Правила профессии: сценарист Олег Сироткин

1 Работайте много и регулярно

Сценарный труд напоминает спорт: нужны ежедневные системные тренировки. Стоит прерваться на месяц — мгновенно обрастаешь жирком профессиональной неуверенности. Эффективно пишется, когда работаешь много и регулярно.

Иногда проходят годы, прежде чем удается вернуться к проекту, поставленному на паузу. Написание сценария — это бег марафонца. Труднее всего он дается тем, кто по натуре — спринтер. Мне понадобилось много времени, чтобы научиться бегать на длинные дистанции.

Найдите баланс между приобретением впечатлений и работой

Не бывает кризиса идей, бывает недостаток впечатлений. Раньше я думал: можно быть успешным сценаристом, забившись в коробочку со столом и ноутбуком. Какая глупость! Для автора впечатления от жизни — это питательная творческая среда.

Нужно быть открытым жизни: ходить на мероприятия и в гости, общаться с людьми. Раньше я все это игнорировал. Мне казалось, что можно полистать новостные сайты, почитать чаты и крутое кино у тебя в кармане. Это чушь собачья!

Реальные люди, их характеры, манера поведения, случаи из жизни, которые они рассказывают лично тебе — это самый мощный источник вдохновения. Отдельное искусство в том, чтобы выровнять баланс между приобретением новых впечатлений и системной методичной работой.

Вовремя остановитесь

Сценарий при написании проходит те же стадии развития, что и растение. В землю сажается зернышко — идея. Затем зернышко-идея прорастает, развивается, превращается в сценарий, он «расцветает», достигает своего лучшего состояния, а потом, если проект не идет в производство, увядает. Из первой идеи в землю падает новое зернышко и на том же месте вырастает новое растение, схожее с предыдущим лишь тем, что тоже зеленое, имеет листья и стебель.

Если сценарий в своем лучшем виде не устраивает студию, это значит, что ошибки были заложены в выборе самого зернышка: глупо требовать от морковки, чтобы она стала подсолнухом.

Я не сторонник идеи, что «сценарий не пишется, а переписывается». Он не переписывается, он дорабатывается. Важно осознать, когда история достигла своего лучшего состояния и остановиться на этом. Это ее максимум. Переходите к следующей идее!

Относитесь к правкам с уважением

Фильм, который пишешь на заказ — это песочница, в которую забрались несколько детей, желающих построить башенки для вашего общего замка. Здесь и продюсер, и режиссер, и оператор, и еще много кого. Знаете как выглядит ребенок, который отгоняет других детей от процесса постройки песочного замка? Некрасиво он выглядит, поверьте.

Мысль о том, что мы делаем кино вместе и, по большому счету это наша совместная игра, примиряет меня с правками и заставляет с уважением отнестись к изменениям в истории. В конце концов, у меня всегда есть возможность для самостоятельного авторского высказывания — возьми и напиши проект от начала до конца. По своей идее и за свой счет. Кто мешает?

Продавайте не свои истории, а свой уникальный взгляд на мир

Сценарист продает не сценарии, а свой уникальный взгляд на мир. Поэтому качество работ автора тождественно его личности. Один американский драматург сказал: «Если вы не способны оригинально поступить в вашей реальной жизни, как ваш персонаж сможет совершить нечто неожиданное?» Многократно убеждался в правоте его слов.

Талантливый автор — это своеобразный кристалл сознания, через призму которого преломляется свет любой истории. И на выходе всегда интересный результат. Важно, чтобы автор развивался: и как эрудит, и как человек. Правда не всегда яркая личность — талантливый автор. Но это — уже другая история.

Будьте внимательны к жизни

Относитесь с вниманием к тому, что происходит с вами в тот период, когда вы работаете над проектом. Случайные происшествия, случайные книги, которые попадаются на глаза, случайные фильмы или разговоры: не игнорируйте их. Уважайте странные движения души, когда вас тянет изучить какую-то постороннюю тему. Не игнорируйте эту тягу.

Бывает так: то, что кажется чем-то ненужным сегодня, завтра вдруг удачно вплетается в ход истории. Тогда думаешь: «Черт, как бы я это написал, если бы вчера не прочел про это?»

Иногда из попытки воткнуть в проект «накипь дней» выходит несуразица. И все-таки я предпочитаю искать ответы на драматургические вопросы, прежде всего, внутри своего жизненного опыта.

Старайтесь везде видеть идеи

Сколько классных идей может прийти на ум сценаристу? Мой ответ: миллион. Мне иногда кажется, что над головами у нас течет река, в которой водятся рыбы-сюжеты разных размеров. Рыб много, очень много. И сценарист — это просто парень с удочкой. Его способ мыслить и есть удочка. Он легко выдергивает одну рыбину за другой. Не этот, так другой сюжет. Все искусство в том, как рыбу потом приготовить.

Поэтому я не сильно расстраиваюсь, когда крадут идеи: такое случается, и это связано с несовершенством законодательства: в России идея — не объект авторского права. Только сценарий. Если украли — надо тут же закинуть удочку и выдернуть новую рыбину. Если вы толковый рыбак, у вас всегда будет полное ведро с уловом.

Этот образ реки сюжетов у меня возник, когда я стал глубже изучать историю. Я был поражен тем, сколько грандиозных сюжетов существует в разных исторических эпохах. Немыслимое множество! Мне даже показалось, что знаменитые кинокартины на исторические сюжеты — это просто наугад выловленная рыба.

Станьте клиническим оптимистом

Со временем я четко понял: чтобы состояться в профессии, нужно быть клиническим оптимистом. То есть, никогда не отчаиваться, не унывать и верить в свой талант, что бы обидного ни говорили. Если ты в себя не веришь, то кто в тебя поверит?

Талант сценариста, в отличие от режиссера, можно оценить не по одному, а по совокупности проектов. Причина в том, что на итоговый результат влияет много факторов, часто неподвластных автору: воля режиссера, интересы студии, кинотеатральная роспись, какие-то происшествия в день проката.

Бывает и так, что талантливая картина не так успешна, как посредственная. Именно поэтому талант сценариста можно оценить только по совокупности проектов, над которыми он работал. Лучшее решение от всех неприятностей — это перешагнуть через них и просто идти вперед.

Олег Сироткин

Сценарист кино и ТВ, генеральный директор кинокомпании «АЛЬФА и ОМЕГА», куратор программы «Сценарное мастерство» в Московской школе кино.

Среди его работ сценарии сериалов «А.Л.Ж.И.Р.», «Наследие», двух частей трилогии «Частное пионерское» и др.

В 2007 году получил премию «Золотой Орел» за совместную работу с Юрием Арабовым над сценарием 12-серийного телефильма «Завещание Ленина».

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *