Программный директор — ключ к фестивалю
Мнение отборщика всегда отражается на программе. Поэтому первое, что нужно учитывать при подаче заявки, — логика рассуждений программных директоров. Приведем несколько примеров.
Shane Smith, программный директор Hot Docs: «Ежегодно мы получаем огромное количество заявок, но всегда ищем истории, которые никогда не видели раньше или знакомые, но рассказанные по-новому. Последнее, что мы хотим увидеть, — это повтор, который не раскрывает ничего нового. Мы хотим удивиться, просветиться, даже разгневаться, почувствовать призыв к действию».
Melanie Iredale, и.о. директора Sheffield Doc/Fest: «Этот год был замечательным по качеству экстраординарных, часто личных и своевременных историй. Я горжусь тем, что большинство из них были сняты женщинами: 57% фильмов в основном конкурсе и 50% проектов в конкурсе VR. Наши победители продемонстрировали интернационализм и актуальность тем: среди них рассказы о здравоохранении, сирийском конфликте, изменении климата и правах человека в Китае».
Barbara Orlicz-Szczypuła, программный директор Krakow IFF: «Наш приоритет — находить и показывать премьерные картины. В фокусе — уникальные темы и герои, фильмы с индивидуальным взглядом на мир. Важно, чтобы глобальные темы раскрывались через частные истории. Обычно мы не показываем теле— и репортажные работы, художественно мало выразительные проекты, но если тема актуальная и мощная — делаем исключение».
Может показаться, что речь об абстрактных вещах, но на самом деле это конкретный запрос на конкретное кино. В цитатах четко сформулированы фестивальные приоритеты. Когда отборщики говорят, что им интересны новые истории или старые, рассказанные по-новому, — это действительно важно.
Фильмы о глобальных проблемах, рассказанные через личные и самобытные истории, востребованы у художественных руководителей фестивалей. Но важно соблюдать баланс. Например, российские авторы часто снимают на локальные темы, которые интересны и понятны только нашему зрителю, но не находят отклика у иностранной аудитории.
Фестивали поощряют авторов, которые используют художественные средства и стараются внедрять в работы современные технологии. Но любые технологии должны работать на идею, а не существовать сами по себе. Есть много визуальных и художественных средств, при помощи которых можно рассказать историю.
Совет: Заранее узнайте, кто отборщик фестиваля, в котором вы хотите принять участие. Изучите его мнение, поищите высказывания в медиа. |
Отчет киносмотра — отражение реалий и его ожиданий
После завершения фестиваля оргкомитеты готовят подробные аналитические отчеты. В них оценивается ситуация в индустрии и влияющие на нее факторы. Киносмотры отражают сегодняшний день и формируют тенденции, намечают вектор развития.
В отчетах указывается соотношение участников по гендерным, расовым, этническим, религиозным и другим признакам. Здесь же публикуется информация по всем новым секциям и темам, выходящим на первый план.
Фестивалям важно соответствовать политике разнообразия.
Кадр из фильма «Animal Bridge» (2019), участника программы Animal Magnetism / Фото: Hot Docs
Например, в этом году Hot Docs ввел четыре новые программы:
- Persister — истории о женщинах, рассказанные женщинами;
- Animal Magnetism — о сложных отношениях между человеком и животным;
- секция Making Believe посвящена теме пропаганды, фальшивых новостей и лжи;
- The Changing Face of Europe — об изменениях, которые претерпевает Европа.
Совет: Перед подачей заявки изучите отчеты фестивалей. Смотрите, на какие темы и кино они делают акцент. Учитывайте это, чтобы повысить шансы на участие. |
Ниши — отличный трамплин для фестивального продвижения
Классическая схема фестивального продвижения фильма представляет собой пирамиду, где верхушка — крупные фестивали, а основание — небольшие смотры. Считается, что надо медленно двигаться от верхушки к основанию, постепенно наращивая количество показов и участий. Но верхушка, как собственно и основание, для каждого фильма своя и зависит от задач и личных ожиданий авторов. Если вы получили несколько десятков отказов от крупных фестивалей — это сигнал либо менять верхушку, либо спускаться на следующую ступень пирамиды.
