты, которые можно аккуратно есть, овощи и крекеры отвечают этому требованию. Яблоки и апельсины подойдут, но их сложно есть наспех, они могут брызгаться соком. Хорошо бы обеспечить большое количество салфеток, как сухих, так и влажных. Не забудьте пакеты для мусора.

 

  • Обед по расписанию
Обеды! Надеюсь, вас не удивляет, что людям необходимо горячее питание. Особенно, когда они работают сверхурочно, имеют дело со стрессовыми ситуациями и носят тяжелые вещи.

По моему опыту, наличие на площадке человека, обеспечивающего едой актеров и съемочную команду — это лучший вариант. Он не обязательно должен быть поваром, хотя это может быть отличным решением. Главное для этого человека — подходить к своей задаче творчески и уделять ей максимум внимания. А еще уметь справляться со сложными ситуациями.

Специально назначенный поставщик провизии лучше всего справится со своевременным предоставлением необходимой пищи в условиях ограниченного бюджета. Принятое в последний момент решение сходить в ресторанчик неподалеку гарантированно обойдется вам в круглую сумму. Причем убытки будут связаны не только с оплатой счета, но и с потерями времени: каждый должен дойти от площадки до ресторана и обратно. А в некоторых ситуациях уход с площадки создает проблему безопасности, решение которой отнимает дополнительное время от работы.

Также гораздо проще контролировать время обедов, когда выделен отдельный персонал, отвечающий за питание. Ключевым требованием является то, что еда должна быть на столе в обещанное время (или немного раньше). Важно, чтобы это были такие блюда, которые можно просто оставить на полчаса. Вы должны запланировать перерыв на обед не позже, чем через шесть часов после начала рабочей смены. Однако вам понадобится пространство для маневра: если чтобы закончить съемку какой-то сцены вам нужно всего несколько дублей — сделайте их.

Попросите у команды «отсрочку», но не прибегайте к этому способу слишком часто. Если же подходящий момент для перерыва представляется на 25 минут раньше, наличие готового обеда заранее может быть изрядным преимуществом для вашего графика. Гораздо проще управлять расписанием, когда вы точно знаете, кому звонить и кто является ответственным за питание. Полагаться на персонального ассистента, которого ребята из операторского цеха только что отправили в магазин электроники — это не слишком хороший план.

Ну и, наконец, последний совет. Но важный. Существует одно неписанное правило: пицца подается только один раз во время любой съемки.

 

  • Дело вкуса
Конечно, если у любого члена съемочной команда или актерского состава имеются специфические пищевые требования (вегетарианская еда, без глютена), вы должны будете их учитывать. Однако я говорю о проблеме, возникающей, когда основной актерский состав или съемочная команда начинают воротить нос от обеденного меню и уходят, чтобы найти лучший вариант. Если съемка проходит в удаленной локации, такого произойти не может. Но в любом другом месте — запросто.

На самом деле здесь есть даже две проблемы. Первая заключается в том, что если актер покидает площадку, то маловероятно, что он вернется с обеда тогда же, когда и все остальные — вы потеряете время. Кроме того, тот же самый актер недоволен тем, как вы с ним обращаетесь. Естественно, что это практически всегда плохо, даже если талант, о котором идет речь, ведет себя как настоящая дива.

Решение: разберитесь с этим на этапе планирования. Уговорите актера принять обеденное меню, сделайте это быстро и в неформальной обстановке. Лучше иметь одно–два особых блюда и держаться графика, чем брать на себя такой риск.

 

Совместные передвижения

Совместные передвижения и разъезды неизбежны и дороги. Очевидно, что загрузка всех вещей и оборудования в транспорт, поездка до новой локации и разгрузка, а потом установка на новом месте займет огромное количество времени. Просто помните об этом.

Одно из правил написания сценариев для авторского кино заключается в том, чтобы персонажи находились в одном месте на протяжении большей части фильма. Если вам кажется, что это идея подходит только для ограниченного количества мелкомасштабных картин, обратите внимание на фильм «Из машины», номинированный на «Оскар», получивший BAFTA за лучший сценарий и выигравший четыре номинации премии британского независимого кино BIFA.

Опираясь на свой опыт, я могу сказать, что вы можете совершить один большой переезд в день всей командой и сохранить при этом продуктивность. Конечно, это зависит от природы фильма и дальности передвижений. Если весь фильм снимается в одном районе, то многократные переходы «через дорогу» не будут слишком дорогими, особенно если вы развернули что-то наподобие лагеря, где вы базируетесь на протяжении всего съемочного периода.

Однако переезд в другое место займет много времени. Даже с небольшой командой (например, три–пять человек) и актерским составом (два–четыре человека) это займет как минимум 45 минут плюс время в дороге. Оптимистичные предположения могут быть основаны на времени, проведенном в пути во время поиска локаций, однако сам переезд может происходить в вечерний час пик — тогда грош цена всем вашим расчетам.

 

«Снимем еще один на всякий случай»

Это не является проблемой как таковой: очевидно, что это неотъемлемая черта любой съемки. Однако во время съемочного дня вы постоянно находитесь под давлением и отстаете от графика, а стоимость каждого нового дубля растет. Вместо того чтобы снять «слишком много» и потом планировать выбрать «достаточное количество» на этапе постпродакшна, режиссер должен принять непростое, но необходимое решение, признав, что «хорошенького понемножку».

Чем чаще я подобное вижу, тем больше вопросов у меня возникает. Я не могу до конца понять, от чего именно мы пытаемся себя обезопасить? Что может случиться?

