Идеи режиссера без подробного разбора текста сценария носят случайный и хаотичный характер. Режиссеры могут пускаться в пространные рассуждения, тогда как актеры и другие члены съемочной группы ждут от них понятных, конкретных и выполнимых задач.
Фото: drobotdean
Тщательная работа со сценарием и подробное исследование его текста — это «домашняя работа» профессионального режиссера, которая окупает себя на 1000% и значительно экономит время и деньги.
Кроме того, глубокий разбор сценария может стать кодом во вселенную сознания и воображения режиссера, который позволит по максимуму раскрыть как потенциал текста, так и свой собственный режиссерский потенциал.
Мне очень нравится вариант работы со сценарием, предложенный автором курсов по работе режиссера с актером и одноименной книги Джудит Уэстон.
Итак, мы получили сценарий или сами являемся его автором. Что делать?
Читаем сценарий первый раз в ознакомительном порядке
Мы не делаем никаких пометок и ничего не подчеркиваем. Это первый этап знакомства со сценарием. Если вы автор сценария, то читайте его так, словно он написан другим человеком. Даже если вы очень хорошо пишете сценарии, вам потребуются другие навыки, чтобы работать с текстом как режиссер.
Читаем сценарий второй раз и делаем в нем пометки
- Вычеркиваем из текста все прилагательные и наречия, которые описывают внешность и эмоциональное состояние героев.
Например, она улыбнулась очаровательной улыбкой. Он зашел в комнату в раздраженном состоянии.
Подобные описания не подходят, так как они ориентированы на результат, актер в этом случае будет изображать эмоцию и находиться не в моменте.
- Вычеркиваем из текста все действия, которые не имеют значения для развития сюжета.
Например, героиня во время разговора с героем держит в руках чашку. Герой сидит за письменным столом и читает газету. Если никакого значения для сюжета эти действия не имеют, их лучше вычеркнуть.
Что имеет значение для сюжета? Например, героиня роняет сумку, ее поднимает герой и они знакомятся.
- Подчеркиваем в тексте события.
Например, они поцеловались, герой ударил другого героя.
- Подчеркиваем в тексте образы.
Образы — это то, что мы видим, слышим, осязаем, обоняем и чувствуем на вкус.
Пример аудиовизуального образа: темнота и тишина, только один фонарь горит на причале, под фонарем на земле сидит герой. Образ дает нам представление о сцене и ее настроении.
- Подчеркиваем факты.
Например, герой заходит в комнату, героиня убирает свою квартиру.
Фото: drobotdean
Факты могут также следовать из диалогов. Например, один герой говорит другому, что уже 10 лет работает в районной больнице врачом или героиня говорит, что она выросла в неполной семье с младшим братом и сестрой.
- Обводим в кружок персональные объекты.
Персональный объект — это личный предмет героя, который он постоянно носит с собой или который присутствует в одной сцене и раскрывает личность героя.
Например, фотография семьи на письменном столе героя, дипломы и сертификаты на стене в кабинете героини, трубка Шерлока Холмса, трость Эркюля Пуаро.
Читаем сценарий вслух в третий раз
Сценарий следует читать без выражением и не по ролям. Чтение сценария вслух помогает выявить новые идеи.
Заполняем таблицу
Предложенная таблица, которую условно можно назвать «Первое впечатление», — это разбор сценария и каждого героя. Ее рекомендует Джудит Уэстон в своей книге «Режиссер и актеры». Ниже рассмотрим, как же предлагается ее заполнить.
1Идеи. Первое впечатление
Вы записываете в эту графу все свои идеи в стиле фрирайтинга. Никакой цензуры и самоконтроля не требуется. Если у вас при прочтении сценария появились вопросы, вы также записываете их в первую графу.
2Доказательства идей
В эту графу вы записываете все, что по вашему мнению доказывает ваши идеи из первой графы.
3Парафраз
Парафраз (в данном примере) — это высказывание от первого лица. По каждому герою сценария вы пишите высказывание, которое начинается со слов я.
Например, «я хочу держаться подальше от проблем», «я ненавижу несправедливость», «я хочу, чтобы меня все любили». Вы можете писать как одно высказывание по каждому герою, так и несколько.
4События
В эту графу вы записываете события, которые описаны в сценарии. Режиссеры могут возразить, что это пустая трата времени, так как события как правило уже описаны в синопсисе. Но я рекомендую это сделать в рамках работы со сценарием.
Режиссер должен рассказать зрителям историю. Для этого требуется подробно выявить все события сценария в их последовательности и взаимосвязи. В работе с таблицей «Первое впечатление» будет достаточно краткого перечисления событий сценария.
5Три возможных значения
Заполняется по каждому герою. В эту графу вы пишите, почему герой или героиня такие, как вы указали в графе 3.
Например, в графе 3 вы написали, про героиню: «Я люблю помогать».
Три возможных значения:
- мне очень важно чувствовать свою ценность и нужность, я боюсь одиночества;
- я испытываю сострадание. Если вижу боль другого человека, то хочу облегчить его страдания, так как сама начинаю страдать;
- помогая другим я чувствую себя сильной и расту в своих глазах. Это повышает мою самооценку.
Можно писать и от третьего лица (он, она).
6Факты, стоящие за словами
Режиссеру следует выяснить, какие факты стоят за репликами героев.
Например, герой говорит о бизнесе. Анализ его реплик позволяет выявить следующие факты:
- герой — владелец бизнеса, обеспеченный человек, очень много работает;
- героиня говорит о семье. Факты, стоящие за ее репликами: героиня замужем, у нее двое детей, она не работает.
После заполнения таблицы нужно переходить к детальному разбору каждой сцены (более подробно мы разберем в следующих статьях).
Фото: drobotdean
Режиссерский разбор сценария достаточно трудоемкий процесс, занимающий время. Вместе с тем, он оказывает режиссеру неоценимую услугу. Режиссер в процессе работы по первой таблице присваивает себе героев, может оправдывать их действия, понимать мотивы их поступков и ставить задачи актерам с позиции героев.
Кроме того, разбор сценария позволяет эффективно преобразовать текст, образы и идеи в своей голове в понятные съемочной группе режиссерские задачи.
Как правило в сценарии есть «сложные» сцены, которые непонятны режиссерам и могут не получаться с первого раза. Плохой вариант, когда режиссер спешит переписывать такие сцены. Практика показывает, что именно сложные сцены чаще всего имеют самый высокий постановочный потенциал.
Вы можете посмотреть мое видео, в котором я делаю разбор по таблице, приведенной выше, рассказа А.П. Чехова «Размазня», переработанного мной в сценарий.
Работа режиссера со сценарием
Елена Марина Режиссер и автор сценария фильмов «Наташа», «Ведьма», «Два дня» и «Анима/Анимус». |
Обложка: drobotdean