«Война и мир» (Сергей Бондарчук, 1969)
«Братья Карамазовы» (Иван Пырьев, 1970)
«Чайковский» (Игорь Таланкин, 1972)
Еще одно масштабное костюмное кино, обращенное к русскому культурному наследию. Правда, на сей раз это не экранизация, а фильм-биография, посвященный Петру Ильичу Чайковскому, одному из самых известных за рубежом русских композиторов. В этот раз уступить пришлось любимцу американских киноакадемиков Витторио Де Сике и его исторической драме «Сад Финци-Контини». Интересно, что «Чайковский» также номинировался за лучшую музыку – фильм стал единственной советской работой эмигранта Дмитрия Темкина, двадцатикартного номинанта и трехкратного победителя «Оскара».
«…а зори здесь тихие» (Станислав Ростоцкий, 1973)
Первая картина на военную тему, выдвинутая от нас на соискание премии «Оскар», очевидно, заинтересовала киноакадемиков сильной драматургической основой, изобретательной режиссурой и целой галереей ярких актерских работ. Тем не менее, превзойти «Скромное обаяние буржуазии», одну из ключевых картин Луиса Бунюэля, разумеется, шансов не было. Понимал это и Станислав Ростоцкий, вроде как даже признававшийся, что был счастлив проиграть картине гениального испанца.
«Дерсу Узала» (Акира Куросава, 1976)
«Белый Бим Черное ухо» (Станислав Ростоцкий, 1979)
«Москва слезам не верит» (Владимир Меньшов, 1981)
Следующий отечественный «Оскар» был во многом неожиданным. Мелодрама на современную тему «Москва слезам не верит» пользовалась любовью советского зрителя (второй самый кассовый отечественный фильм в истории советского проката!), но была скептически встречена и критикой, и кинематографическим сообществом. Всего лишь вторая работа Владимира Меньшова конкурировала с картинами оскароносных Акиры Куросавы и Франсуа Трюффо. Не предвещала успеха и внешнеполитическая обстановка – начало войны в Афганистане. Тем не менее, киноакадемики прониклись судьбами понаехавших, и чудо свершилось. Интересно, что расположение американцев только усилило скепсис по отношению к Меньшову у его советских коллег. Достойным ответом злопыхателям стала мастерская во всех отношениях комедия «Любовь и голуби».
«Частная жизнь» (Юлий Райзман, 1983)
«Военно-полевой роман» (Петр Тодоровский, 1985)
«Урга – территория любви» (Никита Михалков, 1993)
Первая из трех оскаровских номинаций Никиты Михалкова. Диковинных локаций Внутренней Монголии и трагикомической истории о поездке мужичка из степи в город за контрацептивами хватило на то, чтобы войти в шорт-лист, но не чтобы обойти французскую историческую драму «Индокитай». Ну «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля – тоже неплохо.
«Утомленные солнцем» (Никита Михалков, 1995)
Первый и пока единственный фильм-обладатель «Оскара» в новейшей истории российского кино. Тут, можно сказать, все сошлось один к одному: витиеватая, но в то же время ясная драматургия, изобретательная режиссура, блистательные актерские работы, в том числе самого Михалкова, а также пресловутая политическая актуальность. Успех фильма на родине был встречен подозрениями в конъюнктурности и «очернении» славного советского прошлого, что не помешало Михалкову взойти в ранг живых классиков. В то же время, триумф, будем честными, вскружил режиссеру голову. Созданное спустя 15 лет двухчастное продолжение, контрастирующее с первым фильмом и по форме, и по содержанию, понимания не нашло ни у кого, в том числе у американских киноакадемиков. Посмотреть, как Михалков вместе с дочкой «Оскара» получал, можно тут.
«Кавказский пленник» (Сергей Бодров, 1996)
Актуальное в середине 90-х прочтение одноименного рассказа Льва Толстого с адаптацией действия под Первую чеченскую войну. «Оскара» картина не удостоилась (победила чешская трагикомедия «Коля» о дружбе русского мальчика и чешского музыканта), зато Сергей Бодров стал известен за рубежом и начал потихонечку двигаться в сторону Голливуда, результатом чего оказался недавний «Седьмой сын».
«Вор» (Павел Чухрай, 1997)
Довольно успешные в плане интереса к российскому кино за рубежом 90-е закрыла оскаровская номинация ретро-драмы «Вор». Картина Павла Чухрая реконструировала послевоенное лихолетье, поднимая распространённые проблемы безотцовщины и специфического любовного треугольника – мама, сын и незнакомый дядька. И вновь «Оскар» картине не достался, но один из ее создателей, исполнивший главную роль Владимир Машков, впоследствии сумел пробиться в Голливуд.
«12» (Никита Михалков, 2008)
Десятилетнее отсутствие российских фильмов в числе номинантов на «Оскар» удалось прервать лишь Никите Михалкову. Способ был выбран, можно сказать, беспроигрышный – режиссер сделал эффектный ремейк классической голливудской разговорной драмы «12 разгневанных мужчин». Интересно, что конкурировал фильм Михалкова с эпиком Сергея Бодрова «Монгол», выдвинутом от Казахстана, но снятом с участием России, а также с «Катынью» Анджея Вайды, где русские присутствуют известным образом по сюжету. Всех в итоге обошла австрийская историческая драма «Фальшивомонетчики».
«Левиафан» (Андрей Звягинцев, 2015)
Трудно припомнить, когда отечественное кино, причем еще до выхода в прокат, вызывало бы столь яростную дискуссию в обществе и буквально раскалывало бы зрителей на враждующие лагеря. Переплетя библейский миф и философские изыскания, современность и вечную проблематику, главный российский режиссер создал главный российский фильм года. Оригинальная многоуровневая драматургия, совершенный визуальный ряд, сильные актерские работы, а также, очевидно, голливудское влияние Александра Роднянского обеспечили картине попадание в шорт-лист. Подкрепляют шансы на победу десятки наград, в том числе «Золотой глобус», верхние строчки в многочисленных топах и выход в переломный исторический момент, заостряющий актуальность картины. Главный конкурент «Левиафана» – польская «Ида», вокруг которой, следуя российскому примеру, поляки тоже сейчас старательно разжигают холивар.