В мире большое разнообразие нишевых фестивалей. Многие режиссеры ошибочно полагают, что от узконаправленных смотров мало пользы. Но на самом деле это не так.
Фото: Green Film Festival
Такие фестивали часто предлагают не только крепкую программу и профессиональное жюри, но берут на себя полностью или частично расходы по приглашению автора на киносмотр. А у некоторых еще и внушительный призовой фонд. Любопытно, что нишевые фестивали создают собственные ассоциации, чтобы оптимизировать внутреннюю работу, обмениваться фильмами и экспертами.
Самые богатые и активные ниши — экология и права человека.
Экониша очень большая, денежные призы есть даже на малозаметных фестивалях и что самое важное — на них достаточно часто встречаются фильмы из России. Это может быть связано с тем, что экофесты более лояльно относятся к ТВ-формату, в котором часто работают российские авторы.
На фестивалях по правам человека Россия представлена хуже. Многие из них ищут фильмы самостоятельно, нет открытой формы подачи заявки. Чтобы заявить фильм на такой фестиваль — надо напрямую связаться с отборщиком и в индивидуальном порядке предложить рассмотреть картину для их программы.
Ниша VR стремительно скакнула на третье место, каждый уважающий себя фестиваль старается делать такую секцию. Традиционно в международном топе ниша ЛГБТ. Неплохо берут в «спорт и танцы». Ниша «туризм и горы» может показаться странной, но на самом деле у горных фестивалей Европы даже есть своя ассоциация.
Фото: Stella Jacob
Есть хорошие фестивали о людях с ограниченными возможностями, но их мало. Небольшая и ниша «дети и подростки». У них есть своя ассоциация, но фокус больше смещен на игровое кино, хотя на крупных фестивалях всегда есть место для документального кино.
О художниках и музыкантах киносмотров мало. Фильмы, снятые о локальных культурных явлениях, плохо берут на фестивали общего профиля, а в тематических секциях представлены картины о Курте Кобейне и Майлзе Дэвисе, с которыми трудно конкурировать.
В России снимают много ТВ-дока, но продвигать его чудовищно сложно. Только если он не попадает в зону эко. IMPACT-проектов в России мало, в Европе и мире они появляются чаще, но на фестивали получают доступ только при сильном художественном уровне.
Совет: Обязательно составляйте стратегию продвижения фильма. Не бойтесь участвовать в нишевых фестивалях. |
Участвовать нужно не только в фестивалях
Российские и иностранные фестивали находятся в разных социокультурных контекстах и ставят перед собой разные задачи, поэтому принципиально отличаются по форме и содержанию.
Иностранные киносмотры сами активно участвуют в создании фильмов при помощи разных мероприятий: питчингов, форумов и образовательных проектов. На зарубежных фестивалях много проектов, которые разрабатывались через кампусы и лаборатории, снимались при профессиональном тьюторском сопровождении от фондов и грантов. То есть в течение всего цикла производства тестировались на профессионалах отрасли — это отражается на размахе и качестве работ. Отдельное внимание иностранные фестивали уделяют копродукционным работам и стремятся, чтобы таких картин в программе было как можно больше.
The Verzio DocLab / Фото: Zoltan Adrian
В России же кино снимается либо на субсидии от Министерства культуры, либо на собственные средства режиссера и создается исключительно внутри творческой группы фильма. А индустриальных мероприятий на порядок меньше.
Питчинги, лаборатории, форумы позволяют режиссерам и продюсерам представить свой проект профессионалам, получить от них обратную связь и полезные советы. Также помогают привлечь партнеров в лице фондов, общественных организаций, сейлз-агентов и баеров, которые всегда присутствуют на всех значимых фестивалях.
Совет: Осознайте весь объем возможностей и внедряйтесь в индустрию с самого старта нового проекта. |
Материал подготовлен на основе мастер-класса экспертов по фестивальному продвижению Екатерины Русакович и Ольги Баженовой (Eastwood Agency), который прошел в рамках международного фестиваля документального кино «Флаэртиана».
Обложка: Christophe Bouillon / FDC