Для начала, если у нас действительно есть все дубли, все требуемые варианты актерской игры — тогда дубль, снятый «на всякий случай», является совершенно лишним с точки зрения повествования. А если у нас нет всего необходимого — значит, это точно делается не «на всякий случай». Если резкость была сомнительная, мы можем снять еще один дубль, чтобы ее улучшить. Если подкачала игра — значит, мы поговорим с актером.

Неужели мы боимся, что вся структура цифровых носителей, файловая система камеры и так далее могут стать абсолютно ненадежными в любой момент? Вполне вероятно, что во время работы над фильмом неэкспонированная пленка могла запачкаться/засветиться или просто испортиться при обработке.

Еще один дубль на дополнительных тридцати сантиметрах пленки и правда предоставляет некоторую степень защищенности от подобных проблем. Но от чего защищаться в случае «цифры»? Если мысли о безопасности не дают вам покоя, лучше сделайте лишний бэкап — это быстрее и дешевле, чем съемка кучи дублей.

Вот где таится настоящая опасность. Если мы каждый раз делаем еще дубль «на всякий случай» в течение съемочного дня, мы, скорее всего, просто теряем 30 минут в силу необъяснимого страха. И, что тоже важно, мы расходуем энергию актеров, постепенно выматывая их все сильнее, не имея на то никакой причины.

 

Охват

Охват — полный набор различных кадров, нужных, чтобы ясно показать, что именно происходит в сцене — является еще одним трудным моментом. Конечно, принято (и необходимо) снимать множество различных углов/мизансцен/планов для многих сцен. Однако на съемке, проходящей в условиях стресса (другими словами — на любой съемке), работа режиссера подразумевает осведомленность в том, должно быть включено в охват, а что нет. Базовый подход включает в себя съемку основного набора кадров для любой сцены, однако это необязательно самый эффективный метод.

Я рассматриваю проблему охвата как типичный пример ряда основных художественных трудностей и неудач:

 

  • Охват: отсутствие видения
Если у режиссера отсутствует настоящее видение, то во время съемок в итоге обычно делается большой охват с использованием самых очевидных приемов с искренней уверенностью в том, что это обеспечит отличный результат. Это, конечно, может произойти, но только если видение, обнаруженное на этапе постпродакшна, заложено в очевидных, классических рамках. Я работал над долгосрочными проектами, для которых были сделаны крупные, средние и общие планы, но ни одного сверхкрупного. Который в итоге и был нужен.

 

  • Охват: недостаток планирования/раскадровки

Я не считаю раскадровки панацеей, однако они удобны. Более того, сам процесс создания раскадровки, возможно, даже более эффективен, чем следование ей. Это можно сравнить с посещением курса лекций в колледже и написанием конспекта. Именно благодаря сделанным записям вы учили материал. Если есть какое-то видение, но отсутствует раскадровка или список кадров, оно будет реализовано как бог на душу положит: не полностью и, вероятно, с множеством противоречий. Опять-таки создание раскадровок, а также обсуждение их с ключевым составом — это форма сотрудничества при планировании, которая станет значительным вкладом в совместную работу на площадке.

 

  • Охват: отсутствие стиля
Это более тонкая проблема. Множество коммерческих проектов (кроме, пожалуй, самых крупномасштабных) снимают, не обращая особого внимания на стиль. В качестве единственной задачи здесь ставится хорошее освещение безделушек, четкая речь рассказчика и наличие вставок для монтажной перебивки. Лично я не считаю, что кино следует снимать таким образом, но это уже другой разговор, гораздо более длинный.

На мой взгляд, если у вас есть ясное видение истории или сцены и уже неплохо сформирован какой-то аспект персонального стиля, то вы будете способны сделать такой охват, чтобы показать сюжет именно так, как вам нужно. Это всегда будет занимать больше времени до начала съемок, однако, вполне вероятно, вы потратите на это гораздо меньше времени, как только они начнутся. Мне кажется, необходимо провести длинный разговор со сценаристом и/или детально разобрать сам текст. Установление взаимопонимания с основными актерами также имеет особое значение для достижения этой цели.

 

Сложные сцены — сначала

Всегда старайтесь сначала снимать самые трудные эпизоды. Это может быть сцена с самой большой массовкой. Или с долгим и сложным движением стэдикама. А может, это будет сцена с множеством составных блоков. Она не должна быть самой важной с драматической точки зрения — наподобие большого расставания или ссоры возлюбленных — это важно для актеров, но не для съемочной команды. Оставьте такие моменты на потом, когда все уже разогреются и расслабятся.

 

Время в запасе

Это не всегда возможно, но всегда целесообразно. Если наша съемка должна идти две недели, то давайте попросим всех оставить свободными 16-17 дней — с учетом для возможных пересъемок. Переезды и приехавшие издалека актеры создают некоторые затруднения, но даже часть актерского состава (и съемочной команды!), свободная в день пересъемки, может оказаться настоящим спасением.

 

Все проблемы — проблемы лидера

Другими словами, если вы лишились места съемки, потому что владелец не понял сути процесса, это не его вина. Это вы не удостоверились, что людей устраивает ваш план. Лидер (обычно продюсер или режиссер) берет проблемы под контроль. Дождь будет проблемой, только если вы думали, что он никогда не пойдет. Лидер, который постоянно жалуется, что кто-то наломал дров — провалится.

Самое важное — позволить вашим актерам и съемочной команде прикладывать максимум энергии, чтобы рассказать стоящую историю. Однако это непростая работа, требующая большой отдачи и серьезного планирования.

Источник: filmmakermagazine.com

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *